И профессиональную компетентность психолога воинской части

  Уровни эффективности  
п/п Высокий (3 балла) Средний (2 балла) Низкий (1 балл)
1. Эффективность деятельности — степень соответствия результатов намеченным целям и нормативным требованиям
  • Организуемая психологом работа оказывает • Психологическая работа оказывает определенное • Психологическая работа не оказывает замет-
  реальное положительное воздействие на все влияние на выполнение ограниченного круга задач ного влияния на решение задач, стоящих перед
  стороны жизнедеятельности части воинской деятельности л/с воинской части и подразделений
  • Должностными лицами всех степеней посто- • Должностными лицами рекомендации и предложе- • Рекомендации и предложения психолога
  янно учитываются рекомендации и предложе- ния психолога учитываются периодически носят поверхностный характер, должностными
  ния психолога, предложения носят конкретный • Морально-психологическое состояние личного со- лицами почти не учитываются
  и адресный характер става удовлетворительное, уровень психологической • Степень психологической готовности и устой-
  • Офицеры, прапорщики и сержанты в своей готовности и устойчивости в основном позволяет чивости военнослужащих не позволяет уве-
  работе опираются на положения психологиче- решать поставленные задачи ренно решать поставленные задачи
  ской науки • Командиры имеют недостаточный уровень психо- • У командиров нет четкого представления об
  • Морально-психологическое состояние лично- лого-педагогической подготовки, опора на психологи- особенностях и способах применения психо-
  го состава части удовлетворительное, уровень ческие знания и их использование на практике носят логических знаний и навыков в практической
  психологической готовности и устойчивости эпизодический и ограниченный характер работе с военнослужащими
  позволяет решать задачи учебно-боевой и • Условия жизнедеятельности в основном обеспечи- • Большая часть военнослужащих (свыше 50%)
  служебной деятельности на высоком уровне вают сохранение психического здоровья военнослу- характеризуют свое психологическое состояние
  • Условия, созданные в части, обеспечивают жащих, однако имеются факторы, вызывающие и удовлетворенность условиями, созданными в
  нормальное функционирование психики воен- психологический дискомфорт у значительного числа части, как неудовлетворительное
  нослужащих военнослужащих (до 50%): снижение самочувствия, • В подразделениях имеются устойчивые груп-
  • В части отсутствуют случаи суицида, проис- настроения, желание сменить специальность, воин- пы военнослужащих, склонных к асоциально-
  шествий, связанных с гибелью или увечьями ский коллектив, жалобы на недостаточную адаптиро- му поведению, зафиксированы случаи суици-
  личного состава ванность к условиям военной службы дальных попыток либо имеются случаи гибе-
  • Профессиональный психологический отбор • В части отсутствуют случаи гибели военнослужа- ли, увечья военнослужащих, в основе кото-
  обеспечивает правильную расстановку воен- щих, однако имеются отдельные грубые нарушения рых — психологические причины
  нослужащих по воинским специальностям и уставных правил взаимоотношений, случаи само- • В части не создана материальная база (от-
  подразделениям вольного оставления части, нарушений правил несе- дельный кабинет психолога, психодиагности-
  • В воинской части имеется необходимая для ния караульной службы (б/дежурства) ческие средства, психологическая литература
  психологической работы материально- • Материальная база психологической работы не- и т. п.), позволяющая осуществлять полный
  техническая база достаточна (отсутствуют комната психологической комплекс мероприятий, связанных с психоло-
  • Обеспечен минимальный отрыв психолога от помощи, комната для психологического консультиро- гическим изучением и управлением военно-
  исполнения непосредственных служебных вания, ЭВТ) служащими
  обязанностей (не более 20%) • Отрыв психолога от исполнения непосредственных • Отрыв военного психолога от исполнения
  • Военнослужащие, обращавшиеся к психоло- функциональных обязанностей значителен (до 50% непосредственных служебных обязанностей
  гу, удовлетворены характером и результатами. служебного времени) составляет более 50%
  проведенной с ними работы и оказанной по- • Военнослужащие, обращавшиеся к психологу, • Военнослужащие, обращавшиеся к психоло-
  мощью высказывают противоречивые отклики о проведенной гу, высказывают нейтральные либо негатив-
    с ними работе и оказанной помощи ные отзывы о проведенной с ними работе





№ n/п   Уровни эффективности  
Высокий (3 балла) Средний (2 балла) Низкий (1 балл)
1. Эффективность деятельности — степень соответствия результатов намеченным целям и нормативным требованиям
2. Профессиональная компетентность— определенная степень развития знаний, навыков, умений, составляющих основу профессионального опыта
  военного психолога, предполагающая его способность самостоятельно выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая при этом соответствие
  процессуальной стороны деятельности нормативным требованиям и социально приемлемым способам ее осуществления
• Психолог знает основные психологические теории • Психолог знает функциональные обязанности и • Психолог слабо ориентируется в теории
  личности, деятельности, группы и общения, психо- требования нормативных документов по организа- и практике психологического исследования
  логические особенности основных групп воинских ции психологической работы в воинской части и методах психологического воздействия
  специальностей и их требования к военнослужа- • Владеет навыками разработки и ведения доку- • Личное участие в проведении мероприя-
  щим ментации, разрабатывает предложения и рекомен- тий психологической работы ограничено
  • Знает функциональные обязанности и требования дации должностным лицам, однако не всегда они • Испытывает значительные затруднения
  нормативных документов по организации психоло- носят конкретный характер, касаются лишь отдель- в выборе соответствующих конкретной
  гической работы в воинской части ных сторон жизнедеятельности личного состава ситуации методов и средств деятельности
  • Уверенно владеет теорией и практическими мето- • Знает основные методы психологического иссле- • Практическая деятельность сведена
  дами психологического исследования и психокор- дования и воздействия, однако испытывает затруд- к использованию отдельных методик.
  рекционного воздействия нения при самостоятельном осуществлении от- слабо увязанных между собой
  • Правильно планирует и организует собственную дельных из них на практике • При сборе информации и использовании
  деятельность,- обеспечивая полное выполнение • В своей деятельности использует ограниченный данных не всегда в достаточной мере со-
  функциональных обязанностей, владеет основны- круг методик, налицо ориентация на определенную блюдает этические нормы деятельности
  ми видами деятельности в рамках профессии форму деятельности • Испытывает серьезные затруднения в
  «психолог» • Знает и соблюдает требования, предъявляемые выявлении негативных психологических
  • Уверенно ориентируется в ситуации профессио- к психодиагностической работе, однако не в полной факторов, оказывающих отрицательное
  нального взаимодействия, способен самостоя- мере владеет психометрическими основами данно- воздействие на жизнедеятельность воен-
  тельно анализировать и выбирать наиболее опти- го вида деятельности нослужащих
  мальные теорию и способы психологического воз- • Участие психолога в обучении должностных лиц • Планирование деятельности подчинено
  действия практике психологической работы ограничено исключительно внешнему руководящему
  • Рефлексирует содержание собственной деятель- • Распределение служебного времени не всегда воздействию
  ности, соблюдает этические нормы деятельности оптимально и не обеспечивает в должной степени • Предложения и рекомендации должност-
  • Знает и соблюдает требования, предъявляемые полное выполнение функциональных обязанностей ным лицам носят поверхностный и эпизо-
  к психодиагностической работе   дический характер
  • Обеспечивает тесное и эффективное взаимодей-   • Испытывает значительные трудности при
  ствие с другими субъектами при проведении меро-   организации делового взаимодействия
  приятий психологической работы в воинской части   с должностными лицами при проведении мероприятий психологической работы

S

Ь о

ж

CD

X S CD

«Я

со

И профессиональную компетентность психолога воинской части - student2.ru Приложение 12

Рекомендации по выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости

Под нервно-психической неустойчивостью(НПН) понимают склонность к срывам нерв­ной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно ши­рокое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние вари­анты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования не­рвной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивостиопределяющая роль принад­лежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретен­ной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Та­кими факторами и, соответственно, косвенными признаками НПН являются:

- психические заболевания у родителей и близких родственников;

- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

- воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

- чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;

- наблюдение в психо-неврологическом диспансере;

- ночное недержание мочи;

- наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

- приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

- раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препара­тов и другие.

Формы проявления НПНмногообразны и связаны с нарушениями регуляторных меха­низмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимиче­ских, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.

Схема 1 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической

неустойчивости

Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН  
Психомоторика Плохая координация движений
  Повышенный тремор, тик
  Неловкость, угловатость движений
  Напряженность, вычурность движений и поз
Познавательно- Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словар-
мыслительная ный запас, примитивность суждений)
деятельность Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить
  жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)
  Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям
Темперамент Повышенная эмоциональность (сензитивность)
  Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
  Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)
  Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатич-
  ность, замкнутость)
  Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)
  Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость)

Приложение 12________________________________________________________________ 455

Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН  
Мотивация Внушаемость, склонность к подражательству
  Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
  Низкий самоконтроль
  Импульсивность влечений
  Чрезмерное стремление к доминированию
  Агрессивность
  Неустойчивость интересов, привязанностей
Нарушения в процес- Низкая эффективность деятельности
се деятельности Аварийность, травматизм по вине военнослужащего
  Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность
  Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий
Нарушения Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
дисциплинарных Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений
и социальных норм Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи
  Случаи суицидальных действий
  Склонность к нечестности, воровству
  Уклонения от воинской службы
  Неряшливость
Нарушения Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам
межличностных Конфликтность, озлобленность, грубость
отношений Изолированность в группе
  Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям
  Подозрительность, мнительность, недоверчивость
  Неспособность противостоять влиянию окружающих
  Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность
  Обидчивость
  Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении
Предпатологические Общая вялость
и патологические Повышенная утомляемость
нарушения Нарушения сна, снохождение
  Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания
  Судорожные припадки
  Энурез
  Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца
  Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи
  Фиксированность на состоянии здоровья
  Резкое побледнение или покраснение кожных покровов
  Нарушения ритма дыхания при волнении
  Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию
  Замедленный темп действий
  Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство
  Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность, вяз-
  кость мышления

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна пре­дусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, впериод адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующе­го прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в частьпсихолог проводит инструктивно-методи­ческое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицера­ми подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде воен­нослужащих, а также указывает, на что надо обратить внимание при изучении докумен­тов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

В результате изучения документовмогут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родствен­ников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагопо­лучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоя­нию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовле-



Приложение 12

ченис в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая обществен­ная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициа­тивность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, ку­рению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внима­ния и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследованиятакже дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение, легкую раз­дражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демон­стративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и рез­кость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу), выражение растерянности и ис­пуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом ра­боты или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановкедолжно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нере­шительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 кос­венных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предва­рительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

По результатам проделанной работы психологом совместно с командирами подразделе­ний и их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, ограничении использования этих военнослужащих по отдельным специальностям и в определенных ситуациях. Воен­нослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости пред­ставляются для медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев) и последующего про­хождения службыпродолжается изучение военнослужащих, динамическое наблюдение за лицами с признаками НПН в целях контроля их состояния и выработки психологом предложений должностным лицам о мерах индивидуально-воспитательного характера, о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях.

Приложение 13

Наши рекомендации