Модель профессиональной деятельности психолога воинской части

1. Объективные характеристики профессиональной деятельности 2. Психологические характеристики профессиональной
    психолога     деятельности военного психолога  
  Профес- Профессиональные Основные Результаты Знания Умения и навыки, необхо- Качества Психологи-
  сиональ- действия по реше- методы профессио- в области димые личности, ческие
  ные нию профессио- деятельности нальной дея- теории для осуществления задач желатель- качества -
  задачи нальных задач психолога тельности и практики профессиональной дея­тельности ные для психолога проти­вопоказа­ния
Изучение Определение уровня Анализ доку- Развернутый Знания Владение методами проек- Аналитико- Консерва-
  индивиду- психологической ментов, био- психологиче- об индивиду- тирования и реализации конструктив- тизм мыш-
  ально- готовности военно- графический ский портрет ально-психо- программы психологического ный склад ления
  психоло- служащих к учебно- метод, анкети- личности воен- логических исследования, применения мышления  
  гических боевой деятельности. рование инди- нослужащего. особенностях основных психодиагностиче-   Отсутствие
  особенно- Выявление лиц видуальное. Предложения личности, ее ских методов изучения пси- Психологи- устойчивой
  стей с низким уровнем Беседа, тести- и рекомендации структуре хологических свойств и ческая на- профессио-
  военно- нервно-психической рование, проек- командирам и движущих особенностей личности. блюдатель- нальной
  служащих устойчивости. тивные методи- по индивидуа- силах разви- Владение методикой выяв- ность направлен-
    Подбор военнослу- ки, наблюдение, лизации воспи- тия. ления лиц с низким уровнем   ности
    жащих на должности опрос и др. тательного Знание теории нервно-психической устой- Компетент-  
    младших команди-   процесса. и практических чивости. ность Низкая
    ров.   Справка-доклад методов пла- Владение навыками матема-   компетент-
    Психологическое   командиру нирования тико-статистической обра- Развитая ность
    сопровождение воен-   части и его и проведения ботки и интерпретации дан- рефлексия  
    нослужащих в про-   заместителю психологиче- ных, использования элек-   Отсутствие
    цессе службы, преду­преждение негатив­ных отклонений.   по воспита­тельной работе ского исследования тронно-вычислительной техники в психологическом исследовании   эмпатии

Изучение Оценка управленче- Социометрия, Развернутый
  социаль- ской деятельности анализ резуль- социально-
  но- органов военного татов деятель- психологиче-
  психоло- управления и выра- ности, наблю- ский портрет
  гических ботка рекомендаций дение, эксперт- воинского кол-
  процессов по повышению ее ное оценива- лектива.
  в воинских эффективности. ние, экспери- Предложения и
  коллекти- Оценка и прогнозиро- мент, опрос, рекомендации
  вах вание социально-психологических процессов, состояний и выработка предло­жений по управлению ими анкетирование командирам по улучшению морально-психологическо­го климата, совершенство­ванию управ­ленческой дея­тельности, комплектова­нию экипажей и расчетов, подбору млад­ших командиров
Психоло- Анализ социально- «Телефон до- Благоприятный
  гическая психологических верия», психо- психологиче-
  профилак- причин и условий, диагностиче- ский климат
  тика способствующих ские обследо- в воинских
  наруше- нарушению дисцип- вания личного коллективах
  ний воин­ской дис­циплины линарных норм состава, разра­ботка рекомен­даций и пред­ложений долж­ностным лицам, анализ наруше­ний и происше­ствий  





Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru 6
Знание психо- Владение навыками изуче- Общитель- Равнодушие
логических ния социально- ность к проблемам
закономерно- психологических процессов   людей
стей общения в воинском коллективе. Доброжела-  
и взаимодей- Владение методикой оценки тельность Жесткая
ствия людей в управленческой деятельно-   привязан-
больших и сти должностных лиц, выра- Проница- ность
малых соци- ботки рекомендаций по тельность к одному
альных груп- повышению ее эффективно-   подходу.
пах, межгруп- сти.   применение
повых отноше- Умение оценить морально-   стереотип-
ний, формиро- психологическое состояние   ных форм и
вания коллек- л/с, степень морально-   методов
тива, психоло- психологической и профес-   работы
гической со- сиональной готовности воин-    
вместимости, ского коллектива к военно-   Оценочное
стилей и спо- профессиональной, служеб-   отношение
собов управ- ной и боевой деятельности   к мнению
ленческой     клиента
деятельности.      
Знание соци-      
ально-психоло-      
гических мето-      
дов изучения      
личности -    
и группы   Корректность Отсутствие
Знание причин Владение навыками исполь-
и предпосылок зования основных методов   психологи-
негативных изучения и конструктивного   ческой на-
социально- разрешения конфликтов   блюдатель-
психологиче- в воинских коллективах   ности
ских процессов      
и явлений      
в воинских      
коллективах,      
межличност-      
ных конфлик-      
тов, преступно-      
го и других      
форм откло-      
няющегося      
поведения      

Знание спосо- Владение методикой психо- Общая куль- Чрезмерная
бов обеспече- логической оценки условий тура и круго- директив-
ния психологи- службы и быта личного зор ность, навя-
ческой совмес- состава, выявления лиц.   зывание
тимости лично- склонных к асоциальному Свободное своего мне-
го состава. поведению, а также име- владение ния клиенту
снижения ющих признаки затруднен- речью  
конфликтно- ной адаптации к воинской   Замкну-
сти, формиро- службе Эмоцио- тость, отсут-
вания опти-   нально- ствие инте-
мального   волевая реса
соотношения   стабильность к общению
формальных и     с людьми
неформальных      
структур в     Неумение
воинском кол-     поддержи-
лективе     вать контакт
Знание требо- Владение приемами и мето- Устойчивая Обаяние
ваний норма- дами оценки психологиче- профессио-  
тивных доку- ской готовности военнослу- нальная Искренность
ментов по жащих к несению службы. направлен-  
организации Обучение военнослужащих ность  
психологиче- приемам психической само-    
ского обеспе- регуляции в различных ус- Психофизи-  
чения боевого ловиях боевой и служебной ческая ак-  
дежурства деятельности тивность  
(караульной      
и гарнизонной      
службы).      
Знание теории      
и практики пси-      
хологического      
обеспечения      
основных эта-      
пов подготовки      
и несения      
службы лично-      
го состава.      

Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru 1
    Изучение форм и методов работы должностных лиц по укреплению дис­циплины, выработка рекомендаций по их совершенствованию. Выявление военно­служащих, склонных к различным формам асоциального поведе­ния, а также лиц, с признаками затруд­ненной адаптации Обучение офицеров, прапорщиков и сер­жантов учету и ис­пользованию психо­логического знания в работе по укрепле­нию воинской дисци­плины    
Психоло- Изучение социально- Методы инди- Эффективное
  гическая психологических видуальной и выполнение
  работа условий несения групповой пси- военнослужа-
  по обес- службы. ходиагностики, щими задач
  печению Оценка морально- психотерапии несения боево-
  боевого психологического и психокоррек- го дежурства
  дежурст- состояния личного ции. (караульной
  ва, гарни- состава, заступающе- Методы психи- и гарнизонной
  зонной и го на боевое дежур- ческой саморе- службы)
  карауль- ство, выявление лиц гуляции (ауто-  
  ной служ- с нервно-психической гипноз, дыха-  
  бы неустойчивостью тельные упраж­нения, регуля­ция мышечного тонуса), реф­лексотерапия, биоритмика  

Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru 1
    Формирование пси- Разработка   Знание осо-
    хологической устой- предложении и   бенностей
    чивости и готовности рекомендации   функциониро-
    военнослужащих. должностным   вания психики
    выработка устойчи­вых профессиональ­ных навыков, психо­логическая поддерж­ка и помощь в ходе несения службы и после нее. Выработка рекомен­даций и предложений по комплектованию дежурных расчетов и смен лицам   военнослужа­щих в условиях выполнения ими задач боевого де­журства (кара­ульной и гар­низонное службы)
Психоло- Участие в формули- Лекции, беседы, Психологиче- Знание основ-
  гическая ровании методиче- показ учебных ская устойчи- ных направле-
  подготов- ского замыспа заня- фильмов, уп- вость личного ний и практи-
  ка личного тий по боевой подго- ражнения и состава, обес- ческих мето-
  состава товке тренировки на печивающие дов психологи-
    Прогнозирование учебных полях эффективное ческого обес-
    уровня психической и тренажерах, решение задач печения бое-
    напряженности идеомоторные учебно-боевой вой подготов-
      тренировки, и служебной ки, боевой и
      психотехниче­ские тренинги, психическая саморегуляция, рефлексотера­пия и др. деятельности мобилизаци­онной готовно­сти. Знание об ос­новных фор­мах и методах формирования мотивов учеб­но-боевой и служебной деятельности

Умение вырабатывать пси- Работоспо- Неадекват-
хологически обоснованные собность ность про-
предложения должностным   фессио-
лицам по формированию Самокон- нальной
боевых расчетов и смен, троль самооценки
рациональной расстановке    
военнослужащих по постам и   Отсутствие
сменам.   инициативы,
Владение приемами и спо-   стремления
собами оказания необходи-   к профес-
мой психологической помо-   сионально-
щи военнослужащим в про-   му совер-
цессе несения службы и   шенствова-
после нее Организо- нию Негативная
Владение основами методи-
ки боевой подготовки и ме- ванность «Я-концеп-
тодикой психологической   ция», закры-
подготовки военнослужащих: Отзывчи- тость для
обучения военнослужащих и вость профессио-
командиров приемам и на-   нального
выкам психической саморе-   развития
гуляции, выявления призна-    
ков боевых психических   Низкий
травм, управления психиче-   уровень
скими состояниями и оказа-   эмоцио-
ния оперативной психологи-   нально-
ческой помощи.   волевой
Оценка степень психологи-   устойчиво-
ческой устойчивости к воз-   сти, эмо-
действию психотравмиру-   циональная
ющих факторов   истощае-мость

Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru 6
Знание психо- Обеспечение взаимодейст- Дисциплини- Неумение
логических вие с должностными лицами рованность взаимодей-
особенностей при проведении мероприя-   ствовать
и факторов тий психологической подго- Эмпатия с должност-
различных товки   ными лица-
видов боевой   Корректность ми и воен-
деятельности,     нослужащи-
а также осо-   Терпимость ми при ор-
бенностей     ганизации и
функциониро-     проведении
вания психики     мероприя-
военнослужа-     тий психоло-
щих     гической работы
Знание психо- Владение навыками органи-    
логических зации и проведения меро-    
особенностей приятий психологического    
основных групп отбора военнослужащих    
воинских спе- в составе подразделения    
циальностей, профотбора    
критериев и      
показателей,      
определяющих      
соответствие      
военнослужа-      
щего требова-      
ниям профес-      
сиональной      
деятельности      

    Проведение занятий по обучению военно­служащих приемам психической само­регуляции, команди­ров — навыкам опе­ративной диагностики и управлению психи­ческими состояниями военнослужащих. Оценка и прогноз сте­пени психологической устойчивости, про­фессиональной и психологической готовности личного состава. Выработка рекомен­даций командирам по повышению эф­фективности боевой учебы. Формирование банка трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности воен­нослужащих   -
Профес- Определение Методы психо- Соответствие
  сиональ- профессиональной диагностики психологиче-
  ный пси- пригодности граждан,   ских качеств
  хологиче- поступающих   военнослужа-
  ский отбор на военную службу по   щих требовани-
  и рацио­нальное распреде­ление военно­служащих контракту   ям конкретной специальности

    Отбор кандидатов для обучения в воен­ных вузах, подготовки сержантов и прапор­щиков. Рациональное рас­пределение молодого пополнения по воин­ским специально­стям, должностям, подразделениям. Доукомплектование подразделений в период отмобили­зования граждан   Психологиче­ская совмести­мость личного состава под­разделений Знание норма­тивных доку­ментов, опре­деляющих правила и порядок про­ведения про­фессионально­го психологи­ческого отбора Владение навыками комплекс­ной психодиагностики лично­сти военнослужащего, оценки его профессиональной при­годности, а также прогнозиро­вания успешности его воин­ской деятельности и обучения. Умение проводить психоло­гический и эргономический анализ воинской деятельно­сти различных видов, про­фессий и специальностей. Подготовка психологически обоснованных рекомендаций по распределению военно­служащих по подразделени­ям и воинским специально­стям, назначению на долж­ности сержантов и старшин, кадровому перемещению    
Психоло- Пропаганда психоло- Лекции, беседы Готовность Знание психо- Владение методикой прове-  
  гическое го-педагогических   и способность логии педагоги- дения занятии по повыше-    
  просве­щение знаний   военнослужа­щих опираться в своей жизне­деятельности на психологи­ческие знания ческой деятель­ности, психоло­гии обучения и воспитания, педагогической психодиагно­стики, основных направлений решения проб­лемы связи обучения и раз­вития, структу­ры и функций учебной деятельности, закономерно­стей функцио­нирования и развития пси­хических про­цессов в усло­виях обучения нию социально-психологической компетент­ности военнослужащих, управленческой и психолого-педагогической подготов­ленности руководителей    

Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru 6
  Умение диагностировать уровень психолого-педагоги­ческой компетентности военнослужащих и динамику ее развития    
Знание этиче- Владение методами неме-    
ских норм дицинской психотерапии,    
деятельности психокоррекционной и пси-    
психолога. хореабилитационной работы    
Знание теории с военнослужащими и чле-    
и практических нами их семей.    
методов пси- Навыки диагностирования    
хопрофилакти- отклонений от психической    
ки, психогигие- нормы, признаков посттрав-    
ны, психотера- матического стрессового    
пии и психоло- расстройства.    
гического Навыки применения психо-    
консультиро- логически обоснованных    
вания. приемов и способов воздей-    
Знать критерии ствия на военнослужащих    
нормы и пато- в конкретной ситуации про-    
логии психиче- фессионального взаимодей-    
ской деятель- ствия    
ности, пути и      
средства ком-      
пенсации и      
восстановле-      
ния нормы      

    Проведение занятий в системе командир­ской и общественно-государственной подготовки. Оказание методиче­ской и консультатив­ной помощи руково­дителям групп общественно-государственной подготовки, а также Создание биб­лиотек попу­лярной психо­логической литературы. Демонстраци­онные психоло­гические прак­тикумы. Похаз кино­фильмов, ви­деофильмов,  
    командирам,военно­служащим и граждан­скому персоналу по интересующим их проведение конкурсов, популяризи­рующих психо-  
    вопросам психологии логические знания -
Психоло- Изучение психологи- Методы инди- Решение пси-
  гическая ческих условий в в/ч видуальной и хологических
  помощь и выработка предло- групповой пси- проблем воен-
  военно- жений по их оптими- ходиагностики. нослужащих
  служа- зации, направленной Психопрофи- и членов их
  щим, на предупреждение лактика и пси- семей.
  членам их психологической хогигиена. Здоровый
  семей и перегрузки, неблаго- Методы неме- морально-
  граждан- приятных психологи- дицинской психологиче-
  скому ческих явлений психотерапии; ский климат
  персоналу и состояний в в/кол­лективах, у военно­служащих и членов их семей. Диагностика объек­тивного состояния военнослужащих и гражданского персо­нала. Оказание консульта­ционной и методиче­ской помощи коман­дирам   в воинских коллективах

Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru Модель профессиональной деятельности психолога воинской части - student2.ru 1
    Разрешение кризис­ных психологических состояний военно­служащих. Поддержание и вос­становление необхо­димого уровня психо­логической готовно­сти к выполнению за­дач воинской детель-ности, психореабили­тация военнослужа­щих, перенесших психические травмы Психологиче­ское консульти­рование. Методы группо­вой психокор-рекционной и развивающей работы   Знание меха­низмов пост-травматиче­ских стрессо­вых расст­ройств психики военнослужа­щих      
Противо- Сбор и анализ ин- Информирова- Психологиче- Знать теорию Владение приемами и спо-  
  действие формации об источ- ние, беседы, ская устойчи- и способы собами противодействия    
  негатив- никах отрицательного лекции, распро- вость и надеж- противодейст- негативному информацион-    
  ному информационно- странение лис- ность, готов- вия негатив- но-психологическому воз-    
  информа- психологического товок, бюлле- ность и высокая ному инфор- действию на личный состав    
  ционно- воздействия на лич- теней, методы боевая актив- мационно-      
  психоло- ный состав. индивидуаль- ность личного психологиче- Навыки изучения и анализа    
  гическому Организация методи- ной и групповой состава скому воздей- индивидуальных и группо-    
  воздейст­вию на ческой помощи должностным лицам психодиагно­стики, обследо-   ствию на лич­ный состав. вых процессов и состоянии    
  военно­служащих в проведении профи­лактических меро­приятий по преду­преждению распро­странения слухов, недопущению воз­никновения массовых негативных реакций. Изучение и анализ коллективно-группо­вого мнения; Проведение индиви­дуальной работы с военнослужащими, легко поддающимися внушению вание на поли­графе   психологиче­ские механиз­мы возникно­вения массо­вых негатив­ных психоло­гических реак­ций и состоя­ний Навыки применения профи­лактических мероприятий по предупреждению нега­тивных психологических реакций и состояний    

Приложение 3

Наши рекомендации