№ | 1. Объективные характеристики профессиональной деятельности | 2. Психологические характеристики профессиональной |
| | психолога | | | деятельности военного психолога | |
| Профес- | Профессиональные | Основные | Результаты | Знания | Умения и навыки, необхо- | Качества | Психологи- |
| сиональ- | действия по реше- | методы | профессио- | в области | димые | личности, | ческие |
| ные | нию профессио- | деятельности | нальной дея- | теории | для осуществления задач | желатель- | качества - |
| задачи | нальных задач | психолога | тельности | и практики | профессиональной деятельности | ные для психолога | противопоказания |
| | | | | | | | |
| Изучение | Определение уровня | Анализ доку- | Развернутый | Знания | Владение методами проек- | Аналитико- | Консерва- |
| индивиду- | психологической | ментов, био- | психологиче- | об индивиду- | тирования и реализации | конструктив- | тизм мыш- |
| ально- | готовности военно- | графический | ский портрет | ально-психо- | программы психологического | ный склад | ления |
| психоло- | служащих к учебно- | метод, анкети- | личности воен- | логических | исследования, применения | мышления | |
| гических | боевой деятельности. | рование инди- | нослужащего. | особенностях | основных психодиагностиче- | | Отсутствие |
| особенно- | Выявление лиц | видуальное. | Предложения | личности, ее | ских методов изучения пси- | Психологи- | устойчивой |
| стей | с низким уровнем | Беседа, тести- | и рекомендации | структуре | хологических свойств и | ческая на- | профессио- |
| военно- | нервно-психической | рование, проек- | командирам | и движущих | особенностей личности. | блюдатель- | нальной |
| служащих | устойчивости. | тивные методи- | по индивидуа- | силах разви- | Владение методикой выяв- | ность | направлен- |
| | Подбор военнослу- | ки, наблюдение, | лизации воспи- | тия. | ления лиц с низким уровнем | | ности |
| | жащих на должности | опрос и др. | тательного | Знание теории | нервно-психической устой- | Компетент- | |
| | младших команди- | | процесса. | и практических | чивости. | ность | Низкая |
| | ров. | | Справка-доклад | методов пла- | Владение навыками матема- | | компетент- |
| | Психологическое | | командиру | нирования | тико-статистической обра- | Развитая | ность |
| | сопровождение воен- | | части и его | и проведения | ботки и интерпретации дан- | рефлексия | |
| | нослужащих в про- | | заместителю | психологиче- | ных, использования элек- | | Отсутствие |
| | цессе службы, предупреждение негативных отклонений. | | по воспитательной работе | ского исследования | тронно-вычислительной техники в психологическом исследовании | | эмпатии |
| | | | |
| Изучение | Оценка управленче- | Социометрия, | Развернутый |
| социаль- | ской деятельности | анализ резуль- | социально- |
| но- | органов военного | татов деятель- | психологиче- |
| психоло- | управления и выра- | ности, наблю- | ский портрет |
| гических | ботка рекомендаций | дение, эксперт- | воинского кол- |
| процессов | по повышению ее | ное оценива- | лектива. |
| в воинских | эффективности. | ние, экспери- | Предложения и |
| коллекти- | Оценка и прогнозиро- | мент, опрос, | рекомендации |
| вах | вание социально-психологических процессов, состояний и выработка предложений по управлению ими | анкетирование | командирам по улучшению морально-психологического климата, совершенствованию управленческой деятельности, комплектованию экипажей и расчетов, подбору младших командиров |
| Психоло- | Анализ социально- | «Телефон до- | Благоприятный |
| гическая | психологических | верия», психо- | психологиче- |
| профилак- | причин и условий, | диагностиче- | ский климат |
| тика | способствующих | ские обследо- | в воинских |
| наруше- | нарушению дисцип- | вания личного | коллективах |
| ний воинской дисциплины | линарных норм | состава, разработка рекомендаций и предложений должностным лицам, анализ нарушений и происшествий | |
6 | | | |
Знание психо- | Владение навыками изуче- | Общитель- | Равнодушие |
логических | ния социально- | ность | к проблемам |
закономерно- | психологических процессов | | людей |
стей общения | в воинском коллективе. | Доброжела- | |
и взаимодей- | Владение методикой оценки | тельность | Жесткая |
ствия людей в | управленческой деятельно- | | привязан- |
больших и | сти должностных лиц, выра- | Проница- | ность |
малых соци- | ботки рекомендаций по | тельность | к одному |
альных груп- | повышению ее эффективно- | | подходу. |
пах, межгруп- | сти. | | применение |
повых отноше- | Умение оценить морально- | | стереотип- |
ний, формиро- | психологическое состояние | | ных форм и |
вания коллек- | л/с, степень морально- | | методов |
тива, психоло- | психологической и профес- | | работы |
гической со- | сиональной готовности воин- | | |
вместимости, | ского коллектива к военно- | | Оценочное |
стилей и спо- | профессиональной, служеб- | | отношение |
собов управ- | ной и боевой деятельности | | к мнению |
ленческой | | | клиента |
деятельности. | | | |
Знание соци- | | | |
ально-психоло- | | | |
гических мето- | | | |
дов изучения | | | |
личности | - | | |
и группы | | Корректность | Отсутствие |
Знание причин | Владение навыками исполь- |
и предпосылок | зования основных методов | | психологи- |
негативных | изучения и конструктивного | | ческой на- |
социально- | разрешения конфликтов | | блюдатель- |
психологиче- | в воинских коллективах | | ности |
ских процессов | | | |
и явлений | | | |
в воинских | | | |
коллективах, | | | |
межличност- | | | |
ных конфлик- | | | |
тов, преступно- | | | |
го и других | | | |
форм откло- | | | |
няющегося | | | |
поведения | | | |
| | | |
Знание спосо- | Владение методикой психо- | Общая куль- | Чрезмерная |
бов обеспече- | логической оценки условий | тура и круго- | директив- |
ния психологи- | службы и быта личного | зор | ность, навя- |
ческой совмес- | состава, выявления лиц. | | зывание |
тимости лично- | склонных к асоциальному | Свободное | своего мне- |
го состава. | поведению, а также име- | владение | ния клиенту |
снижения | ющих признаки затруднен- | речью | |
конфликтно- | ной адаптации к воинской | | Замкну- |
сти, формиро- | службе | Эмоцио- | тость, отсут- |
вания опти- | | нально- | ствие инте- |
мального | | волевая | реса |
соотношения | | стабильность | к общению |
формальных и | | | с людьми |
неформальных | | | |
структур в | | | Неумение |
воинском кол- | | | поддержи- |
лективе | | | вать контакт |
Знание требо- | Владение приемами и мето- | Устойчивая | Обаяние |
ваний норма- | дами оценки психологиче- | профессио- | |
тивных доку- | ской готовности военнослу- | нальная | Искренность |
ментов по | жащих к несению службы. | направлен- | |
организации | Обучение военнослужащих | ность | |
психологиче- | приемам психической само- | | |
ского обеспе- | регуляции в различных ус- | Психофизи- | |
чения боевого | ловиях боевой и служебной | ческая ак- | |
дежурства | деятельности | тивность | |
(караульной | | | |
и гарнизонной | | | |
службы). | | | |
Знание теории | | | |
и практики пси- | | | |
хологического | | | |
обеспечения | | | |
основных эта- | | | |
пов подготовки | | | |
и несения | | | |
службы лично- | | | |
го состава. | | | |
1 | | | | |
| | Изучение форм и методов работы должностных лиц по укреплению дисциплины, выработка рекомендаций по их совершенствованию. Выявление военнослужащих, склонных к различным формам асоциального поведения, а также лиц, с признаками затрудненной адаптации Обучение офицеров, прапорщиков и сержантов учету и использованию психологического знания в работе по укреплению воинской дисциплины | | |
| Психоло- | Изучение социально- | Методы инди- | Эффективное |
| гическая | психологических | видуальной и | выполнение |
| работа | условий несения | групповой пси- | военнослужа- |
| по обес- | службы. | ходиагностики, | щими задач |
| печению | Оценка морально- | психотерапии | несения боево- |
| боевого | психологического | и психокоррек- | го дежурства |
| дежурст- | состояния личного | ции. | (караульной |
| ва, гарни- | состава, заступающе- | Методы психи- | и гарнизонной |
| зонной и | го на боевое дежур- | ческой саморе- | службы) |
| карауль- | ство, выявление лиц | гуляции (ауто- | |
| ной служ- | с нервно-психической | гипноз, дыха- | |
| бы | неустойчивостью | тельные упражнения, регуляция мышечного тонуса), рефлексотерапия, биоритмика | |
1 | | | | | |
| | Формирование пси- | Разработка | | Знание осо- |
| | хологической устой- | предложении и | | бенностей |
| | чивости и готовности | рекомендации | | функциониро- |
| | военнослужащих. | должностным | | вания психики |
| | выработка устойчивых профессиональных навыков, психологическая поддержка и помощь в ходе несения службы и после нее. Выработка рекомендаций и предложений по комплектованию дежурных расчетов и смен | лицам | | военнослужащих в условиях выполнения ими задач боевого дежурства (караульной и гарнизонное службы) |
| Психоло- | Участие в формули- | Лекции, беседы, | Психологиче- | Знание основ- |
| гическая | ровании методиче- | показ учебных | ская устойчи- | ных направле- |
| подготов- | ского замыспа заня- | фильмов, уп- | вость личного | ний и практи- |
| ка личного | тий по боевой подго- | ражнения и | состава, обес- | ческих мето- |
| состава | товке | тренировки на | печивающие | дов психологи- |
| | Прогнозирование | учебных полях | эффективное | ческого обес- |
| | уровня психической | и тренажерах, | решение задач | печения бое- |
| | напряженности | идеомоторные | учебно-боевой | вой подготов- |
| | | тренировки, | и служебной | ки, боевой и |
| | | психотехнические тренинги, психическая саморегуляция, рефлексотерапия и др. | деятельности | мобилизационной готовности. Знание об основных формах и методах формирования мотивов учебно-боевой и служебной деятельности |
| | |
Умение вырабатывать пси- | Работоспо- | Неадекват- |
хологически обоснованные | собность | ность про- |
предложения должностным | | фессио- |
лицам по формированию | Самокон- | нальной |
боевых расчетов и смен, | троль | самооценки |
рациональной расстановке | | |
военнослужащих по постам и | | Отсутствие |
сменам. | | инициативы, |
Владение приемами и спо- | | стремления |
собами оказания необходи- | | к профес- |
мой психологической помо- | | сионально- |
щи военнослужащим в про- | | му совер- |
цессе несения службы и | | шенствова- |
после нее | Организо- | нию Негативная |
Владение основами методи- |
ки боевой подготовки и ме- | ванность | «Я-концеп- |
тодикой психологической | | ция», закры- |
подготовки военнослужащих: | Отзывчи- | тость для |
обучения военнослужащих и | вость | профессио- |
командиров приемам и на- | | нального |
выкам психической саморе- | | развития |
гуляции, выявления призна- | | |
ков боевых психических | | Низкий |
травм, управления психиче- | | уровень |
скими состояниями и оказа- | | эмоцио- |
ния оперативной психологи- | | нально- |
ческой помощи. | | волевой |
Оценка степень психологи- | | устойчиво- |
ческой устойчивости к воз- | | сти, эмо- |
действию психотравмиру- | | циональная |
ющих факторов | | истощае-мость |
6 | | | |
Знание психо- | Обеспечение взаимодейст- | Дисциплини- | Неумение |
логических | вие с должностными лицами | рованность | взаимодей- |
особенностей | при проведении мероприя- | | ствовать |
и факторов | тий психологической подго- | Эмпатия | с должност- |
различных | товки | | ными лица- |
видов боевой | | Корректность | ми и воен- |
деятельности, | | | нослужащи- |
а также осо- | | Терпимость | ми при ор- |
бенностей | | | ганизации и |
функциониро- | | | проведении |
вания психики | | | мероприя- |
военнослужа- | | | тий психоло- |
щих | | | гической работы |
Знание психо- | Владение навыками органи- | | |
логических | зации и проведения меро- | | |
особенностей | приятий психологического | | |
основных групп | отбора военнослужащих | | |
воинских спе- | в составе подразделения | | |
циальностей, | профотбора | | |
критериев и | | | |
показателей, | | | |
определяющих | | | |
соответствие | | | |
военнослужа- | | | |
щего требова- | | | |
ниям профес- | | | |
сиональной | | | |
деятельности | | | |
| | | | |
| | Проведение занятий по обучению военнослужащих приемам психической саморегуляции, командиров — навыкам оперативной диагностики и управлению психическими состояниями военнослужащих. Оценка и прогноз степени психологической устойчивости, профессиональной и психологической готовности личного состава. Выработка рекомендаций командирам по повышению эффективности боевой учебы. Формирование банка трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности военнослужащих | | - |
| Профес- | Определение | Методы психо- | Соответствие |
| сиональ- | профессиональной | диагностики | психологиче- |
| ный пси- | пригодности граждан, | | ских качеств |
| хологиче- | поступающих | | военнослужа- |
| ский отбор | на военную службу по | | щих требовани- |
| и рациональное распределение военнослужащих | контракту | | ям конкретной специальности |
| | | | | | | | |
| | Отбор кандидатов для обучения в военных вузах, подготовки сержантов и прапорщиков. Рациональное распределение молодого пополнения по воинским специальностям, должностям, подразделениям. Доукомплектование подразделений в период отмобилизования граждан | | Психологическая совместимость личного состава подразделений | Знание нормативных документов, определяющих правила и порядок проведения профессионального психологического отбора | Владение навыками комплексной психодиагностики личности военнослужащего, оценки его профессиональной пригодности, а также прогнозирования успешности его воинской деятельности и обучения. Умение проводить психологический и эргономический анализ воинской деятельности различных видов, профессий и специальностей. Подготовка психологически обоснованных рекомендаций по распределению военнослужащих по подразделениям и воинским специальностям, назначению на должности сержантов и старшин, кадровому перемещению | | |
| Психоло- | Пропаганда психоло- | Лекции, беседы | Готовность | Знание психо- | Владение методикой прове- | |
| гическое | го-педагогических | | и способность | логии педагоги- | дения занятии по повыше- | | |
| просвещение | знаний | | военнослужащих опираться в своей жизнедеятельности на психологические знания | ческой деятельности, психологии обучения и воспитания, педагогической психодиагностики, основных направлений решения проблемы связи обучения и развития, структуры и функций учебной деятельности, закономерностей функционирования и развития психических процессов в условиях обучения | нию социально-психологической компетентности военнослужащих, управленческой и психолого-педагогической подготовленности руководителей | | |
6 | | | |
| Умение диагностировать уровень психолого-педагогической компетентности военнослужащих и динамику ее развития | | |
Знание этиче- | Владение методами неме- | | |
ских норм | дицинской психотерапии, | | |
деятельности | психокоррекционной и пси- | | |
психолога. | хореабилитационной работы | | |
Знание теории | с военнослужащими и чле- | | |
и практических | нами их семей. | | |
методов пси- | Навыки диагностирования | | |
хопрофилакти- | отклонений от психической | | |
ки, психогигие- | нормы, признаков посттрав- | | |
ны, психотера- | матического стрессового | | |
пии и психоло- | расстройства. | | |
гического | Навыки применения психо- | | |
консультиро- | логически обоснованных | | |
вания. | приемов и способов воздей- | | |
Знать критерии | ствия на военнослужащих | | |
нормы и пато- | в конкретной ситуации про- | | |
логии психиче- | фессионального взаимодей- | | |
ской деятель- | ствия | | |
ности, пути и | | | |
средства ком- | | | |
пенсации и | | | |
восстановле- | | | |
ния нормы | | | |
| | | | |
| | Проведение занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки. Оказание методической и консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки, а также | Создание библиотек популярной психологической литературы. Демонстрационные психологические практикумы. Похаз кинофильмов, видеофильмов, | |
| | командирам,военнослужащим и гражданскому персоналу по интересующим их | проведение конкурсов, популяризирующих психо- | |
| | вопросам психологии | логические знания | - |
| Психоло- | Изучение психологи- | Методы инди- | Решение пси- |
| гическая | ческих условий в в/ч | видуальной и | хологических |
| помощь | и выработка предло- | групповой пси- | проблем воен- |
| военно- | жений по их оптими- | ходиагностики. | нослужащих |
| служа- | зации, направленной | Психопрофи- | и членов их |
| щим, | на предупреждение | лактика и пси- | семей. |
| членам их | психологической | хогигиена. | Здоровый |
| семей и | перегрузки, неблаго- | Методы неме- | морально- |
| граждан- | приятных психологи- | дицинской | психологиче- |
| скому | ческих явлений | психотерапии; | ский климат |
| персоналу | и состояний в в/коллективах, у военнослужащих и членов их семей. Диагностика объективного состояния военнослужащих и гражданского персонала. Оказание консультационной и методической помощи командирам | | в воинских коллективах |
1 | | | | | | | | |
| | Разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих. Поддержание и восстановление необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач воинской детель-ности, психореабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы | Психологическое консультирование. Методы групповой психокор-рекционной и развивающей работы | | Знание механизмов пост-травматических стрессовых расстройств психики военнослужащих | | | |
| Противо- | Сбор и анализ ин- | Информирова- | Психологиче- | Знать теорию | Владение приемами и спо- | |
| действие | формации об источ- | ние, беседы, | ская устойчи- | и способы | собами противодействия | | |
| негатив- | никах отрицательного | лекции, распро- | вость и надеж- | противодейст- | негативному информацион- | | |
| ному | информационно- | странение лис- | ность, готов- | вия негатив- | но-психологическому воз- | | |
| информа- | психологического | товок, бюлле- | ность и высокая | ному инфор- | действию на личный состав | | |
| ционно- | воздействия на лич- | теней, методы | боевая актив- | мационно- | | | |
| психоло- | ный состав. | индивидуаль- | ность личного | психологиче- | Навыки изучения и анализа | | |
| гическому | Организация методи- | ной и групповой | состава | скому воздей- | индивидуальных и группо- | | |
| воздействию на | ческой помощи должностным лицам | психодиагностики, обследо- | | ствию на личный состав. | вых процессов и состоянии | | |
| военнослужащих | в проведении профилактических мероприятий по предупреждению распространения слухов, недопущению возникновения массовых негативных реакций. Изучение и анализ коллективно-группового мнения; Проведение индивидуальной работы с военнослужащими, легко поддающимися внушению | вание на полиграфе | | психологические механизмы возникновения массовых негативных психологических реакций и состояний | Навыки применения профилактических мероприятий по предупреждению негативных психологических реакций и состояний | | |
Приложение 3
Наши рекомендации