Н о чт о влияе т на то, что дети в одной семье так не похожи друг

на друга? О сновно й причино й мож ет б ы ть ревность , возникаю­ щ ая м еж ду детьми , их конкуренция , борьба за вни м ани е родите­ лей. К огда в сем ье появляетс я первый ребенок, м ать сверхтревож­ на, а потому свое й тревогой повы ш ает и тревог у первог о ребенка , которы й привыкае т част о просыпаться , зват ь м ать и требоват ь об щ ени я в л ю бо е вре м я суток.

О б щ ени е со вторы м ребенком дл я больш инств а матерей прощ е, так ка к у ни х уж е есть опыт разреш ени я многих проблем. О днак о между дву м я детьм и возникае т соперничеств о за вни м ани е матери. Эта борьба не за лю бовь (выжи ваемость, котора я и с ф ормировал а у ребенка такое свойство, зависит не от лю бви, котора я мож ет быть не полезной ребенку, если становитс я чрезмерной, а от забот ы, вни­ м ания) . И м енн о за вни м ани е и борю тся дети, как борю тся птенцы в гнезде, в котором иногда более сильн ы й птенец вы талкивае т бо­ лее слабых. Э то не значит, что дети не лю бя т друг друга ил и они плохи, — в ни х работает генетическая установка на выжи вание , ко­ торая непосредственно зависит от вни м ани я матери.

К а ж д ы й ребено к в зависи мо ст и от порядк а ро ж дени я развива­ ется в разн ы х условиях . С тар ш и й ребенок некогда б ы л единствен­ ным, и он знает, чт о это такое. М лад ш и й не бы л таков ы м никогда, поэтому стратегии детей в борьбе за вни м ани е м атери различн ы . С тар ш и й ребенок кое-чт о умеет, поэтому он с больш ей вероят­ ностью обратит на себя вни м ани е матери, если нечто будет делат ь все луч ш е и луч ш е . И м енн о поэтому стар ш и е дет и луч ш е учатся, а позднее , соответственно, достигаю т боль ш и х результатов.

М лад ш и е н е могут делат ь то, чт о делае т стар ш и й ребенок . П оэтому он и обра щ а ю т вни м ани е м атери н а себя либ о плохи м поведением, либ о слабость ю , либ о провоциру я стар ш ег о н а аг­ рессию , чт о позволи т пожаловатьс я м атер и и получит ь о т не е поддержку .

И м енн о поэтому в о мно гих се м ья х стар ш и е дет и достигаю т боль ш и х результатов, а м ладш ие , привыкнув , чт о ответствен­ ность за ни х несу т другие , став стар ш е , н е стре мя тс я обрест и ее.

78 • Глава 3 .Каталог баек

С ред и последних чащ е встречаю тся аддикт ы лю бог о вида ( ка к мы уж е говорил и - лю ди, завися щ и е от курения , алкогол я и т. д .). О днак о есл и дет и довольно рано разъезж а ю тс я и з сем ьи, стано­ вяс ь старш е, он и все более и более походят друг на друга, так как ф актор , определя ющ и й различие в их поведении, — родительское вни м ани е — исчезает .

Ч тоб ы дет и б ы л и боле е похожи дру г н а друг а и н е зависел и о т вни м ани я родителей, е ж едневно нужн о н е прост о б ы т ь вмес­

т е с ними , н о планироват ь сво й вече р так, чтоб ы обязательно с ка ж д ы м и з ни х отдельно побыват ь с глаз у н а глаз . Бол е е того , в случа е проблем, когд а м е ж д у ним и возникае т скандал , нака­

з ы ват ь н е стар ш его , а обоих , чтоб ы об а училис ь договаривать ­ с я м е ж д у собой , а н е использоват ь ссор у дл я борьб ы з а м а мин о вни м ание .

Д иапазо н применени я байки : консультирование многодетных семей, воспитателей детского сада, учителей начальных классов.

№ 38. Байка «Ахиллесова пята»

Мифическом у герою , им я которог о н а латын и звучи т как Ахилле с ( а по-греческ и — Ахилл) , ораку л предсказа л смерт ь пр и осад е Трои . Зна я предсказание , ег о мать , всеведающа я богин я Фетида , решил а обманут ь судьбу . Он а окунул а ег о сраз у посл е рождени я в священны е вод ы рек и Стикс , дарующи е бессмертие , держ а ре ­ бенк а з а пятку . Вс е тел о Ахилл а стал о неуязвимым , кром е пятки . Именн о в эт о уязвимо е мест о и попал а стрел а Париса , защитни ­ к а Трои . Несчастна я мат ь собрал а тысячелистни к и пыталас ь и м излечит ь сына , н о вс е был о тщетн о — предсказанног о оракуло м нельз я был о избежат ь даж е богине .

М ораль : ни оди н м етод воспитания не сможет за щ итит ь в бу­ ду щ е м ребенк а от проблем, даж е если его родители педагог и ил и психологи.

К омментарий : каж д ы й родител ь ж елает счасть я своем у ребен­ ку. Ч аст о в процесс е воспитания хочется за щ итит ь его от тех бед, котор ы е известны взросл ым . Н о оказы вается, что в этом стремле­ ни и мы не учит ы вае м всех н ю ансов , которы е и могут стать реша­ ющ им и в той ил и ино й ситуации. Задаче й воспитания поэтому яв­ ляетс я н е за щ ит а ребенка о т будущ их напастей ( и х числ о и вид ы

Каталог баек • 7 9

постоянно м еня ю тся) , а обучение его в принцип е преодолеват ь труд ности упорством и с м екалкой.

Д иапазон применения байки:индивидуальная и групповая ра­ бота с родителями детей разных возрастов, беседы с воспитате­ лями и учителями начальных классов.

№ 39. Байка «Курение и здоровье ребенка»

Одн а пожила я женщин а рассказал а н а консультаци и у психолога , чт о е е мат ь курил а всю жизнь . Он а н е прекращал а курени е даж е в о врем я беременности . У это й матер и был о тро е детей . У старше й и з ни х (т о ест ь у то й женщины , котора я рассказывал а эт у историю ) с детств а был о повышен о кровяно е давление , которо е пото м пере ­ росл о в гипертонию , и ее мучил и регулярны е головны е боли . У дву х други х вс е был о намног о лучше , н о у среднег о мальчика , когд а о н вырос , бы л ранни й инфаркт , а у младше й сестр ы — редка я сосудис ­ та я болезнь .

М ораль:курение родителе й н е проходит бесследно дл я здоро­ вья ребенка , даж е если родител и пыта ю тс я курит ь так, чтобы дети этого не видели. П оследние исследования свидетельствую т о том, что особенно су щ ественно курение м атери отраж ается не на де­ тях, а на внуках .

К омме ы арий :курени е и мо лод ы х , и стар ы х , и ж ен щ ин , и м у ж чи н — типич но е поведение на ш ег о вре м ени . С а мо е удиви­ тель ное , чт о стол ь ш ироко е распространение этот стил ь полу­ чил в на ш е й стране , тогда ка к Е вроп а и С Ш А стре ми тель н о ос­ вобо ж да ю тс я о т не го . Э т о изменени е политик и н а Запад е связа­ н о с последними исследованиями, доказав ш ими , чт о курени е в наиболь ш е й м ер е влияе т н а здоровь е н е детей, а внуков . Д ел о в то м , чт о нико ти н очен ь похо ж н а ве щ ество, которо е в организ ­ м е отвечае т за су ж ени е сосудов . У са ми х куриль щ ико в чере з не­ которо е вре м я в ы рабат ы ваетс я устойчивост ь к это м у ве щ еству . С уд я п о все м у , неко тору ю устойчивост ь приобретаю т и дети, а во т внук и — нет, поэтому их сосудиста я систе м а страдае т в боль ш е й степени .

Д иапазо н применения байки:индивидуальная консульта­ ция будущих родителей, молодых родителей, тренинги с под­ ростками.

80 • Глава 3 .Каталог баек

№ 40. Байка «Жизнь посвятить ребенку»

Тридцатипятилетня я женщин а обратилас ь к психолог у з а консуль ­ тацией . Он а живе т с о свое й семье й в отдельно й квартире , н о собс ­ твенна я жизн ь е е весьм а условна . Реальн о большу ю част ь времен и он а проводи т у матери , у которо й расте т ее семилетни й сын. Необ ­ ходимост ь пребывани я ребенк а у бабушк и объясняетс я тем , чт о ем у у не е лучше , так как бабушк а весь ден ь дом а и може т присматриват ь з а ребенком . Ег о и в школ у отдал и такую , котора я максимальн о близ ­ ка не к родительском у дому , а к дом у бабушки . Бабушк а постоянн о упрекае т доч ь в том , чт о он а не посвящае т всю сво ю жизн ь ребенку , а имее т ещ е какие-т о сво и интересы .

М ораль : если мать посвятит всю свою жи зн ь ребенку, она никог­ да не отпустит его от себя, не научит вести самостоятельную жи знь .

К омментарий : у ж ен щ ины , обративш ейс я за помощ ью , нет са­ мо стоятельной жи з ни . Н и она, н и ее м уж ничего н е реш аю т. Все ответственны е ситуации разруливае т бабуш ка. Когда-то, будучи м атерью , он а посвятил а себя только дочери. П осл е развода она н е в ыш л а ещ е ра з зам уж , поскольку вс я ее жи з н ь б ы л а отдана воспи­ та ни ю . Н о когда девочка вы росла , м ать почувствовала , чт о он а н е нужна , и сделала все, чтобы все р ы чаг и управления жи з нь ю доче­ ри осталис ь пр и ней. Е сли и ее доч ь поступит так же, она поздне е тож е не с мож е т отпустит ь своего сына, когда он подрастет , а зна­ чит, навсегда испортит ему жи з нь .

К а ж да я ж ен щ ин а с момент а ро ж дени я ребенка дол жн а пони­ м ать, чт о он вре м енн о будет находиться с ней. В сю свою созна­ тель ну ю жи з н ь о н захочет са мо стоятельно реш ать проблемы и строит ь сво ю жи з н ь в соответствии с собственн ым и задача ми . О днак о сейча с в на ш и х С М И сли ш ко м много информации , соот­ ветствующ е й той, чт о бы ла в Е вропейских страна х и С Ш А в на­ чале века, когда задачей м атери считалас ь исклю чительно забот а о детях . Тепер ь в С Ш А сущ ествую т специальн ы е программы п о реабилитации ж ен щ ин , у которы х в ы рос ш и е дети, зако нчи в шко­ лу, уходя т в собственну ю жи з нь . Таки м ж ен щ ина м находят работ у в благотворительны х ф ондах , поскольку человек, котор ы й 20 лет н е б ы л задействова н н а производств е и утратил приобретенн ые в мо лодост и навыки , вряд ли захочет учиться, чтобы приобрест и специальность , соответствующ ую потребностя м общ ества.

Каталог баек • 8 1

У на с нет таких воз можностей, поэтому и вцепля ю тс я м атери в своих в ы растающ и х детей с м ертельной хваткой, не дава я им са­ мим строит ь свою судьбу. Ра звитие са мо стоятельн ы х интересов , не связанн ы х с ребенком, позволит ж ен щ ин е реализоваться, когда настанет вре м я отпустит ь в о взрослу ю жи з н ь сын а ил и дочь.

Д иапазон применения байки:семейная психотерапия, инди­ видуальное консультирование молодых семей, будущих мам.

№ 41. Байка «Быть человеком значит быть борцом»

Эт а фраз а заимствован а и з произведени я Иоганн а Вольфганг а Гет е

«Западно-восточны й диван » [33].

М ораль:активна я жи з ненна я позици я всегда предполагае т преодоление труд ностей.

Комментарий:задача родител я — не сделат ь так, «чтобы у ре­ бенка б ы л о детство» ( кт о знает, чт о означае т эта ф раза? ) , а на­ учит ь его преодолеват ь труд ности и добиватьс я поставленн ых це­ лей. Роди тел и у человека н е вечн ы . М о жн о вспо мни т ь « О бломо - ва» Гончаров а и все, что связно с тер мино м «обло мо в щ ина» : не­ способност ь к действию и отсутствие ж елани я вопло щ ат ь в жи з н ь заду м анное .

Д иапазон применения байки:групповая работа с подростками.

№ 42. Байка «Притча дзен о дву х линиях »

Однажд ы к Учител ю дзе н прише л оди н из ученико в и спроси л его , чт о нужн о сделать , чтоб ы стать лучш е самог о лучшег о ученика . Учител ь нарисова л посохо м на песке дв е лини и и спроси л у этог о ученика , чт о нужн о сделать , чтоб ы одн а и з них стал а длинне е другой . Ученик ста л укорачиват ь одн у из линий , делит ь ее на части и разными другим и спо ­ собам и уменьшат ь ее . Учител ь невозмутим о посмотре л н а эт и дейст ­ вия, а зате м рядо м с оставшейс я линие й прове л боле е длинную .

М ораль:чтобы превзойт и кого-то, не следует делат ь что-то, что сделае т хуж е этог о человека . У сили я следует направлят ь н а себя, чтобы стат ь луч ш е за счет своих достоинств , а не слабосте й другого.

82 • Глава 3.Каталог баек

Комментарий:в процесс е обучения луч ш е не сравниват ь ре­ бенка с други м и детьми . Эфф ективн ы м сравнение м мож е т б ы ть сравнение его сегодня ш него с ни м ж е, но вчера ш ним.

Д иапазон применения байки:групповая работа с подростками, групповая и индивидуальная работа с родителями, воспитателями детского сада, учителями начальной школы.

№ 43. Байка «Притча дзен об Учителе и бедняке»

В одно й деревн е жи л очен ь бедны й человек . У нег о был о мног о де ­ тей , и соседя м тяжел о был о смотрет ь н а бедстви я это й семьи . Как- т о ра з ученик и пришл и к Учител ю и спросили , почем у то т н е помо ­ гае т бедняку . Учител ь отмалчивался , н о ученик и настаивали . Тогд а Учител ь попроси л ученико в пригласит ь бедняк а на встреч у с ним . Встреч а был а назначен а на середин е мост а чере з реку . В назначен ­ но е врем я бедня к подоше л к Учителю . Учител ь спроси л его , н е виде л л и тот что-нибудь , когд а ше л п о мосту . То т сказал , чт о впервы е реши л посмотрет ь на небо , а потом у не смотре л вниз. Учител ь подоше л к ученика м и показа л на мешок , стоящи й в начал е моста . Та м был о зо ­ лото , н о бедня к н е захоте л ег о увидеть .

М ораль:помо щ ь идет впро к только тем л ю дя м , котор ы е гото­ вы ее принять .

Комментарий:слова психолог а будут действенн ы , если роди­ тели будут готовы принят ь помо щ ь. Е сли он и будут активно про­ тиводействоват ь психологу , хуже всего будет их собственн ы м де­ тя м , котор ы е н е несут ответственност и за поведение родителей.

Д иапазо н применения байки:в тупиковой ситуации, когда родителей направляет к психологу школа, но они отказываются сотрудничать.

№ 44. Байка «Самый несчастный тот, кто не умеет переносить несчастья»

П о преданию , эт у фраз у произне с гречески й филосо ф Биан т (то т са ­ мый , которы й ещ е сказал , чт о все сво е носи т с собой ) [33].

Мораль:лю бое преодоление приносит человеку удовлетворение .

Более того, чем тяж елее бы ло препятствие , тем сладостнее миг побе­ ды. Тот, кто не преодолевае т препятствия, не знает вкуса победы.

Каталог баек • 83

К омментарий:одно из са мы х известных исследований в со­ циально й психологии посвя щ ен о анализ у о щ у щ ени я удовлетво­ ренност и жи з нь ю об ы чн ы х л ю де й и тех, кт о одна ж д ы в ыи гра л огромну ю су мм у дене г (н е м ене е одног о ми ллиона) . О казалось , что о щ у щ ени е счасть я б ы л о в ыш е у об ы чн ы х л ю де й [2 1 ] . Э т о объясняетс я тем , чт о те, кт о хот я б ы раз в ыи гр ы ва л боль ш у ю сумму, ка ж д ы й ден ь соиз м еря ю т сво и чувств а с о щ у щ ения ми , испытанными в тот удивительн ы й ден ь победы. П оскольк у раз­ ниц а в интенсивност и крайн е велика , то и возникае т о щ у щ ени е не гатив но й окра ш енност и об ы чно й жи з ни . Э ти о щ у щ ени я со­ зда ю т представления о тя ж ело й жи з ни . Ч еловек , котор ы й мож е т преодолеват ь труд ности, цени т просту ю жи з н ь с ее об ы чн ым и радостями. И м енн о поэтому эт и о щ у щ ени я о н восприни м ае т как счастье.

Д иапазо н применения байки:групповая работа с подростка­ ми, учителями, воспитателями.

№ 45. Байка «Всосать с молоком матери»

Эт о русски й перево д крылато й латинско й фраз ы Cum lacte nutricis suxisse.

Впервы е он а был а произнесен а Цицероно м [40]. Поздне е эт о выра­ жени е использова л блаженны й Августи н в автобиографическо й «Ис ­ поведи » [1].

М ораль:многие особенност и поведения челове к приобретае т через ранне е об щ ени е с самы м близки м кругом л ю дей.

К омментарий:сейча с считаетс я доказанн ым , чт о мно ги е особенности, котор ы е ране е рассматривалис ь ка к вро ж денн ы е , пр и бли ж ай ш е м рассмотрени и оказ ы ва ю тс я приобретенными пр и ранне м обучени и [23] . Бол е е того, об щ ени е с м атерь ю в процесс е груд но г о вскар м ливани я так ж е предопределяе т оди н и з ва жн ей ш и х мом енто в в жи з н и человека : приняти е ил и не­ приняти е этог о мир а . М о жн о представит ь нескольк о мо лод ы х мам с разн ы м поведение м во вре м я кормлени я ребенка . В од­ но м случа е ребено к заплакал , м ат ь взял а его н а руки , прижал а к груди. Ребено к почувствова л привычно е тепл о и запах , зна­ кому ю частот у сердечн ы х сокра щ ени й и б ы стр о успокоился .

84 • Глава 3 .Каталог бае к

Ч ере з неко торо е вре м я ребено к почувствует , интуитивно пой­ мет, чт о с эти м миро м можн о договориться . Н у жн о послат ь точ­ ны й сигна л — и получи ш ь нужны й ответ . В другом случа е ребе­ но к плачет , а к нем у ник т о н е подходит , чере з неко торо е вре м я н а са мо м глуби нно м уровне у этог о ребенк а возникне т ощуще­ ни е об щ ег о недовери я к мир у и ре ш ение , чт о всег о в не м нуж­ н о добиватьс я ж естки м и м етода ми . Н аконец , в третье м случа е ребенк а регулярно кормят , н о ник т о н е отвечае т н а его ул ы бк у ил и пла ч соответству ющ им и переживаниями . Тогда н а глубин­ но м уровн е и у не г о то ж е возникне т недоверие , но он о буде т со­ четатьс я с отсутствие м адекватног о э моцион альног о в ы ра ж ени я и неумение м понимат ь э моци и других л ю дей . С ледовательно, са мо е ранне е поведение м атере й крайн е з начим о дл я развити я ребенка . Н апри м ер , доказано , чт о послеродова я депрессия у ма­ тер и ( когд а он а готов а уха жи ват ь з а ребенком, н о н е способна в ы ра ж ат ь тепл ы е чувств а в отве т н а его э моцион альн ы е пережи­ вания ) ведет к сни ж ени ю интеллект а м альчика . Д евочк и оказы­ ва ю тс я боле е устойчив ым и к недостаточ н о тепл ы м отно ш ения м с м атерь ю .

Д иапазо н применени я байки : индивидуальные консультации будущих и молодых родителей, разговор относительно роли кри­ тических периодов в развитии психологических характеристик ребенка.

№ 46. Байка «Я избавляюсь от обмороков»

К. Юн г [43] в свои х воспоминания х описывает , как однажд ы в дет ­ ств е о н выходи л и з школ ы и ег о сби л с но г оди н и з одноклассников . У нег о бы л небольшо й обморок , которы й пото м ста л регулярн о повторятьс я кажды й раз , когд а маленьки й Юн г собиралс я в шко ­ л у ил и садилс я з а учебники . Родител и забрал и ег о и з гимнази и и попыталис ь лечить . Эт о врем я был о замечательным , поскольк у мальчи к занималс я тем , че м ем у нравилось , — гулял , играл . Н о однажд ы о н подслуша л разгово р отц а с приятелем . То т спроси л о здоровь е сына . Н а эт о оте ц ответил , чт о н е знает , чт о делать , так как вс е сбережени я уж е отда л докторам , а тепер ь н е представляе т себе , чт о буде т с сыном , есл и о н н е сможе т заработат ь себ е н а жизнь .

Каталог баек • 85

Впервы е в жизн и мальчи к осознал , чт о ег о будуще е зависи т о т нег о самог о и определяетс я ег о возможность ю работать . О н по ­ ше л в сво ю комнат у и раскры л учебни к латинско й грамматики . Че ­ ре з десят ь мину т у нег о возни к припадок . Мальчи к преодоле л ег о и застави л себ я работать . Припадк и повторилис ь дважды , а зате м прекратилис ь навсегда . У нег о больш е никогд а н е возникал о голо ­ вокружений . О н понял , чт о тако е невроз , и осознал , чт о причино й болезн и бы л о н сам , когд а связыва л школ у с определенны м свои м состоянием .

М ораль :весь м а част о ребено к неосо з нанн о в ы з ы вае т сома­ тически е изменения , есл и его н е устраивае т неко тора я ситуа­ ция . П р и че м эт и со м атические изменени я воспроизводятс я ка ж д ы й раз , когд а о н внов ь оказ ы ваетс я в неприя т но й дл я не г о ситуации .

Комментарий:особенност ь мозга ребенка такова, что эмоцио­ нальное состояние может су щ ественно влият ь н а его здоровье . И м енн о поэтому дети болею т по понедельникам, в начале сентяб­ ря, в первые дн и посл е каникул . М о жн о долг о лечит ь их, а можн о обратит ь вни м ани е на подобну ю взаи мо связ ь и поговорит ь с ре­ бенком об этом .

Н апри м ер , у ребенка каж д ы й ра з в начал е сентябр я по поне­ дельника м возника л рвотн ы й ре ф лекс . Роди тел и с м енил и ш колу . Н о первог о сентябр я ре ф лек с внов ь возни к уж е в ново й ш коле . Тогда м а м а напомнил а м альчику , чт о летом все б ы л о хоро ш о . А потом предложил а сначал а сходит ь в ш колу , а потом ре ш ить , бу­ дет рвотн ы й ре ф лек с ил и нет. Рво т ны й ре ф лек с прекратился .

Д иапазо н применения байки:групповая и индивидуальная работа с подростками, с родителями, воспитателями и учи­ телями.

№ 47. Байка «Кремень и огниво»

Леонард о д а Винчи . Сказка «Кремен ь и огниво» .

Получи в однажд ы сильны й уда р о т огнива , кремен ь возмущенн о спроси л у обидчика :

— С чег о ты так набросилос ь на меня ? Я теб я знат ь не знаю . Ты меня , видимо , с кем-т о путаешь . Оставь , пожалуйста , мо и бок а в покое . Я ником у не причиня ю зла .

86 • Глава 3. Каталог бае к

— Не сердис ь попусту , сосед , — с улыбко й промолвил о огнив о в от ­ вет. — Есл и ты наберешьс я немног о терпения , то вскор е увидишь , какое чуд о я извлек у из тебя .

Пр и эти х слова х кремен ь успокоилс я и ста л терпелив о сносит ь уда ­ ры огнива . И наконе ц из нег о был высечен огонь , способны й творит ь подлинны е чудеса . Та к терпени е кремн я был о п о заслуга м возна ­ граждено .

М ораль:сказка сказана дл я тех, кт о поначал у робее т в учебе. Н о если запастис ь терпе ние м и проявит ь старание , то посеянные сем ена з нани я непременно дадут добр ы е всходы . Уч ень я корень горек, да пло д сладок.

Комментарий:само е труд но е дл я детей — это систе м атическа я учеба. П охо ж е й н а игру она может б ы т ь только н а первых порах . П р и в ы работке навык а хоть дви ж ения , хоть мыш лени я требуется преодоление себя. Рассказы ваю т, чт о кубинский ш о ф ер , чтобы его сы н н е стал уличн ы м бандитом, отправил его в балетну ю ш колу . М альчи к в ы ро с и стал з намени т ы м та нцов щ иком.

П ре ж д е чем ребенок почувствуе т вкус учения , пройде т немал о врем ени, и до тех по р родител и дол жн ы б ы ть начеку и уверенно направлят ь ребенка , подталкиват ь к труду.

Д иапазо н применения байки:групповая работа с детьми младшего и среднего школьного возраста, воспитателями, учите­ лями начальных классов.

№ 48. Байка «Высечь море»

Прика з «высечь море » был отда н персидски м царе м Ксерксом . О н отправилс я н а завоевани е Греци и в VB. д о н.э . Чтоб ы попаст ь н а остро в Саламин , о н веле л построит ь понтонны й мост . Н о н а мор е поднялас ь буря , котора я разнесл а в клочь я уж е построенны й мост . В ярост и царь , котором у беспрекословн о подчинялос ь все живое , веле л высечь море , которо е оставалос ь ем у неподвластным . По ­ слушны е палач и выполнил и бессмысленны й прика з своег о повели ­ теля , н о мор е осталос ь свободным .

М ораль:л ю д и част о предпочитаю т винит ь в происходящ е м ок­ ру ж а ющ их .

Комментарий:часто применяемый воспитательн ы й прием, ко­ тор ы й можн о наблю дать во многих семьях. М алы ш неверным ша-

Каталог баек • 8 7

гом идет мим о м ебели и ударяется о край стола. Ч тобы успокоит ь ребенка, м ам а ил и нян я начинаю т бит ь стол, да еще и увещ еваю т его, ка к будто стол винова т в происш едш ем . Э то простой способ научить ребенка не м енят ь собственное поведение , а считат ь все окруж ающ ее виновн ы м во всех своих неудачах. Эфф ективне е в этом случае показат ь ребенку, что об остры е углы предметов можн о больно удариться, если двигаться неосторо жно. В ажн о учит ь ребен­ ка адекватно м енят ь свои реакции при тра нсформаци и ситуации, тогда он скоре е научится э фф ективно м у поведению в общ естве.

Д иапазон применения байки:индивидуальная и групповая рабо­ та с родителями по поводу эффективных воспитательных приемов.

№ 49. Байка «Гадкий утенок »

В сказке датског о писател я Ганс а Христан а Андерсен а рассказыва ­ етс я о том , как в гнезд е утк и оказалос ь странно е большо е яйцо , из которог о вылупилс я необычны й утенок . Поскольк у о н был н е похо ж н а остальных , т о окружающи е воспринимал и ег о как уродливог о и гадкого . Прошл о немал о времени , пок а о н преодоле л все нападк и и укол ы окружающи х и превратилс я в белоснежног о лебедя , кото ­ рог о с восторго м принял и в сво ю ста ю таки е же прекрасные , как он сам,птицы .

М ораль:« Н е беда появитьс я на свет в утино м гнезде, есл и ты в ы лупилс я и з лебединог о яйца ! »

Комментарий:эта сказка, возможно , в наибольш ей мере отра­ жает дости ж ени е соврем енной психологии. П оказано, что тот запас положительног о взаимодействия с м атерью в утробе и в первые два года жи з н и предопределяе т возможности справитьс я с лю бой само й тя ж ело й ситуацие й в дальнейш ем . Д ети, которы е смогли с ф ормироват ь э фф ективн ы е взаимо действия с близкими, затем на протяжени и всей жи з н и будут в состоянии взаимодействоват ь с другим и л ю дьми . Э то ранне е общ ение внутри семьи даст сил ы дл я будущ их дости ж ений .

Д иапазо н применения байки:беседа с будущими родителями относительно общения с ребенком еще до рождения, с молодыми родителями относительно необходимости общения с ребенком в первые два года жизни.

88 • Глава 3.Каталог баек

№ 50. Байка «Гений — это терпение»

Эт и слов а в то й ил и ино й форм е н е ра з говорилис ь многим и людь ­ ми , имеющим и высокие достижения . Однак о молв а приписывае т и х Жорж у Бюффону . Те м н е менее , в ег о труда х эт о выражени е н е встречается . Но ег о друзь я и близки е в свои х воспоминания х ссы ­ лаютс я на него , высказывая эт у мысл ь [33]. Так , французски й го ­ сударственны й деятел ь Эр о д е Сешель , председател ь Конвента , утверждал , чт о эт и слов а Бюффо н сказа л ем у в о врем я одно й и з и х встреч . О н пише т в воспоминаниях : «Бюффо н сказал мне п о пово ­ д у гени я поразительны е слова , одн и и з те х слов , в которы х целико м проявляетс я человек : "Гени й — всег о тольк о больша я способност ь к терпению"» .

М ораль:велико е дости ж ени е являетс я н е столько результатом тала н та человека , скольк о следствие м его терпе ни я пр и создании чего-то нового.

К омментарий:родители , котор ы е счита ю т свое й задаче й развити е одаренност и свои х детей, в перву ю очеред ь дол жн ы ду м ат ь о развити и у ни х терпе ния . С это й точк и зре ни я ранни е за ня ти я м уз ы ко й и спорто м явля ю тс я наилуч ш е й закалко й дл я тех, кт о в дальней ш е м посвяти т себ я творческо й деятель ­ нос ти .

Д иапазо н применения байки:индивидуальные беседы с ро­ дителями относительно развития творческих способностей де­ тей.

№ 51. Байка «Сколько ни ищи, ничего, кроме себя, не найдешь»

Эт а мысл ь высказана Ж.-П . Сартро м [35].

М ораль:прежд е чем искат ь объяснени я вовне , стоит попытать­ ся най т и их внутр и себя и своих поступков .

К омментарий:в ка ж до й ситуации, в котору ю мы попадаем, обязательно отра ж аетс я на ш а стратегия ре ш ени я проблем. Е сл и ситуации встреча ю тс я регулярно, стоит обратит ь вни м ани е н а то, чт о м ы делае м н е так. Е сли , несмо тр я н а наказа ние , ребено к продолжае т делат ь то, чт о н е устраивае т родителя , ем у стоит

Каталог баек • 89

подумать , чт о в его поведении провоцируе т ребенк а н а данн ы й поступок.

Д иапазон применения байки:беседа с родителями, которые не могут решить собственные проблемы и полагают, что перемена чего-то в жизни (партнера, квартиры, города, страны) приведет к изменению ситуации с ребенком.

№ 52. Байка «Господь Бог изощрен, но не злонамерен»

Эт а фраз а был а сказан а Альберто м Эйнштейно м н а семинар е « О за ­ конах мироздания» , организованно м Институто м математик и и тео ­ ретическо й физик и Принстонског о университет а (США) . Тепер ь он а высечен а на камне , находящемс я на территори и институт а [33].

М ораль:все проис ш ествия происходя т с нами не из-за козне й кого-то, а по определенн ы м причинам.

К омментарий : нам иногда каж ется, что тя ж ела я жи з н ь ил и особы е соб ы ти я выпадаю т только на наш у долю . Е сть ощуще­ ние, чт о другим л ю дя м жи ветс я сущ ественно легче. Э то н е так. И м енн о это м у и нужн о учит ь на ш и х детей. Е сли нечто произош­ ло, то не следуе т погружатьс я в рассуж дения , почему это проис­ ходит именн о с нами . С ледует подумать , чт о необходимо сделат ь в сло жи в ш ейс я ситуации. В психологии способност ь справлять­

ся с труд ными , стрессов ым и ситуация м и на з ы вается копингом. Н еэ фф ективн ы й копинг — э моциоцентрированн ы й — такой тип отно ш ени й к тя ж ел ы м обстоятельства м, при котором челове к н е предпринимае т никаки х усилий, чтобы в ый т и и з ситуации, и полность ю погружаетс я в э моциональн ы е переживани я («Гос­ поди, почему эт о произо ш л о именн о со мной ?») . В торой ти п ко- пинг а — проблемноцентрирован н йы копинг . С уть его в том , что, оказавш ис ь в затруд ни тель но м положении , челове к пытаетс я раз­ ным и способа м и найти причины происходящ его и в ы рватьс я и з обстоятельств.

Д иапазон применениябайки : групповой тренинг с подростка­ ми, на котором разрабатываются эффективные методы разреше­ ния проблемных ситуаций, индивидуальная работа с родителями проблемных детей, побуждающая их к активным действиям.

• Глава 3.Каталог бае к

№ 53. Байка «Орех и колокольня»

Леонард о д а Винчи . Сказка «Оре х и колокольня» .

Разжившис ь где-т о орехом , довольна я ворон а полетел а н а колоколь ­ ню . Устроившис ь та м поудобне й и придержива я добыч у лапой , он а принялас ь яростн о долбит ь клювом , чтоб ы добратьс я д о лакомог о зернышка . Н о т о л и уда р оказалс я слишко м сильным , т о л и ворон а сплоховала , оре х вдру г выскользну л у не е из лапы , покатилс я вни з и исче з в расселин е стены .

— О, добра я стена-заступница ! — слезн о запричита л орех , все ещ е не пришедши й в себ я от жестоки х ударо в вороньег о клюва. — Не да й погибнуть , сжальс я над о мной ! Ты так прочн а и величава, у теб я такая красивая колокольня . Не гон и меня!

Колокол а глух о и неодобрительн о загудели , предупрежда я стен у н е доверятьс я коварном у ореху , так как о н може т оказатьс я опасны м дл я нее .

— Не остав ь меня , сирого , в беде ! — продолжа л причитат ь орех , ста ­ раяс ь перекричат ь сердиты й гу л колоколов . — Мн е уж е надлежал о покинут ь родиму ю ветку и упаст ь на сыру ю землю , как вдру г нагря ­ нул а злодейка . Оказавшис ь в клюв е прожорливо й вороны , я да л себ е зарок : есл и удастс я избежат ь смерт и — провест и тих о и спокойн о остато к свои х дне й в какой-нибуд ь ямке.

Пылки е реч и орех а растрогал и стару ю стен у д о слез . Вопрек и пре ­ дупреждени ю колоколо в он а решил а оказат ь орех у гостеприимств о и оставит ь в щели , куд а он закатился .

Однак о с о времене м оре х оправилс я о т испуга , освоилс я и пус ­ ти л корни , а т е начал и вгрызатьс я в гостеприимну ю стену . Вско ­ р е и з расселин ы выглянул и наруж у первы е ростки . Он и дружн о тянулис ь кверх у и набирал и силу . Прошл о ещ е немног о времени , и молоды е побег и орешник а уж е горд о возвышалис ь на д само й колокольней .

Особенн о доставалос ь стен е о т корней . Цепки е и напористые , он и все пущ е разрастались , круш а и расшатыва я стару ю кладку , и без ­ жалостн о выталкивал и проч ь кирпич и и камни .

Слишко м поздн о стен а поняла , наскольк о коварны м оказалс я не ­ взрачный жалки й ореше к с ег о клятвенным и заверениям и жит ь тиш е вод ы и ниж е травы . Ей тепер ь ничег о другог о не оставалось , как ко­ рит ь себ я за доверчивост ь и горьк о сожалеть , чт о в сво е врем я он а не прислушалас ь к голос у мудры х колоколов .

Орешни к же продолжа л раст и с горды м безразличием , а колокольн я все боле е разрушалась .

Каталог баек • 9 1

М ораль:прежд е чем делат ь нечто дл я другог о человека , необ­ ходи м о хоро ш о продумат ь все последствия поступка .

К омментарий:м ы част о стре мим с я м акси м альн о помоч ь на­ ш им детя м , дела я з а ни х мно ги е ве щ и , котор ы е дл я ни х труд ны , а нам привычны. Н у жн о помнить , чт о дет и останутс я жи т ь без нас. Задач а родител я — н е сделат ь жи з н ь ребенк а беспроблем­ ной, а научи т ь его у м ени ю брат ь на себя ответственност ь и ре­ ш ать проблемы.

Е сл и м ы н е научим его этому, то, подрастая, он продолжи т жи т ь за счет родителей, в ы тягива я и з них последние гро ш и . Тогда и жи з н ь родителе й превратитс я в ко шм ар , да и не задачливо м у от­ прыск у он а н е принесе т радости.

Д иапазон применения байки:коллективные тренинги с под­ ростками, индивидуальная работа с родителями проблемных детей.

№ 54. Байка «Случай с прививками»

Однажд ы мн е нужн о был о оформит ь документ ы дл я поездк и в США . Дл я этог о необходим о был о имет ь сертификат ы об о всех сделанны х в жизн и прививках . Однак о американски е коллег и знали , чт о в ССС Р прививк и делал и все м жителя м страны , н о сертификат ы н е выдава ­ л и никогда . Дл я решени я проблемы , в приглашени и оговаривалось , чт о нужн а справк а от врача, чт о челове к находитс я в тако м возрасте , чт о ем у делалис ь прививки , н о сертифика т н е выдавался .

Я отправилас ь в поликлинику . Но врач, увиде в английски й шрифт , даж е н е гляд я н а перевод , отказалас ь меня принимать . Пришлос ь от ­ правитьс я в платну ю поликлинику . Врач с радость ю принял а деньг и и согласилас ь помочь . Но , обнаружив , чт о он а должн а написат ь справк у о прививках , сказала , чт о сделае т эт о тольк о в то м случае , есл и я сейча с сдела ю все (ВСЕ!!!) прививки , которы е делаютс я лю ­ дя м о т рождения . Он а предложил а все и х сделат ь в оди н ден ь двум я шприцами . Поскольк у я пиш у эт и строки , то очевидно , чт о я не умер ­ ла . Однак о я дв а дн я лежала , не вставая с постели , поскольк у мо й организ м вынужде н был в одночась е боротьс я хот ь и с ослабленны ­ ми , но весьм а болезненным и вирусами . С те х по р я знаю , чт о многи м врача м совершенн о все равно , чт о буде т с о мно й посл е прививки . И воспоминани я о клятве Гиппократ а у них отсутствуют .

М ораль:родител и каж д ы й раз сам и несут ответственност ь за последствия прививо к дл я детей.

92 • Глава 3 .Каталог баек

К омментарий : безусловно, прививк и оказы ваю т менее негатив­ ное влияни е на детей по сравнению с последствиями страш ны х за­ болеваний, от которы х они дол жн ы защ и щ ать. Н о родители перед прививко й дол жн ы удостовериться, что она будет делаться прове­ ренной сы вороткой, разреш енной М инздравом, а не испытыватьс я на их ребенке (в этом случае им дают подписат ь дополнительн ы е докум енты , что дол жн о насторо жить родителей). Д елат ь прививк у необходимо только в случае, если ребенок здоров и не предполага­ ется тя ж ел ы х нагрузок в бли ж ай ш ее время .

Д иапазо н применени я байки : обсуждение прививок и их по­ следствий с родителями и воспитателями.

№ 55. Байка «Запретный пло д сладок»

Эт а фраз а взята и з роман а «Евгени й Онегин » А . С . Пушкина .

О люди ! все похож и вы

Н а прародительниц у Еву : Чт о вам дано , т о н е влечет , Ва с непременн о зми й зове т

К себе , к таинственном у древу ; Запретны й пло д вам подавай ,

А бе з нег о вам рай не рай .

Возможно , о н использова л фраз у и з сочинени й Овиди я [33].

М ораль : запре т всегда привлекает , и не только м аленьког о ре­ бенка .

К омментарий : и взросл ы е, и дети проявляю т л ю боп ы тство ко всему, чт о запре щ ается. Все помнят , ка к б ы л о интересно попро­ боват ь нечто из бокал а взрослого, попаст ь туда, куда почему-либо зайт и б ы л о нельзя . С . Д ал и [13] вспо минает, что в детстве ему все разреш алось . С у щ ествова л единственн ы й запрет : нельз я б ы л о за­ ходит ь н а кухню . «И я , пуска я сл ю ни , часами поджида л удобн ы й момент, но наступа л во ж деленн ы й миг, и я проника л в заповед но е царств о и на глазах у виз ж а щ е й от восторг а прислуг и хватал кусок сы рог о мя с а ил и ж арен ы й гриб и, давясь , м ле л от наслаждения — нич т о н е сравнитс я с тем вол ш ебн ым , пьяня щ и м привкусо м вин ы и страха!

Каталог баек • 93

Э т о б ы л единственн ы й запре т — все проче е мне дозволялось . Так, до вось м и лет я мочилс я в постель искл ю чительно потому , что находил в этом удовольствие» .

Ч е м м ень ш е запретов сущ ествует в семье и чем боле е довери­ тель ны е отно ш ени я между ребенком и родителями, тем больш е ребенок слу ш аетс я их. О собенно это э фф ективно , если выстро­ ена систем а запретов от крайне сильн ы х, связанн ы х с угрозой для жи з ни , д о прост о нежелатель ных . Т<

Наши рекомендации