Психологическая характеристика свойств темперамента, их референтные показатели.

для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активностио пределяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

16. Специализация полушарий мозга в концепциях А.Р. Лурия, Р. Сперри, Б.Г. Ананьева.

Доминантность полушарий проблема правшества-левшества и специальные типы высшей нервной деятельности.

Основные принципы, уровни и соотношение свойств в теории индивидуальности Б.Г. Ананьева.

В системе индивидуальности 3 уровня свойств:

1. биологические (индивид)

  • пол, возраст, конституция
  • психофизиологические функции
  • задатки, темперамент

Социально детерминированные (субъект деятельности)

когнитивные характеристики, коммуникативныесвойства, способности

Личность

статус, социальные роли, структура ценностей, мотивация поведения,

характер, склонности.

Принципы комплексного подхода:

  • развитие, структурно-генетическое единство – свойства необходимо изучать в динамике, при помощи лонгитюда, необходимо изучать отдельные структуры, из которых развиваются отдельные группы свойств.
  • брать характеристики, описывающие каждый уровень
  • использовать различные критерии для анализа взаимосвязи свойств: анализ направления связей (дедуктивный, индуктивный), функциональный критерий, изучение причинно-следственных связей
  • использование идеографического подхода (интервью, анализ продуктов деятельности, качественный анализ) Комплексный подход позволяет изучить роль содержательно различных свойств в целостной структуре индивидуальности.

Теория индивидуальности э.А.Голубевой, основные положения, структура.

Голубева => исследование способностей:

-изучение соотношения задатков и способностей

-выяснение взаимосвязей способностей с психологическими свойствами, входящими в другие подструктуры индивидуальности.

Целостный подход к изучению способностей требует:

Анализа их природных предпосылок (задатков) и исследования того, как они проявляются в реальной деятельности, т.е. в социальной ситуации.

Уровни (взаимосвязанные):

1. уровень природных предпосылок способностей

2. личностный уровень

Подструктуры индивидуальности: мотивация, темперамент, способности, характер.

Способности занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств по отношению к мотивации и темпераменту и более низкий, по сравнению с характером.

Положение способностей в структуре индивидуальности предполагает две координаты их рассмотрения:

-горизонтальная – рассмотрение способностей в системе организм-личность

-вертикальная – рассмотрение способностей в системе различных подструктур психологических свойств.

При экспериментальном изучении способностей реализуется три направления:

1. психофизиологические исследованияия (прежде всего, анализ нейродинамических свойств)

2. психологические (анализ когнитивных процессов свойств темп-та и характера)

3. социально-психологические (анализ успешности деятельности).

Наши рекомендации