Как помочь ребенку стать добрым

Известно, что все дети любят получать подарки. Они с не­терпением ждут своего дня рождения или новогоднего праздника, потому что в эти дни им дарят подарки. И вообще детям (да и многим взрослым) больше нравится что-то приобретать, чем отдавать. Самое трудное для маленького ребенка — отдать то, что нравится ему самому. Многочисленные детские конфликты проис­ходят как раз из-за того, что каждый хочет взять себе привлекательную игрушку и никто не хочет отдать ее другому. Эта игруш­ка затмевает все, и конечно же обиды и желания другого вовсе не видны за ней. Задача взрослого в такой конфликтной ситуа­ции — открыть ребенку эти переживания. Вот как это можно сделать.

Саша и Ваня дерутся из-за машинки, и каждый бурно дока­зывает свое право владеть ею. Наконец Саша отнимает машин­ку и, не обращая внимания на плач сверстника, начинает возить ее по комнате.

— Какая отличная машина,— говорит воспитатель,— тебе она очень нравится, правда? Ты так ловко водишь ее по комнате, будто ты настоящий шофер! Тебе нравится водить машину? (Мальчик охотно соглашается, а воспитатель продолжает нахваливать машину.)

— А ты знаешь, что Ване тоже очень нравится эта машина и ему очень хочется играть с ней,— спрашивает он.— Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с машиной, а он еще нет. А знаешь, как он обрадуется, если ты дашь ему ма­шину! Ему будет так хорошо! Он просто засияет от радости. А сейчас ему очень обидно. Ему кажется, что ты никогда не дашь ему машину. Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял эту замечательную машину. Ведь ты бы очень расстроился? Вот и он тоже. Давай попробуем исправить его настроение и сделаем его счастливым. Посмотрим, как он удивится и обрадуется. Догово­римся так: ты еще три раза покатаешь машину по комнате, а потом даешь ее Ване.

Саша внимательно слушает взрослого, переводя взгляд с ма­шины на Ваню, и охотно соглашается с его предложением. Он во­зит машинку туда-сюда (всего один раз!), потом подходит к Ване и отдает ему игрушку. Ваня счастливо улыбается и говорит «спасибо». Удовлетворение выражается и на лице Саши.

Основной результат такого вмешательства взрослого даже не в том, что ликвидирован детский конфликт и мальчики больше не дерутся из-за машины. Главное в том, что они обратили внима­ние на переживания — свои и чужие, что для Саши приоткрылся новый, пока еще неведомый ему мир — чувства другого человека, и он испытал настоящее удовольствие от того, что сделал ему хорошо. Конечно, это совсем не значит, что Саша теперь всегда будет делиться игрушками и никогда не будет обижать других. Но все же первый опыт того, как приятно отдавать, он получил. Дальше все зависит от взрослых: поддержат ли они этот опыт, научат ли ребенка делать другим добро.

Но как же этому можно научить? Рассказывать, как важно быть добрым и отзывчивым и как плохо жадничать и обижать других? Или наказывать за дурные поступки и хвалить за хоро­шие? Или приводить в пример других детей? Скорее всего, все это окажется бесполезным. Такое обучение может привести лишь к формальному, чисто словесному усвоению моральных норм: «надо быть добрым», «жадничать и драться нельзя» и т. д. Но от такого словесного знания слишком далеко до действительно гуманного отношения к другим людям. Слишком часто наши дети (да и не только дети), зная, «что такое хорошо и что такое плохо» и требуя от других гуманных поступков по отношению к себе, ока­зываются не способными на них сами. Эти моральные нормы существуют как бы отдельно от реальных дел. А постоянные положительные примеры и наказания только укрепляют конку­рентное отношение к другим детям — ребенку начинает казаться, что все остальные лучше его, что его никто не любит. А с этим чувством своей неполноценности трудно любить других и совершать добрые дела. Ведь чтобы воспринимать другого человека как безусловную ценность, как уникальную ЛИЧНОСТЬ необходимо прежде всего воспринимать так самого себя, чтобы не было необходимости всякий раз доказывать другим, что ты хороший.

Обучение добру происходит прежде всего не на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. И здесь не­достаточно постоянно подавать ребенку положительный пример, т. е. относиться к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам, хотя это безусловно необходимо. Чтобы этот положительный пример не прошел мимо сознания ребенка, важно, чтобы он сам участвовал в добрых делах, видел их результат и получал от это­го радость. А для этого нужно организовывать жизнь ребенка так, чтобы он не только совершал хорошие поступки, но и получал от этого удовлетворение. Это можно сделать опять же в игре.

Есть такая игра (ее разработала 3. М. Богуславская), ко­торая учит детей делать другому приятное, отдавать то, что нра­вится самому. Она называется «Подарки друг другу». Игровая ситуация строится таким образом, что ребенок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно он подарит. Такой выбор является своего рода нравственным поступком для до­школьников.

В качестве подарков можно использовать любые привлекатель­ные для дошкольников предметы — косынки, ленты, значки, флажки, и, конечно, игрушки. Важно только, чтобы число подар­ков соответствовало числу играющих. А играть в такую игру могут сразу от 5 до 20 детей. Подарки нужно положить в нарядную ко­робку.

Игра проводится следующим образом. Взрослый предлагает детям выбирать по очереди подарок и дарить его тому, кому он хочет. Вместе с ним дети рассматривают красивые подарки, а взрослый подчеркивает привлекательность каждого из них. Он объясняет, что каждый по очереди будет выбирать один подарок, который больше всего понравится не только ему самому, но и тому, кому он хочет его подарить.

Дети садятся на стульчики спиной к столу с подарками, и иг­ра начинается. Вызвав одного из детей, например Петю, взрос­лый предлагает ему подумать, кому он хочет сделать подарок, передает ему коробку для подарка, и он отправляется к столу. Остальные с нетерпением ждут, что выберет Петя и кому он по­дарит свой подарок. Когда, наконец, Петя выбирает какой-нибудь предмет и подходит к детям с коробкой, происходит торжествен­ное вручение подарка, в котором активно участвует и взрослый: он показывает всем детям подарок, подчеркивает его привлека­тельность, подсказывает, что надо поблагодарить, и радуется вместе с ребенком, получившим подарок. Словом, взрослый делает все возможное, чтобы дети испытали радость от преподнесен­ного ими сюрприза, от того, что они сделали приятное своему другу.

Потом эти двое (даривший и получивший подарок) садятся на места, а за подарком отправляется следующий ребенок, которо­му передается коробка. Так по очереди дети делают подарки друг другу. В этой игре есть только одно важное правило, ограничиваю­щее выбор ребенка: подарок можно делать только тому, кому еще никто ничего не подарил. Это правило побуждает детей вниматель­но относиться к сверстникам, замечать их переживания и ожида­ния, сочувствовать тем, у кого еще нет подарка. Выбирая при­влекательный предмет, ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет его дарить, а значит представить, что этот человек любит и что ему может понравиться. А это уже важный шаг к гуманному отношению к людям.

УРОКИ СКАЗКИ

Ребенок очень рано начинает понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро от зла, жадность от щедрости и т. д. Но сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы, например поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, он часто поступает совсем наоборот, а попытки взрослого указать на несправедливость ребенка встречают отпор со стороны последнего.

Психологом С. Г. Якобсон проведен следующий эксперимент. Дошкольники распределяли между собой красивую кукольную одежду и привлекательные машинки. Какие только объяснения не пришлось услышать взрослому от детей, оставлявших себе боль­шую долю игрушек: «Не могу же я себе взять одну, а им дать по две», «Мне эти игрушки нравятся больше, чем им», «Я подумал, что им больше не надо», «Мои куклы быстро пачкаются, поэтому им нужно больше платьев», «Я сделал так (взял себе больше машинок), чтобы девочек защищать от врага» и т. д. вплоть до: «Просто так» и «Не знаю, почему».

Никакие увещевания и объяснения взрослого не оказывали су­щественного влияния на поступки детей. Они соглашались с его до­водами, убежденно говорили, что жадным быть плохо, но продол­жали делить игрушки несправедливо. И так продолжалось до тех пор, пока взрослый не заменил абстрактное объяснение новым, конкретным. А помогла сказка. Как известно, «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, вер­ность и предательство, ум и глупость.

Сказка — первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости ге­роев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра, она расширяет нравственный опыт ребенка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми и вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь. Этим и воспользовались психологи, строя формирующие опыты.

Детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием к сверстникам, предложили оценить свои действия исходя из сравнения их с поведением хорошо всем известных персонажей — Буратино и Карабаса Барабаса. Предварительные расспросы по­казали, что дети считают Буратино хорошим, добрым, способным делить игрушки только справедливо. Карабас Барабас же, по их мнению, всегда забирает себе все самое лучшее. Простой вопрос взрослого, заданный ребенку после несправедливой дележ­ки: «Как ты разделил игрушки, как Буратино или как Карабас Барабас?» — повергал его в смущение. Неожиданно всем своим существом малыш понимал, что поступил плохо и как бы сравнял­ся с отвратительным Карабасом Барабасом, но признаться в этом было выше его сил. Ребенок опускал голову, старался уйти от ответа, но по его поведению было видно, что ответ этот для него ясен.

Многие дети после такого испытания резко меняли свое пове­дение, начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколь­ко брали себе, а иногда даже и больше, подчеркивая при этом, что они делят так, как делил бы Буратино. Им очень не хотелось быть похожими на Карабаса Барабаса, образ которого эмоцио­нально неприемлем для ребенка, и это желание сделало их пове­дение осознанным и произвольным.

И все же не все дети перестроили свое поведение под влияни­ем сопоставления себя с положительным и отрицательным эта­лонами. Полный успех формирующего эксперимента был обеспе­чен тогда, когда имелись не только эталоны добра и зла в виде художественных образов, но и ребенок чувствовал уверенность окружающих в том, что он в целом соответствует положительному эталону.

Каким образом можно внушить ребенку такую уверенность?

В экспериментах С. Г. Якобсон это делалось так. Психолог обратился к ребенку, который накануне вынужден был признаться, что он разделил игрушки как Карабас Барабас: «Андрюша, ребята считают тебя самым настоящим Буратино. Они сами мне так сказали. И они уверены, что ты поделишь игрушки поровну, как Буратино». Андрюша был ошеломлен. В глубине души он по­нимал, что не заслужил такого отношения. И впервые он начал делить игрушки справедливо.

Нежелание быть похожим на Карабаса Барабаса и стремление поступать, как Буратино, подкрепленное мнением сверстников, сде­лали свое дело — мальчик сознательно выбрал и осуществил добрый поступок. Дальнейшее показало, что этот результат не был случайным. Андрюша сильно изменился. Никакие ухищрения психологов, усложняющих условия эксперимента, меняющих иг­рушки на более привлекательные, не поколебали того нового, что появилось в мальчике. «Я не хочу быть Карабасом Барабасом. Я хочу быть Буратино!» —с достоинством говорил он взрослым. «Я же Мальвина, а Мальвина все делит поровну»,— серьезно объясняла девочка причину своего справедливого рас­пределения игрушек. (Незадолго до этого взрослый сказал ей, что мама считает ее настоящей Мальвиной. Этого оказалось достаточно, чтобы помочь девочке преодолеть свой эгоизм, побе­дить жадность.)

Буратино, Мальвина, Белоснежка, Дюймовочка... Каждая сказка имеет своих героев. И у каждого малыша есть самый любимый персонаж, о приключениях которого он с замиранием сердца готов слушать много раз. Взрослые конечно же знают, кого из сказочных героев он любит больше всего и кто вызывает его наибольшее возмущение. Если вы захотите использовать со­веты психологов, подумайте сначала о том, какая сказка сможет лучше всего помочь вашему малышу стать добрее, великодушнее, смелее.

И еще один совет. Если несмотря ни на что ребенок продолжа­ет упорствовать в своем пренебрежении моральными нормами, предложите ему вместе с друзьями разыграть выбранную вами сказку и поручите ему самую лучшую, положительную роль. Ведь не исключено, что он в своей маленькой жизни еще не успел пережить радость от собственного доброго поступка. Привыкшие полу­чать по первому требованию все, что им захочется, многие дети не умеют и не хотят отдавать что-то другим, поступаться своим удо­вольствием ради другого. В ролевой игре ребенок может забыть о своем упрямстве, отойти от стереотипного поведения. Вполне допустимо, если вы немного измените сюжет, обогатите его ситуациями, в которых персонажи должны решать моральные пробле­мы, подобные тем, которые возникают в жизни детей. Вынуж­денный, в соответствии с ролью, поступать благородно, ребенок, может быть, впервые сможет ощутить радость от возможности помогать и дарить другим, от благодарности партнеров за то, что он такой хороший. Не исключено, что, испытав сиплые чувства, преисполнившись уважения к себе, малыш сможет и в реальной жизни начать вести себя так же, как любимый герой.

У каждого человека, и маленького и большого, есть потребность в самоуважении. Корни этой естественной и необходимой потребности, как мы уже видели, лежат в самом раннем детстве. Важно только, чтобы, уважая себя, человек умел адекватно вос­принимать себя в сравнении с тем, что для него является идеалом, к чему он стремится. Это не всегда удается сделать даже взросло­му, а уж ребенку — тем более. Задача воспитателей и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку разобраться в самом себе, посмотреть на себя со стороны и самому честно признать себя неправым. И здесь необходимо учитывать важное обстоятельство: ребенок никогда не должен считать себя абсолютно плохим. Такое представление о себе может озлобить его, оттолкнуть от окружающих.

Малыш должен знать, что родные и близкие любят его несмотря ни на что, ждут от него только хорошего, верят в его доброту, но отдельные его поступки могут их огорчать. Это поможет ребен­ку стать лучше на самом деле. Нельзя без конца говорить ребен­ку: «Ты злой», «Ты гадкий», «Я тебя не люблю». Разговаривать с ним нужно деликатно и уважительно. Не уважая и не любя своего малыша, вы не сможете воспитать в нем эти качества. Авансом наделяя его этими свойствами, вы сможете наладить с ним теплые взаимоотношения, а через них — воздействовать на формирование его личности. Вы заметили, наверное, что мы еще раз вернулись к тому, с чего начали — к необходимости любви и уважения к детям.

И у родителей и у воспитателей общая задача — сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.

Ступени общения: от года до семи лет. – м.: просвещение, 1992.

Наши рекомендации