Тема: «Психический процесс: память»

Цель:сформировать понятие о памяти как познавательном процессе.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- понятие о процессах и видах памяти;

уметь:

- пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности памяти;

- различать виды памяти, логические операции;

- работать с методиками по развитию и совершенствованию памяти.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Память – сохранение и последующее воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.

Основные процессы памяти:

- запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;

- сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;

- воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;

- забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.

Виды памяти выделяются:

1) по характеру психической активности:

- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

- эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;

- образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);

- словестно - логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.

2) по характеру целей деятельности:

- непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;

- произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.

3) по продолжительности сохранения:

- кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.

Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.

- долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.

 
  Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru

Повторение

       
  Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru
    Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru
 

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Долго-

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Кратко- времен-

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Входящая времен- перевод ная

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru информация ная память

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru память

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru

Забыва-

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru ние

Воспроизведение возможно в виде:

1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;

2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)

Забывание зависит от следующих факторов:

- неиспользования информации;

- характера информации;

- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);

- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).

Кривая забывания механически (без осмысления) запомненного материала (по Г. Эббингаузу).

20 минут – 60%

1 час – 45%

24 часа – 30%­

%

 
  Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 100

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 90

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 80

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 70

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 60

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 50

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 40

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 30

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 20

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru 10

Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru Тема: «Психический процесс: память» - student2.ru

1 5 9 24 144

Продуктивность смысловой памяти выше ≈ в 25 раз.

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Задание 1.

В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах проверили материал через 2 недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?

Задание 2.

Человеку, обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание (тиф). Люди, присутствующие в зале, быстро вспомнили это слово, а испытуемому понадобилось 2 минуты, чтобы выполнить задание. Оказалось, что он перебирал в уме все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в данном случае?

Задание 3.

Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию?

Задание 4.

В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач. В другой группе кроме этого задания было предложено составить 5 аналогичных задач. После этого в обеих группах попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. В какой группе более успешно выполнили задание и почему?

Задание 5.

Почему при сжатой во времени и концентрированной подготовке к экзамену быстрее происходит забывание?

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

I. Установите соответствие

1. Запоминание А. Процесс, в результате которого

2. Сохранение происходит актуализация закреп-

3. Воспроизведение ленной информации.

4. Забывание Б. Процесс, направленный на

закрепление новой информации

путем связывания с приобретен-

ной ранее.

В. Процесс, в результате которого

в коре головного мозга

удерживается полученная

информация.

Г. Процесс заключается в

невозможности извлечения

ранее закрепленного.

II. Установите соответствие

1. По характеру психической активности А. Кратковременная,

долговременная,

Б.Двигательная, эмоциональная,

2. По характеру целей образная, словесно-логическая.

3. По продолжительности В. Произвольная, непроизвольная.

удержания информации

III. Заполнить пробел

1). …кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более … элементов.

2). К фактором забывания относится влияние … и … деятельности.

IV. Верно или неверно?

1). Информация легче воспроизводится в том же контексте, в котором происходило запоминание.

2) Емкость долговременной памяти и длительность сохранения информации зависят от важности материала.

Литература

Основная:

1. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. – М ., 1996.

2. Р.С. Немов, Психология (Кн. 1.), – М., 2004.

3. Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2000.

4. Н.К. Платонов. Занимательная психология. – М., 1999.

5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.

6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006.

Дополнительная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Самыгин С.И. и др. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

3. Новейший психологический словарь. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Под общ. ред. Шапаря В. Б. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Наши рекомендации