Разработка теории деятельности в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в.
1. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева, который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
2. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.
3. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности».
Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются.
Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).
Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием.
Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.
Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».
ВОПРОС – 8: Проблема сознания в психологии.
ОТВЕТ: Сознание– высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте». Сознание изучается рядом наук: философия – вопрос об отношении сознания к бытию и логике; лингвистика, нейрофизиология, антропология, социология. Психология же изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Характеристики сознания: 1.активность2.интенциональность – направленность на предмет3.способность к рефлексии, самонаблюдению4. мотивационно-ценностный характер сознания5.различная степень ясности Сознание любого индивида уникально, но непроизвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторам, например, структурами социальной системы, где существует индивид. Сознание всегда носит общественно-исторический характер. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным.
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме.
Вундт"Сознание заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния".
По мнению Джеймса, сознание - хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.
Сознание - это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс).
Общая черта всех выше приведенных взглядов - это акцент на психологической бескачественности сознания.
Представляет интерес система взглядов Л.С. Выготскогона сознание. Сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.
З. Фрейд: сознание – одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания – роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно – для восприятия внешних раздражений
Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьеваво многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта.
По Ананьеву,сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой.
Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: построение отношений; познание; переживание.
Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий.
Трудности изучения сознания:Сознание рассматривалось либо как общее условие существования психики (тогда обозначалось метафорически – свет, поле сознания), в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не может быть и речи (например, поток сознания Джемса). Либо сознание отождествлялось с какой-либо психической функцией – вниманием, мышлением, и тогда изучение сознания подменялось изучением этой функции.Сознание, как и отдельные психические функции, не локализуется во внешнем пространстве и нельзя рассмотреть во времени. Исследователи не могли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло изучаться известными методами. На протяжении веков проблема сознания была ареной идейной борьбы, где естественно-научный материалистический подход противостоял религиозно-идеалистическим концепциям. С точки зрения материализма, структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества под влиянием социума, в ходе производственно-практической деятельности. В отеч.психологии: структуры сознания формируются в раннем онтогенезе, благодаря интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общения со взрослым. Возможность этого присвоения формируется на базе филогенетического развития. Структура сознания и его основные свойства: социальный характер, опосредованность знаковыми и символическими структурами; предметность; склонность к рефлексии, внутренний диалогизм (Леонтьев, Выготский). К основным функциям сознания относятся следующие:
· отражательная;
· регулятивно-оценочная;
· духовная;
· порождающая (творческая, или креативная);
· рефлексивная.