Профессиограмма бортпроводника

На борту воздушного судна гражданской авиации бортпроводница обеспечивает безопасность полета, создает спокойные, комфортные ус­ловия для пассажиров. В зависимости от числа пассажиров и дальности полета на борту работает от одной до 12 бортпроводниц, организован­ных в бригады. Чаще всего бригада состоит из трех человек: бортпровод­ниц № 1, 2, 3. Каждый член бригады имеет четко определенные обязан­ности. В полете пассажиры чаще всего сталкиваются с бортпроводницей № 1 — бригадиром. Бортпроводница № 2 работает в буфете-кухне, борт­проводница № 3 отвечает за перевозку и сохранность почты и других грузов. Рассмотрим подробнее работу бригадира. Она организует деятель­ность всех членов бригады и непосредственно обслуживает пассажиров в салоне. Она приходит в аэропорт за 1,5 часа до вылета самолета для вы­полнения подготовительных работ. Прежде всего члены бригады прохо­дят медицинский осмотр, затем инструктор (или инспектор) проверяет готовность бригады к полету: осматривает форму одежды, убеждается в наличии необходимых документов и т.д. Затем бригадир получает зада­ние на полет, оперативные указания по проведению рейса, расписание движения самолетов, справочники тарифов, льгот, сезонных скидок, информацию о достопримечательностях трассы, аптечку с лекарствами.

За час до вылета бригадир проверяет санитарное состояние самолета: осматривает салоны, буфет, туалетные комнаты, гардероб, багажники, подготовленные сотрудниками наземных служб. При отсутствии замеча­ний расписывается в наряде технического персонала. Далее бригадир принимает контейнер с бортинвентарем (полотенцами, гигиенически­ми пакетами и пр.), получает периодическую печать, оформляет витри­ны самолета. Для обеспечения безопасности она проверяет крепление ковров и занавесок, исправность кресел и микрофона для общения с пассажирами, работу сигнализации, электронагревательных приборов. О результатах проверки докладывает бортинженеру, о неполадках — за­писывает в бортовом журнале. Перед полетом бригадир проверяет, зна­ют ли члены ее бригады, где находятся аварийно-спасательные средства и правила пользования ими, обязанности в аварийных ситуациях. Брига­дир докладывает командиру воздушного судна о готовности принять пас­сажиров и затем встречает их у трапа самолета. Ее опрятный внешний вид и приветливая улыбка вызывают положительные эмоции и уверен­ность, что полет пройдет благополучно. Бригадир — хозяйка салона, ко­торая общается с пассажирами непосредственно или через микрофон на протяжении всего рейса: приветствует их, информирует о маршруте и продолжительности полета, напоминает о правилах поведения в самоле­те, знакомит с оборудованием салона и кресел, проверяет правильность закрепления привязными ремнями. Включив музыкальную программу, бортпроводница занимает служебное место и осуществляет визуальное наблюдение за пассажирами. При необходимости она всегда готова прийти им на помощь. Хозяйка салона старается развлечь пассажиров. Она предлагает им газеты и журналы, рассказывает о достопримечательностях про­летаемых мест, угощает напитками, откликается на просьбы. Молодым родителям она предложит люльку для малыша, пожилого человека спро­сит о самочувствии, отрегулирует ему вентиляцию, освещение, помо­жет снять и разместить верхнюю одежду. При длительных полетах борт­проводницы организуют питание пассажиров. В течение 30 минут необ­ходимо обслужить около ста пассажиров. Бортпроводница вскрывает кон­тейнеры с питанием, сервирует подносы, контролирует качество блюд. При передвижении по салону нужно сохранять равновесие, обладать из­вестной ловкостью и устойчивостью походки. При снижении самолета бортпроводница напоминает пассажирам о необходимости пристегнуть ремни, убрать столики. После остановки самолета она организует выход пассажиров, помогает родителям с детьми, престарелым, инвалидам. Рейс окончен, но бортпроводнице предстоит проверить салон, сдать мягкий бортинвентарь. После окончания рейса бригадир проводит беседу с чле­нами бригады, оценивает деятельность каждого. Бортпроводники долж­ны быть готовы к профессиональным действиям в экстремальных ситуа­циях. Они должны хорошо знать аварийно-спасательное оборудование, быть способными предотвратить панику пассажиров, вселить в них уве­ренность в благополучном исходе. Труд бортпроводников регламентиро­ван специальными инструкциями, но при общении с пассажирами мно­гие проблемные ситуации приходится решать самостоятельно, прояв­лять при этом волевые качества, характер. Работают бортпроводницы по так называемому скользящему графику, где нет строго зафиксирован­ных начала и окончания рабочего дня. В любой день график может изме­ниться (погодные условия, задержки рейса и пр.), поэтому ежедневно по телефону они уточняют этот график у диспетчера. Работа в вечернее и ночное время, при полетах с запада на восток вызывает сбой биоритмов человека, что может отрицательно сказываться на самочувствии. Понят­но, что в авиации должен работать человек, обладающий хорошим здо­ровьем. Для работы бортпроводником-бригадиром необходимо иметь сред­нее образование (желательно — высшее филологическое образование). При допуске к работе сначала человек зачисляется на должность бортп­роводника-стажера, а по окончании специальных курсов и приобрете­нии определенного количества полетных часов человек допускается к самостоятельной работе. Для полетов на международных линиях требует­ся знание иностранных языков (Гвоздецкая Г.Т., 1984, с. 107—113).





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации