Признаки группового субъекта труда

Работающий человек как главный объект исследования психо­логии труда не может изучаться изолированно от эргатической системы, группы, организации, в которой работает. Такое изоли­рованное рассмотрение личности профессионала допустимо лишь в решении узкоспециализированных задач (например, в разра­ботке тренажера, тренировочных упражнений для формирования отдельных профессиональных умений) или в исследовании при­чин ошибок выполнения частных индивидуально выполняемых профессиональных задач (например, декодирования шифра пере­даваемого сообщения).

Кроме того, объектом исследования психолога труда могут быть групповые субъекты труда, команды, бригады. В этом слу­чае он должен владеть концепциями и методами исследования, практического воздействия, разработанными в рамках социаль­ной психологии труда, организационной социальной психоло­гии (Базаров Т. Ю., 1996, 1998; Донцов А. И., 1984; Журавлев А. К., 1987; Кабаченко Т. С, 2000, 2003; Психология..., 2000; Совмест­ная..., 1997; Социально-психологические..., 1987; Шеклтон В., 2003 и др.).

Исследование групповых (бригадных) форм трудовой деятель­ности систематически началось в нашей стране в 1920-е гг., но в силу политических, идеологических причин социальная психоло­гия не получила в довоенный период поддержки со стороны пра­вительства и, более того, воспринималась как буржуазная наука, неприемлемая в стране диктатуры пролетариата. Задачи развития прикладной социальной психологии развернулись в начале 1960-х гг. (Казаков В. Г., 1987). В этот период было выполнено большое чис­ло социально-психологических исследований бригад, отношения членов бригады к труду, изучались межличностные отношения членов бригады и эффективность их совместного труда, конфлик­ты, социально-психологический климат. Бригада рабочих как пер­вичный трудовой коллектив рассматривалась как зеркало всей yправленческой деятельности предприятия. В. Г. Казаков справедли­во отмечает в качестве недостатка работ тех лет оторванность, абстрактность результатов многих социально-психологических исследований, порожденных тем, что социальные психологи не­редко игнорировали предметное и функциональное содержание совместной трудовой деятельности. В этом, возможно, проявля­лась оторванность их работ от традиций психологии труда, общей психологии, опиравшейся на принцип единства сознания и дея­тельности, принцип деятельностного опосредования психических процессов. В работах, выполненных под руководством А. И. Дон­цова, Е.В.Шороховой и А.Л.Журавлева, А.В.Петровского, К. К. Платонова, указанный недостаток по возможности преодо­левался.

Групповой субъект труда появляется в современных производ­ственных организациях нестихийно, но как закономерный резуль­тат организационного проектирования трудовых процессов. При этом производственный процесс дробится на последовательность эргатических функций, выполнение которых поручается отдель­ным работникам или людям, объединенным в группы, бригады, при использовании ими технических средств труда разной степе­ни сложности.

Групповая форма работы, предполагающая формирование не­коей целостности (групповой субъект труда и его совместная дея­тельность), не является простым механическим объединением трудовых усилий независимо работающих людей, это новое слож­но организованное образование. Признаки коллективного труда были выделены Б.Ф.Ломовым (1972) и дополнены А.Л.Журав­левым (1987). А.Л.Журавлев считает главными основаниям и выделения группового субъекта труда следующие восемь со­ставляющих:

1. наличие единых целей для разных участников трудового процесса;

2. формирование общей мотивации труда, не сводящейся к индивидуальным мотивам;

3. разделение единого трудового процесса на отдельные дей­ствия и операции и распределение ролей в группе, что приводит к формированию структуры взаимосвязей участников группы;

4. объединение — совместность выполнения функций участ­ников трудового процесса как составляющих группового субъекта труда;

5. строгую согласованность, координацию выполнения распре­деленных и одновременно организационно объединенных действий участников группы в соответствии с заранее намеченной програм­мой;

6. необходимость выделения функции управления в совмест­ной трудовой деятельности, направленной на участников и через них на предмет труда;

7. наличие единого конечного результата, общего для трудо­вого коллектива; именно совместная деятельность позволяет получить этот результат более эффективно, качественно, чем в слу­чае индивидуальной формы организации труда, когда один работ­ник должен был бы достигать конечного продукта деятельности;

8. единство (увязка) пространственно-временного функцио­нирования участников совместной деятельности (Журавлев А. Л., 1987, с. 48).

Б.Ф.Ломов (1972, 1984) рассматривал в качестве ключевого признака совместной профессиональной деятельности наличие общей трудовой цели у членов группы. Группа объединяется как новое организационное единство и существует в таком качестве до тех пор, пока у членов группы сохраняется общая цель дея­тельности. Для психологов труда важно исследовать, в какой фор­ме эта общая цель представлена в индивидуальном сознании каж­дого участника группы. Помимо общей цели в сознании членов коллективного субъекта труда должны быть отражены их обязан­ности и способ взаимодействия между собой. Каждый член груп­пы обладает совокупностью иерархически упорядоченных целей, и задача психологов состоит в умении исследовать эти индивиду­альные особенности членов группы, влиять на формирование субъективной иерархии целей так, чтобы общая трудовая цель не терялась, не искажалась, не обесценивалась в чьем-то сознании и чтобы эти деформации не могли передаваться другим членам груп­пы.

Способы воздействия на участников группы в этом направле­нии были разработаны и проверены А. С. Макаренко, который подчеркивал, что общая цель должна быть перспективной, иметь возможность интегрировать индивидуальные мотивы участников и тем самым превращать группу в подлинный коллектив. Ломов подчеркивает важность функции планирования и координации распределении обязанностей между участниками группы и рефлексию их особенностей в сознании членов группы, выполняющую цементирующую функцию.

Наши рекомендации