Методы карьерного консультирования
Выбор методов определяется задачами, которые решает психолог-консультант. На первой встрече психолога-консультанта и оптанта обычно выясняется суть его проблемы, затем обсуждаются причины возникновения проблемы, и намечаются пути решения проблемы. Индивидуальная профконсультация оптантов на отдельных этапах может быть связана с частными задачами: коммуникативными, просветительскими, диагностическими, воспитательно-коррекционными. Соответственно арсенал методов и технологий работы профконсультанта должен включать: методы установления, поддержания контакта с клиентом, прекращения контакта; методы просвещения, информирования клиента о необходимых ему сведениях (работа с литературой, видеоматериалами, компьютерными базами данных, типологиями профессий, информацией о состоянии рынка труда и пр.). Профконсультанту необходимо владеть: методами диагностики склонностей, интересом эмоциональных предпочтений, мотивационных ожиданий, ценностных ориентации клиента; методами диагностики его познавательных способностей и психомоторики, особенностей темперамента, характера, личностных качеств, эмоциональной саморегуляции. В практике карьерного консультирования применяются специализированные опросники интересов, такие, как бланк профессиональных интересов Стронга, опросник Кьюдера (Анастази А., Урбина С, 2001; Глэддинг С, 2002, с. 624 — 625), опросники для самооценки профессиональных склонностей, предпочтений Е.А.Климова, В.Е.Гаврилова, Дж.Голланда (Климов Е.А., 1984; Гаврилов В.Е., 1988; Воробьев А. Н. и др., 1994); тесты для оценки способностей (Баррет Дж., 2003); методика Э.Шейна для оценки карьерных ориентации клиента «Якоря карьеры», адаптированная В.А.Почебут и В.Э.Винокуровой (Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000, с. 268 —271) и др.
Полезны психобиографические методы, каузометрия, беседы, анкетирование.
Консультанту следует придерживаться требований профессиональной этики в осуществлении диагностических процедур и выборе форм предоставления диагностической информации клиенту. Консультант должен владеть коммуникативными умениями, использовать корректные и убедительные формы воспитательных воздействий.
ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Основные понятия
Проблема изменчивости, динамичности внутренних ресурсов работающего человека в течение рабочей смены, недели, месяца, года издавна волновала ученых. В начале XX в. эта проблема исследовалась в большей мере в рамках физиологии и психофизиологии труда.
Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда. Продуктивность работы определяется многими внешними факторами, связанными с качеством обрабатываемого материала, налаженностью, исправностью оборудования, организацией производственного процесса (могут быть, например, остановки в
работе, вызванные отсутствием полуфабрикатов, которые не успели доставить из соседнего цеха).
Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда (как возможность человека выполнять данную работу на заданном уровне временных и качественных показателей в течение определенного времени), был введен термин «работоспособность».
Понятно, что такое широкое понимание термина «работоспособность» предполагает, что последняя формируется в обучении (общем и профессиональном), зависит не только от владения знаниями и умениями, но и от определенного уровня воспитанности личности, умения подчинить свое поведение социальным целям, нормам. Роль относительно устойчивых составляющих работоспособности, связанных с подготовкой, мотивацией, а также с индивидуально-личностными качествами субъекта труда, была предметом нашего обсуждения в предыдущих главах данного пособия.
В настоящей главе обсуждаются внутрисубъектные составляющие изменчивости, динамики работоспособности (влияющие на эффективность труда) в их обусловленности трудом. Речь идет о типичных формах изменчивости профессионального поведения, зависящих от того, как организован труд, в чем состоит трудовая нагрузка, какими способами выполняются трудовые задачи. Продуктивность (эффективность) труда как поведенческая характеристика и работоспособность как теоретическая модель внутренних функциональных возможностей субъекта труда не являются, таким образом, тождественными понятиями.
Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность (Медведев В.И., Парачев A.M., 1971).
Общая работоспособность отражает возможности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы. Устойчивые признаки нарушения состояния здоровья, приводящие к ограничению трудоспособности, оцениваются как временные (обратимые) или необратимые степени инвалидности.
Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связанных с корректировкой текстов в типографии.
Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это второе значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.
Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность человека меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.
Понятие «актуальная работоспособность» соответствует, с нашей точки зрения, термину «функциональное состояние» субъекта труда, которое также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека» (Медведев В. И. и др., 1971). Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.
Зачем исследовать работоспособность и функциональные состояния персонала? Какие задачи практики требуют разработки специальных научных теорий, методов оценки? Таких задач можно выделить, как минимум, пять.
1. Обществу, руководителям производственных организаций
важно на научной основе определять объем работы для субъекта
труда. Это должен быть достаточно большой и вместе с тем реализуемый объем заданий - норма выработки (при имеющихся орудиях труда, технологиях, условиях труда). При выполнении нормы выработки в течение многих лет люди не должны перенапрягаться и терять здоровье из-за развития профессионального истощения и связанных с ним заболеваний. Это задачи психофизиологического нормирования и охраны труда.
2. Выполнение некоторых видов труда сопряжено с высокой
ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние не только оборудования, технологических
процессов, но и субъекта труда. Это задача обеспечения надежности, безошибочности трудовых действий, требующая контроля
состояний работоспособности человека до начала работы и в процессе ее выполнения. Примером может служить предполетный
психофизиологический контроль летчиков. Для машинистов поездов дальнего следования разработана Телеметрическая система
контроля бодрствования водителя (ТСКБВ), представляющая собой специальный браслет с датчиками, обеспечивающий обратную связь работнику в случае недопустимого понижения его бдительности. ТСКБВ выявляет и оценивает «переход водителя из работоспособного состояния в дремотное; степень отвлечения внимания водителя от оценки дорожной ситуации; потерю сознания водителем» (разработка Л. С. Нерсесяна, ЗАО «НЕЙРОКОМ»).
3. Индивидуальные свойства работоспособности персонала учитываются в профессиональном отборе кадров.
4. Исследование работоспособности субъекта труда позволяет
выявить негативные факторы и наметить пути оптимизации трудa, повышения работоспособности.
5. Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда используется в эргономической и инженерно-психологической экспертизе видов труда, орудий, временных режимов работы в целях выбора предпочтительных вариантов. Критерием выбора является высокая эффективность труда при обеспечении состояния функционального комфорта у работника (Чайнова Л. Д. и др., 1977).