Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда
При определении этих стадий можно следовать двум вариантам рассуждений: ориентироваться на принятую в возрастной психологии периодизацию по хронологическому возрасту или выделить качественные стадии профессионального развития, типичные для большинства людей в процессе освоения одной профессии. Далее необходимо рассмотреть, в чем состоят психологические проблемы, типичные для каждой стадии и возрастного этапа жизни человека как субъекта труда.
Согласно Международной классификации выделяются следующие возрастные периоды:
· младенчество (от рождения до 2 лет);
· раннее детство (от 2 до 6 лет);
· среднее детство (от 6 до 12 лет);
· подростковый возраст (от 12 до 15 лет);
· юность (от 15 до 19 лет);
· ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);
· средняя взрослость (от 40 до 60 лет);
· поздняя взрослость и старость (от 60 лет и далее) (Акмеология, 2002, с. 261).
Е. А. Климов (1998) рассматривает профессиональное развитие человека, выделяя три хронологических периода:
1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 — 12 лет, здесь выделяются стадии: раннего детства, или предыгры; стадия дошкольного детства; стадия младшего школьного возраста (от 7 —8 до 11 —12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений — умений самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче. В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда;
2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы;
3) период собственно профессионального развития (19— 60 лет).
Маркова А. К. (1996) и Бодров В. А. (1991) выделяют еще один период — послепрофессионализм (период спада после выхода на пенсию). Кроме того, А. К. Маркова выделяет псевдопрофессионализм (непрофессионализм) как уровень профессионального развития субъекта труда, при котором субъект, несмотря на значительный стаж работы в профессии, допускает грубые ошибки, брак, проявляет безнравственное отношение к делу, коллегам, не владеет профессионально успешными способами приспособления к труду. Итак, профессионализмом называется один из периодов профессионального развития человека как субъекта труда, в течение которого он, самостоятельно работая, достигает вершин в своей работе, успешно преодолевая периоды спадов, трудностей.
С одной стороны, термином «квалификация» обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходимым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалификация — характеристика освоенных человеком специальных знаний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его подготовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготовки и получивший документ о его успешном завершении, приобретает определенную квалификацию. Например, в дипломе специалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Итак, квалификация характеризует совокупность специальных знаний и умений, которые можно приобрести в процессе профессионального обучения.
Слово «компетентность» — производное от «компетенции» — области обязанностей, возложенных на данного работника. Последний в разной мере может быть готов успешно справляться с этими обязанностями. Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей.
А.К.Маркова выделяет следующие виды компетентности:
специальная {профессиональная) компетентность — умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне;
социальная компетентность — владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно;
личностная и индивидуальная компетентность — владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (уверенность в себе, оптимизм и пр.) (Маркова А. К., 1996, с. 34-35).