Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Третье направление работы с тревожными детьми отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Рекомендуют с этой целью провести в группе следующее упражнение.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимых для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т. д.).

Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возни ли у него в ходе презентации.

Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка»

Как показывает практика, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним повышенные требования, которые ребенок не в состоянии выполнить. И это может быть одно из причин возникновения тревожности, о которой следует говорить с родителями в индивидуальных и групповых беседах.

Родителям, тревожного ребенка следу быть последовательными в своих действиях, ощущениях и наказаниях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей.

Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рёкомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать и т. д.

Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели.

Если родители не в состояниипомочь ребенку сами, они могут обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время существует множество психологических центров, в которых работают тренинговые группы, специалисты по игровой терапии, сказкотерапии.

12. Практическое задание «Работа с родителями тревожного ребенка»
Участники, работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с тревожными детьми для оформления уголка для родителей. Затем проводится совместное обсуждение в группе.

13. Игра «Щепки на реке» (К. Фопель, часть, 1998)

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Участники встают в два длинныхряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:
быстро или медленно.

Участники игры — «берега — помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает путы она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад... Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогло им обрести спокойствие во время выполнения задания.

Занятие 4.

Тема: «Взаимодействие с аутичными детьми»

План занятия

1. Приветствие.
2. Теоретический блок (мини-лекция) «Что такое аутизм».
3. Игра «Рукавички».
4. Практическое задание «Портрет аутичного ребенка».
5. Игра «Отвечай, сосед слева».
6. Мини-лекция «Как выявитьаутичного ребенка».
7. Игра «Охота на динозавриков».
8. Мини-лекция «Как помочь аутичному ребенку».
9. Игра «Большой puzzle».
10. Практическое задание «Работа с кооперационными картами».
11. Мини-лекция «Работа с родителями аутичного ребенка».
12. Практическое задание.
13. Психологический практикум.
14. Краткий обзор рекомендуемой литературы.
15. Обратная связь.
16. Обобщающие упражнения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
2. Теоретический блок «Что такое аутизм»

Термин «аутизм» происходит от греческого слова «сам» и обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности вмир собственных переживаний. Признаки аутизма могут отмечаться уже в г месяцы жизни ребенка. Специалисты выделяют 3 основных блока, в которых можно следить это нарушение:

· речь и коммуникация;

· социальное взаимодействие;

· воображение.


Классический (с проявлением всех признаков) аутизм встречается редко. Однако в группах детского сада довольно часто встречаются дети с аутистическими чертами.

Игра «Рукавички»

Цель: Игра способствует установлению взаимопонимания с партнером, развитию умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: Тренер делает заготовки: вырезает из бумаги рукавички, количество их пар должно с ответствовать количеству пар участников игры. Ведущий выдает всем играющим по одной рукавичке. Каждый должен найти пару. Затем пара отходит в сторону и без слов, использует три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает совершенно одинаково свои рукавички. (См. Кряжева Н. А., 1997.)

Примечание: Ведущий наблюдает за тем, как организуют совместную работу пары, как они дел, карандаши, как при этом договариваются, удается ли им договориться без помощи слов.

Обсуждение: Во время обсуждения каждый участник рассказывает в кругу о том, что помогло ему лично найти пару, как удалось договориться с партнером.

4. Практическое задание «Портрет аутичного ребенка»

Цель:Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.
Содержание:Все участники сидят (или стоят) в кругу Тренер по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит)слева от него.

Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе. Список примерных вопросов приводится в приложении №2З.

Суждение: Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для нихважен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при общении у аутичных детей.

Наши рекомендации