Развитие эмоциональной сферы и общения

Большое значение для нормального психомоторного развития ре­бенка имеет установление эмоционального контакта со взрослым, осо­бенно с матерью. Мать, ухаживающая за ребенком, разговаривая с ним, воздействует не только выразительностью своего голоса, но и мими­кой, движениями. Это вызывает у ребенка ответную улыбку, комплекс оживления, стимулирует его зрительное и слуховое восприятие.

Со второго полугодия жизни чувственный опыт ребенка тесно свя­зан с речью взрослого, которая активизирует и организует процесс вос­приятия у ребенка.

Постепенно в процессе общения с младенцем необходимо форми­ровать у него начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосо­четаниях типа: «поцелуй маму», «дай ручку» и т. д. Для развития пони­мания простых инструкций необходимо их произносить и одно­временно показывать обозначаемые действия на себе. Например, взрослый, протягивая руку к ребенку, просит: «дай ручку», одновре­менно берет руку ребенка и вкладывает ее в свою, ласково поглажива­ет ее, потряхивает. Затем, освободив руку ребенка, вновь протягивает свою и просит: «дай ручку», слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку. Постепенно у ребенка воспитывается по­нимание таких движений, как «ладушки», «до свидания», «покажи, ка­кой ты большой».

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни

Под влиянием различных потешек и игр младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, от­личающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, ее содержание не имеет никакого значения. Важно само действие. Маленькие дети больше ценят раз­личные звуки, фразы и ритмические конструкции. Эти незатейли­вые детские потешки заключают в себе многовековую народную муд­рость, ведь они оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленько­го ребенка.

Идет коза рогатая»

Наклонитесь над ребенком, улыбнитесь, поймайте его взгляд и при­говаривайте:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодаю, забодаю,

Забодаю».

«Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте поча­ще в такую игру, и вы заметите, что сначала ваш ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зритель­ного и слухового восприятий.

2. «Ладушки-ладушки»

Возьмите ребенка на руки и приговаривайте, хлопая его ладошка­ми:

Ладушки-ладушки!

Где были? — У бабушки.

Что ели? — Кашку.

Что пили? — Бражку.

Кашку поели, бражку попили —

Шу-у-у... Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала делайте все движения за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать руч­ки к голове.

Таким образом развиваются внимание, память, понятийное мыш­ление, эмоции.

3. Другой вариант игры «Ладушки»

Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими в такт:

Чики-чики-чикалочки, Сидит зайчик на палочке, Белка на тележке Щелкает орешки. Иди, зайчик, не проси, Сам орешков натруси. Ладушки, ладушки, Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать оставили. Остынут — поедим И воробушкам дадим, Воробушки сели, Все оладьи съели. Кыш-кыш — полетели! На головку сели!

4. «Сорока-белобока»

Посадите ребенка к себе на колени и перебирайте его пальчики, приговаривая:

Сорока-белобока

(водите его пальчиком по тыльной стороне ладошки)

Кашку варила,

Деток кормила: (загибаете пальчики)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

А этому не дала:

Ты дров не рубил

Воды не носил,

Каши не варил.

Зачем дров не рубил,

Воды не носил?

Знай наперед:

Здесь водичка — холодненька(поглаживаете запястье малыша)

Здесь — тепленька, (поглаживаете сгиб локтя)

Здесь — горяченька, (поглаживаете плечо) А здесь кипяток, кипяток! (щекочете и тормошите ребенка)

Эта мудрая игра хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, яв­ляется отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радост­ный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке.) Недаром младенческие потешки, похожие на рус­скую «Сороку-белобоку», встречаются у многих других народов.

5. «Пальчики в лесу»

Поочередно загибайте пальчики ребенка, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять: Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел!

Повторяйте то же и на другой руке. Пощекочите ладошку малыша, одновременно делайте легкий массаж пальчиков.

6. «Этот пальчик - я»

Так же поочередно загибайте пальчики, начиная то с большого, то с мизинчика, то на правой, то на левой руке. Сопровождайте эти дей­ствия такими стишками:

Этот пальчик— дедушка, .

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

Кушать всем идти пора.

Обращайте внимание, чтобы при загибании одного пальца осталь­ные оставались прямыми. Если это не удается, помогайте ребенку удер­живать их.

Наши рекомендации