Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с ЗПР первой группы

Трудности Клинико-психологические причины Психологическая диагностика Направления коррекции
На уроках постоян­но отвлекается Низкий уровень раз­вития произвольных процессов. Недоразвитие эмоцио­нально-волевой сферы. Индивидуально-типо­логические особенно­сти (преобладание воз­будительных процес­сов над тормозными). Отсутствие интереса к учебному материалу в силу преобладания иг­ровых интересов. Другие причины Направленное наблю­дение за ребенком в процессе урока и вне учебной деятельности. Методика «Незакон­ченные предложения» для оценки познава­тельных и игровых ин­тересов у ребенка. Цветовой тест отноше­ний — для оценки эмо­циональных предпоч­тений. Функциональ­ные пробы на внима­ние и память Групповые занятия, направленные на мо­тивацию учебной де­ятельности. Занятия по коррекции внимания, памяти, развитию навыков са­моконтроля
Проявляет аффективные реакции (например, в ответ на замечание) Незначительные нару­шения отдельных функ­ций эмоционально-во­левой сферы Направленное наблю­дение в процессе учеб­ной и игровой деятель­ности. Методика фрустрационной толерантности Розенцвейга. Самооце­ночный тест Дсмбо-Рубинштейна Ролевые игры, направ­ленные на разрешение конфликтных ситуа­ций. Психорегулирующие тренировки
Своеобразные лич­ностные особенно­сти В структуре личности наблюдаются инфан­тилизм, эгоцентризм, повышенная внушае­мость Детский вариант мето­дики Кэтелла. Рисуноч­ные тесты. Методика Рене-Жиля Специальные роле­вые игры, направлен­ные на формирование самооценки и коррек­цию эгоцентризма, внушаемости

Таблица 18 Психологический диагноз трудностей в обучении у младших школьников с ЗПР второй группы

Трудности Клинико-психологи-ческие причины Психологическая диагностика Направления коррекции
Трудности при ре­шении математи­ческих задач Низкий уровень раз­вития зрительно-про­странственных функ­ций. Недоразвитие свойств внимания. Трудности понимания лексико-грамматиче-ских конструкций. Недоразвитие памяти (слухоречевой и зри­тельной). Другие при­чины Методика Равена — для анализа особенностей уровня перцептивных обобщений. Методика Кооса - для анализа зрительно-пространственного анализа и синтеза. Исследование слухо­речевой памяти. Методика «Лаби­ринт» — для анализа особенностей прогнос­тической деятельности. Нейропсихологических пробы по схеме (см. главу 2) Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза в процессе формирова­ния конструктивной и графической деятель­ности. Методики для разви­тия слухового внима­ния. Пробы Пиаже для обучения дифференцировкс количества от других признаков
Трудности при пе­ресказывании тек­ста Недоразвитие логиче­ской памяти. Недоразвитие после­довательных умоза­ключений. Ограниченный словар­ный запас. Недоразвитие лсксико-грамматического строя языка. Речевые дефекты (диз­артрия, алалия и пр.), что затрудняет процесс речевого общения Методики на исследо­вание опосредованно­го запоминания и логи­ческих приемов запо­минания. Методика для исследо­вания последователь­ных умозаключений (последовательные картинки). Обследование специа­листа-логопеда. Исследование уровня школьной тревожно­сти (тест Филипса) Упражнения на раз­витие лексико-грамматических конст­рукций. Составление после­довательных умоза­ключений в рассказах по картинкам. Развитие словарного запаса (совместно с логопедом). Формирование обоб­щений методом ис­ключений с обучени­ем правильно моти­вировать ответ
Пропуски букв в письменных рабо­тах Низкий уровень раз­вития произвольного внимания. Несформированность самоконтроля. Трудности работы по правилам. Недоразвитие объема и распределения вни­мания Методики для исследо­вания объема и распре­деления внимания. Методики для исследо­вания устойчивости и концентрации внима­ния в условиях помех. Методики для исследо­вания слухоречевой и зрительно-простран­ственной памяти Развитие произвольно­го внимания в процес­се групповых и инди­видуальных занятий. Специальные упраж­нения на формирова­ние объема и распре­деления внимания. Методика Гальпери­на и Кобыльницкой. Развитие слухового внимания. Развитие двигатель­ного внимания (пись­мо в воздухе). Выполнение письмен­ных работ без контро­ля зрения
Многочисленные орфографические ошибки Недоразвитие фоне­матического слуха Обследование у специ­алиста-логопеда. Исследование свойств внимания. Анализ школьных тет­радей (домашние и классные работы). Беседа с родителями об особенностях речевого развития ребенка или получение информации из медицинских доку­ментов и от логопеда Развитие свойств внимания методом поэтапного формиро­вания умственных действий. Занятия с логопедом. Дифференцировочные диктанты в про­цессе групповых за­нятий (микрогруппа 2-3 человека)
Плохой почерк Слабое развитие тон­кой моторики пальцев рук. Несформированность графических навыков. Недоразвитие произ­вольного внимания. Индивидуально-ти­пологические особен­ности (расторможен-ность, эмоционально-волевая неустойчи­вость и пр.) Использование шкалы развития графических навыков у ребенка. Исследование личност­ных особенностей с помощью методик (Кетелл, Розенцвейг, Д.Рубинштейн). Наблюдение за ребен­ком, анализ его быто­вых навыков, особен­ностей самостоятель­ности. Пробы на зрительно-моторную координа­цию (тест Бсндера, ко­пирование фигур) Развитие моторных навыков в процессе конструирования и рисования. Упражнения для раз­вития навыков само­контроля поведения. Психорегулирующие тренировки. Обучение ребенка письму с выключен­ным зрением. Наблюдение ребенка у невропатолога
Трудности понимания объяснений учителя с первого раза Слабая концентрация внимания. Недоразвитие памяти (слухоречевой). Низкий уровень разви­тия произвольности. Личностные особен­ности (школьные фо­бии, тревожность, эмоциональная неус­тойчивость) Методика «Корректур­ная проба». Методика для исследо­вания слухоречевой па­мяти. Исследование личност­ных особенностей в процессе беседы, на­блюдения и с помощью методик Дембо-Рубинштейн, Кастелла, Розенцвейга и др.). Методика школьной тревожности Коррекционные заня­тия в группе для сня­тия эмоционального напряжения. Специальные занятия по развитию слухоре­чевой и логической памяти. Специальные занятия на формирование свойств внимания. Объяснение на на­глядно-образном уровне с использова­нием специальных карточек




Наши рекомендации