Психологическое консультирование. Его отличие от других видов психологической помощи.
Консультативная деятельность—очень существенное направление работы школьного психолога. Консультации проводятся для учителей, учащихся, родителей; они могут быть индивидуальными или групповыми.
Психологическое консультирование примыкает по своим задачам к психопрофилактической работе. Однако между ними есть существенные различия. Если психопрофилактическую работу мы начинаем тогда, когда психологическая проблема еще не возникла и мы предупреждаем ее как возможную, то консультационная работа проводится тогда, когда к нам приходят с уже созревшей проблемой. У учителя, или у ученика, или у родителей возникает какая-то проблема, которую они сами решить не могут, но которая их угнетает, тревожит, беспокоит. И они обращаются за помощью к школьному психологу. Задача психолога — помочь обратившемуся к нему человеку решить его проблему. Самое трудное при этом - определить истинную проблему и установить причины, её породившие. Очень часто, например, учитель приходит к психологу и просит помочь ему в работе с ребенком, который характеризуется им обычно негативно с точки зрения успеваемости, или поведения, или взаимоотношений со сверстниками и с ним, учителем. Иногда создаётся впечатление, что проблема в ребёнке, однако это не всегда так. Очень часто проблема возникает в результате неправильных действии или отношения самого учителя, следовательно, проблема, прежде всего, в нем самом, а потом уже в ребенке. И если учитель во время консультации понял причину своей неудачи в работе с ребенком, значит, он решил свою проблему и, скорее всего, по-другому будет строить свои взаимоотношения с детьми и искать индивидуальные подходы к каждому.
Таким образом, психологическую консультацию проводят тогда, когда проблем уже имеет место быть. При этом сначала следует уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; и только затем уже пытаться предупредить возникновение подобных проблем в будущем.
Итак, психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем. Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого — в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Особенно это относится к учителям. Опыт свидетельствует, что учителя, независимо от их педагогического опыта, обращаются чаще всего к психологу по поводу «неуправляемости» отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. Они часто испытывают бессилие по поводу решения проблем, связанных с особенностями воспитания, обучения, общения тех или иных детей.
Причину этих проблем и трудностей они стремятся искать в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные умения и личностные качества. Но в большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему. Поэтому во время консультации они сопротивляются активному вовлечению их самих в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого. Задача психолога —подвести учителя к самостоятельному «прозрению», пониманию источников возникших проблем.
Не менее сложно консультировать родителей. Чаще всего они приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев с трудом принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу необходимо всегда в центре внимания удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.
Психолог также консультирует администрацию школы, способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методических объединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.
По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций психолог проводит психологическую экспертизу состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений о судьбе ребенка и дальнейшей работе с ним.
Таким образом, консультация — важный вид работы школьного психолога. Специфика психологического консультирования в школе заключается в том, что в процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи школьной психологической службы — максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого школьника. Администрация школы, учителя, родители, другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами учащихся, а не сами по себе.
Исходя из определений психологического консультирования как «профессиональной помощи пациенту в поиске решения проблемных ситуаций» ( Б. Д. Карвасарский), «одного из видов оказания психологической помощи в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений « ( А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский) и др., можно выделить основные его «приметы»:
ü психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;
ü данная помощь носит практический процессуальный характер;
ü оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
ü для ее реализации необходимо наличие клиента;
ü присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
ü желание клиента решить данную проблему;
ü целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения;
ü при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;
ü консультация проводится в конфиденциальной обстановке.
Суммируя все вышеприведенные составляющие, можно определить психологическое консультирование как область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.
Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психологически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.
Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Психолог же отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и за профессиональную обоснованность рекомендаций.
Соответственно, специфика психологического консультирования будет заключаться в следующем:
ü во-первых, кратковременность личных контактов клиента со специалистом;
ü во-вторых, эпизодичность данных контактов;
ü в-третьих, практическая завершенность каждой встречи;
ü активность клиента в процессе консультирования;
ü в самостоятельных действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультирования.
ü