Тема 1.4. Классификации психодиагностических методик.
Ключевые термины: метод, методика, аппаратурные методики, хронометрические методики, контент-анализ, включенное наблюдение, интервью, анкета, качественный анализ, сравнительное решение, стандартизированное наблюдение, аналитическое наблюдение, кодификация признаков, протокол наблюдения, согласованность экспертных оценок, тест, опросник, диалогическая техника, психофизиологическая методика, шкальная техника, вербальная, невербальная методика, объективный тест, тест-опросник, стандартизированный самоотчет, опросник-анкета, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности, бланковые, предметные, устные, письменные, аппаратурные тесты, сенсорика, качественный и количественный анализ, соцокультурный норматив, игротехника, тремор, вазомоторика, семантический дифференциал, семантический профиль, семантическое пространство, тест конструктов, репертуарные решетки, ранжирование, парные сравнения, каузометрия.
В мире насчитывается более тысяч методов психодиагностики. Разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такие схемы классификаций психодиагностических методов можно встретить у Гуревича К.М., Бодалева А.А., Столина В.В., Немова Р.С., Шмелева А.Г. В основе каждой такой классификации лежат определенные теоретические принципы, критерии.
Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики — такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов.
Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики,в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.
Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики.В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).
Первый и третий из описанных типов психодиагностических методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный. При ручном варианте методика с начала и до конца используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, а также вывода на печать получаемых результатов.
Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные,которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидны и информативны.
Следующая группа методик — объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.
Опираясь на представленную попытку разделения психодиагностических методик на группы, попробуем предложить более развернутую их классификацию, выделив вначале общие критерии, в соответствии с которыми далее методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются:
1. Тип применяемых в методике тестовых задач.
2. Адресат используемого в методике тестового материала.
3. Форма представления тестового материала испытуемым.
4. Характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики.
5. Наличие в методике тестовых норм.
6. Внутреннее строение методики.
По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные(в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие(в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные(здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические(в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).
По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные,апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго - проективные методики.
По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т.н.), технические(презентуют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).
По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.
Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерныеимногомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые - тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик - подшкал, оценивающих отдельные психологические качества. Например, известный тест Спилбергера - Ханина для оценки тревожности — это мономерная методика, а личностный тест Кеттелла - многомерная методика.
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном иколичественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае — через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную, количественно-качественную характеристику. Например, в тесте А. Г. Личко, для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику: и количественную, и качественную одновременно.
Все методы психодиагностики можно также разделить на научныеи практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Разница между ними заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические — на оценку степени его развития и использования в практических целях. Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного исследования. Практическая же методика, напротив, должна быть универсальной,простой и относительно дешевой.
Помимо вышеперечисленных классификаций методов психодиагностики существуют также следующие:
1.Классификация с точки зрения принадлежности к методикам, основанным на заданиях, предполагающих правильный ответ (тесты интеллекта) и не имеющих правильного ответа (личностные опросники).
2. Классификация, делящая методики на вербальные и невербальные.
3. Классификация с точки зрения основного методического принципа. В этом случае различают объективные тесты, где возможен правильный ответ, и стандартизированные самоотчёты, где нет стандартизированного ответа (тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, индивидуально-ориентированные техники, интерактивные техники и т.д.).
1. Классификация с точки зрения степени включённости психолога в процесс диагностики и интерпретации результатов.