Тема 1.1. Предмет, цели и задачи психодиагностики.

Ключевые термины:психологическая диагностика, психолого-педагогичекая диагностика, теоретическая, практическая психодиагностика, психометрика, распознавание, узнавание, научное познание, частная психодиагностика, общая психодиагностика, психологический диагноз, диагностические признаки, диагностические категории, тест, психологическое обследование, психологическое исследование., психологическое тестирование.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Это раздел психологии, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни, иизучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. В словаре СИ. Ожегова диагностика и определяется как установление диагноза. Предполагаемый результат диагностики — диагноз.

Понятие диагноза (от греческого - «Распознание») используется в различных областях знаний и в сферах деятельности, В медицине - определение существа болезни и состояния больного на основании его всестороннего медицинского исследования), в биологии - научное описание основных признаков, характеризующих какую-либо систематическую группу растений или животных), в технике любой агрегат проходит через особую техническую диагностику — испытывается на особых «тестовых стендах». Это позволяет выявить скрытые дефекты в изделии и устранить их еще до ввода устройства в эксплуатацию.

В психологии диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Т.о., под диагнозом следует понимать описание и выяснение сущности особенностей изучаемого объекта, распознание состояния определенного объекта или системы с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения так называемой «обратной связи» — средством информационного обеспечения любого педагогического воздействия. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностической информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).

В психодиагностике для перехода от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу требуется применение особых методик и процедур — измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики, прежде всего, относятся диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категориискрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Между признаками и категориями не существует строгих взаимно однозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно разными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Поэтому для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно, нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты.

В психодиагностике тест- это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре. Обследование— это применение готового, уже разработанного теста. Его результат — сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое исследование— это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков. Нередко за более короткой и внешне простой методикой скрывается более сложное и трудоемкое исследование, которое было необходимо выполнить для его разработки.

Таким образом, современное понятие «психодиагностика» тесно связано с понятием психологическое тестирование. При этом данные понятия не тождественны, так как помимо тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные или, как принято их чаще называть, «клинические» психодиагностические методики.

В разных научных психологических школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов. В одних школах (европейская традиция, особенно в области медико-психиатрической психодиагностики) преимущественное внимание уделялось развитию клинических методов (беседа, слабостандартизированные проективные методики), в других школах (американская традиция, особенно в области образования и индустриально-психологической практики отбора кадров) интенсивно развивались стандатизированные тестовые методы. В настоящее время в современных наиболее эффективных зарубежных и отечественных научно-практических центрах активно используются и взаимодополняют друг друга оба этих подхода.

Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Например, принять или не принять на работу или учебу, дать отдых-отгул или поставить на дежурство и т. п. Кроме того, стандартизированные методы лучше защищены от возможных методических ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя, проводящего тест. Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психологов-диагностов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особенно эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог-диагност оказывает психологическую помощь, проводит коррекцию, психотерапию, тренинг, другие виды психологического вмешательства.

Особая популярность качественного, экспертного подхода в детской и педагогической психологии определяется тем, что в отличие от взрослого человека психика ребенка отличается повышенной изменчивостью, так как он постоянно интенсивно развивается, овладевает на каждом этапе новыми психическими функциями, приобретает новые психические свойства (новообразования). Это приводит к тому, что фиксированный набор диагностических свойств, достаточный для предшествующего этапа развития, оказывается совершенно недостаточным для следующего этапа. И даже, если кто-то разрабатывает строгую периодизацию развития и для каждого этапа фиксирует заданный набор свойств, то в случае конкретного ребенка оказывается неизвестным, на каком этапе он находится, какой набор свойств ожидать в данном конкретном случае. Поэтому прогностичность диагностики в детской психологии тесно связана с возможностью дополнять количественные стандартизированные описания качественными данными.

Такая взаимодополнительность стандартизированных групповых и индивидуализированных нестандартных методов необходима и в школьной педагогике, где объективно сочетаются групповые и индивидуальные методы работы с детьми. При этом сохраняется общая логика. И в том, и в другом случае диагноз выносится на основе анализа комплекса первичных психодиагностических данных (признаков). Технологические приемы получения их первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории — главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики.

Основная задача психологической диагностики заключаются в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. В отличие от других психологических методов исследования психодиагностика позволяет получить качественные и количественные оценки измерения характеристик. Практическая эффективность диагностических средств зависит от их содержательной связи с фундаментальными исследованиями, а также от использования соответствующих средств измерения, анализа и оценки диагностируемых явлений.

Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

Современная психодиагностика широко используется в различных областях социальной практики. Это:

· оптимизация обучения и воспитания;

· консультативная и психотерапевтическая помощь;

· расстановка кадров, профотбор и профориентация;

· прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака, законопослушности;

· судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

· торговля;

· бизнес;

· спорт и т.д.

Помимо этого психодиагностические методики это — один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

Составными частями психодиагностики являются психология соответствующей предметной области, дифференциальная психометрика, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы, и практические сферы применения психологических знаний.

Использование психодиагностических средств в каждой отдельно взятой области определяется специфическими условиями, задачами и методами, которые составляют предмет частных психодиагностик. К ним можно отнести, например, профессиональную психодиагностику, педагогическую, клиническую, спортивную и т.д. Частная психодиагностика находится в тесной взаимосвязи с медицинской, возрастной, консультативной, юридической, военной психологиями, психологией труда, спорта и т.д.

Общие же вопросы, решение которых лежит в основе всякой частной психодиагностики, являются предметом общей психодиагностики.Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальными психологиями и рассматривает следующие вопросы:

1. Методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических методик и формулирования психодиагностических заключений.

2. Методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения.

3. Дифференциальную психометрику как математизированную методологию обнаружения межличностных различий.

4. Нормативные требования к методикам, их разработкам и пользователям.

Являясь одним из видов деятельности практического психолога, психодиагностика представляет собой процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях. Практическая психодиагностика предполагает богатый опыт, интуицию, соблюдение определённых правил применения психодиагностических инструментов, знаний этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагностика может быть отнесена как к сфере науки, так и к области искусства, поскольку диагностический процесс базируется как на методах научного познания, логичного следования точно установленным фактам, так и на профессиональной квалификации, опыте и интуиции диагноста.

Психодиагностика как наука имеет структуру научной дисциплины, состоящей из совокупности четырех взаимосвязанных теорий: объекта исследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемой личностью, анализа результатов и постановки психологического диагноза.

Психодиагностика как область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, опирается на следующие основные принципы психологии:

· Принцип отражения;

· Принцип развития;

· Принцип диалектической связи сущности и явления;

· Принцип единства сознания и деятельности;

· Личностный принцип.

Можно определить следующие функции психодиагностики:

· Информационную – сбор, анализ и передача информации о психологических процессах и проявлениях;

· Диагностическую – заключение с известной степенью достоверности о возможном поведении и психическом состоянии субъекта;

· Прогностическую – предвидение возможности возникновения социальных ситуаций, способы и направления их развития, а также последствия реализации тех или иных педагогических действий;

· Контрольную – отслеживание хода реализации психологических рекомендаций, реакции на воздействия на психику личности, оценку степени действенности психолого-педагогических воздействий и возможной вариантности их последствий;

· Оптимизирующую – улучшение деятельности структур воспитательно-образовательной сферы посредством использования достижений в области психологии;

· Социально-технологическую – разработку в рамках психометрии различных психодиагностических технологий, способов оценки личности и ситуаций;

· Экспертную – оценку рекомендательных решений, которая накладывается на степень их приемлемости, адекватности и реализации в конкретной социальной среде;

· Рекламно-просветительскую – присутствующую при проведении психодиагностического исследования и осуществляющуюся опосредовано.

При этом необходимо отметить, что как наука психодиагностика имеет следующие достоинства:

· Низкий уровень субъективизма;

· Объективность – количественная и качественная оценка результатов тестирования;

· Оперативность – относительно короткие сроки сбора информации;

· Конкретность – получение информации об определенных качествах личности и поведения, а не о человеке вообще;

Практичность – выбор средств дальнейшего практического воздействия опирается на объективные результаты тестирования.

Диагностика в педагогической практике решает следующие задачи: прослеживает результативность работы учащихся и учителя и выступает как инструмент формирования.

Следует различать психодиагностику и психолого-педагогическую диагностику.

В таблице дан анализ понятий «Психодиагностика» и «Психолого-педагогическая диагностика» по целям, задачам, содержанию и методам.

Параметры Психодиагностика Психолого-педагогическая диагностика
Цели   1.Установление психодиагностического диагноза, описание психического состояния объектов, какими могут выступать отдельная личность, группа или организация   1. Выявление людей с отклонениями в психическом или психофизическом развитии, которые могут быть причиной душевных заболеваний и трудностей обучения, трудностей поведения и др.
Задачи 1. Получение сопоставимых количественных и качественных показателей степени развитости изучаемых чувств. 2. Разработка, в рамках психометрии, различных психодиагностических технологий и способов оценки. 3.Количественная и качественная обработка результатов обследования. 1.Выявление скрытых «донозологических», слабовыраженных особенностей развития, выходящих за рамки индивидуальных вариантов нормативной линии возрастного развития. 2. Определение коррекционно- педагогической помощи, её разработка и внедрение в жизнь человека.
Содержание 1. Сбор данных. 2. Переработка и интерпретация данных. 3. Вынесения решения. Психодиагностический диагноз и прогноз. Измерение состояния и свойств человека, психических процессов человека. Методики должны применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов. В основном используется тестирование. Проводит психолог. 1.Сбор данных. 2.Переработка и интерпретация данных. 3.Определение коррекционно- педагогической помощи, ее разработка. На основании результатов обследования психолог и учитель-дефектолог при выявлении у ребенка признаков нарушенного развития, делают заключение о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический
Методы Тестирование, опрос, наблюдение, анализ документов, средства электронной диагностики, беседа, анкета Наблюдение за деятельностью ребенком, обучающий эксперимент, документации, анкетирование, игра, беседа
Количественная характеристика Качественная характеристика
       

Ведущие функции диагностики педагогического процесса включают:

а) установление обратной связи;

б) оценку результативности;

в) воспитательно-побуждающее воздействие;

г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией;

д) конструирование (на основе диагноза можно проектировать личность учащихся);

и) прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности учащихся. Объектом в случае педагогической психодиагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса и т.п.

Проведение диагностического обследования предполагает наличие цели, объекта, предмета исследования, учета возможных ограничений, например, по точности; по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профкомпетентности и т.п.); принципиальные (например, ряд переменных являются дополнительными и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью).

Использование психодиагностических данных возможно в разных ситуациях. Например:

1. Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в других целях (например, в методике "Биограф" испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом).

2. Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).

3. Данные используются администрацией для принятия решения.

Психодиагностические задачи могут решаться разными способами:

Ø В ходе длительного наблюдения за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановка цели исследования, а также знания о том свойстве, которое наблюдается.

Ø Путём создания психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования.

Ø Через применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.)

С точки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют ряд преимуществ:

- во-первых, представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени;

- во-вторых, данные, полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют дать количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;

1. - в-третьих, позволяют прогнозировать поведение человека и т.д. [1,3,4,8,32,38,75,82,88,108]

Вопросы для осмысления и самоконтроля:

1. Развитие представлений о предмете психодиагностики.

2. Современное представление об этой науке.

3. Место психодиагностики в системе психологических наук.

4. Сферы использования психодиагностики.

5. Структура психодиагностики. Описание в психодиагностике.

Наши рекомендации