Создание благоприятной психологической атмосферы для исповеди клиента.
Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время исповеди.
Приемы предоставления вербальной и невербальной поддержек.
Зеркализация- прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений («зеркализировать» можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи клиента).
Перифраза- краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время исповеди клиента и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент, например, словами: «Итак, ...», «Вы сказали...», «Правильно ли я Вас понял, Вы сказали...», повтором последних слов клиента в вопросительной форме с ожиданием от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов.
Обобщение— прием, который напоминает перифразу, но относится к целому высказыванию клиента, состоящему из нескольких суждений или предложений, где обобщение представляет собой сво-
бодную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что Вы сказали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?» « Если я Вас правильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему...
Так ли это?».
Прием эмоциональной поддержки клиента,когда психолог-консультант выслушивает клиента, стараясь в определенные моменты исповеди внешне выражать поддержку того, что говорит клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента через выражение клиенту сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит.
Прием постановки перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов «Что?» — «Как?» - «Каким образом?» — «Зачем?» - «Почему?»с целью уточнения мыслей клиента, а также когда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.
Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка(слов, фраз, выражений и речевых оборотов, часто используемые клиентом). В результате между клиентом и психологом-консультантом возникает психологическая общность и большее взаимопонимание. Клиент бессознательно начинает воспринимать психолога-консультанта как психологически близкого к нему человека.
В случае забывания клиентом фактов следует воспользоваться процедурами активизации мышления и памяти клиента,в результате применения которых активизируются когнитивные процессы клиента (память и мышление), связанные с обсуждаемой проблемой и поиском ее оптимального практического решения. К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение психологом-консультантом точки зрения клиента, выражение положительного отношения к его сообщению, оказание клиен-
ту практической помощи при затруднении в правильном оформлении высказывания, заполнение психологом-консультантом вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, стимулирующих память и мышление.
Процедура подкрепления: слушая клиента, психолог-консультант время от времени словами, жестами, мимикой, пантомимикой и другими доступными экстра- и паралингвистическими средствами выражает согласие с-тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.
Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать.
Рекомендательный этап.Психолог-консультант вырабатывает практические рекомендации по решению проблемы клиента, они уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях.
На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Они связаны с доведением до сознания клиента советов и практических рекомендаций психолога-консультанта. Цель со- , ответствующих процедур — в достижении максимально полного и глубокого понимания клиентом выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в мотивации клиента на выполнение этих решений.
Убеждение — это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику
доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную
для клиента.
Разъяснение - это процедура, включающая в себя развернутое изложение и объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта, с целью стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы.
Поиск взаимоприемлемого решения: в процессе проведения психологического консультирования возникает ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.
Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.
Уточнение деталей связано с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических
рекомендаций.
Правила интерпретации исповеди клиента
1. Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после исповеди клиента сделать паузу в общении с ним.
2. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации исповеди клиента не были упущены существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом.
3. Предлагая клиенту свою интерпретацию его проблемы, психолог-консультант должен дать единую, но не единственную (в теоретическом плане) трактовку данной проблемы.
Контрольный этап.На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы по выполнению выработанных рекомендаций. В конце этапа психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о необходимости следующей встречи.
На пятом, заключительном, этапепсихологического консультирования применяются процедуры четвертого этапа, но они касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в решаемости его проблемы и готовности после завершения консультации приступить к практическому ее решению. Применяются приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования.
Завершающий этап психологического консультирования включаетв себя подведение итогов консультации и расставание с клиентом. Подведение итогов содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предложены ему и в письменной форме.
В практике работы для успешного проведения психологического консультирования важна продуманная процедура расставания с клиентомпо завершении консультации