Приемы и техники у правления партнером в процессе общения
Отзеркаливание и обратное отзеркаливание при общении. Сенсорная острота:сенсорное чутье, учет изменений в поведении собеседника.
Три шага обучения сенсорной остроте:
1) фиксация изменений в поведении человека;
2) различение повторяющихся моментов в поведении человека;
3) калибровка (узнавание определенного состояния человека по сю невербальным сигналам).
Гибкостькак изменение своего поведения в зависимости от обстоятельств и реагирование на поведение партнера. Три шага для приобретения гибкости в общении:
1) прерывание старых паттернов поведения;
2) изобретение и использование новых возможностей и новых способов поведения;
3) быстрая последовательность прерывания старых паттернов |н тедения и использование новых выборов.
Конгруэнтность.Понятие конгруэнтности. Части личности: де-м той человек - начальник - родители - игрок и т. д. Шесть шагов к освоению конгруэнтности:
1) различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности;
2) знакомство с различными частями своей личности;
3) определение целей, намерений и желаний каждой части лич-
4) определение приоритетных целей;
5) достижение согласия между различными частями личности;
6) заключение контракта по принятому соглашению. Раппорткак самый важный процесс в любом взаимодействии. Шесть шагов для освоения раппорта:
1) проверка доверия к партнеру;
2) проверка доверия партнера к вам;
3) установление соответствия тону и темпу голоса собеседника;
4) установление соответствия дыханию собеседника;
5) установление соответствия ритму движения собеседника;
6) соответствие позе тела собеседника. Ресурсное состояние.Понятие ресурсного состояния. Четыре шага вхождения в ресурсное состояние:
1) поиск воспоминаний об успехе в прошлом;
2) нахождение удобного места для переживания успеха;
3) пик эмоционального переживания;
4) вхождение в ресурсное состояние.
Партнеры.Определение: существительное, глаголы, правила
общения; сравнения.
Обратная связь в общении.Определение эмпатии и рефлексии как форм познания личностных особенностей себя и других людей.
12. 6. Конфликтные ситуации и их решение в практике работы руководителя
Понятие «конфликт». Скрытые и явные конфликты. Конфликто-гены. Основные типы конфликтов: распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в способах достижения целей, неудовлетворительные коммуникации, различия в психологических особенностях.
Понятие конфликтной ситуации, инцидент. Поведение в конфликтах. Стратегии поведения в конфликте: «партнерство», «напористость», «избегание», «уступка», «компромисс», «сотрудничество». Управление конфликтом. Конфликтные личности.
15. 3. Этапы психологического консультирования
Этапы:
^подготовительный;
2) настроечный;
3) диагностический;
4) рекомендательный;
5) контрольный.
Подготовительный этап.Знакомство с клиентом по предварительной записи в регистрационном журнале и информации о клиенте от работника психологической консультации, принимавшего заявку от клиента на проведение консультации.
Настроечный этап.Психолог-консультант (либо его помощник встречает клиента лично), знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом.
Начало беседы с клиентом. Обращение консультанта к клиенту: «Я рад видеть Вас здесь. Хорошо, что Вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом как для Вас, так и для меня. Давайте познакомимся поближе... Что Вас к нам привело? Что Вас волнует?».
Сообщение клиенту принципов взаимодействия: конфиденциальность, соблюдение принципа сохранения профессиональной тайны; успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к
себе.
Диагностический этап.Основное содержание этапа - рассказ
клиента о себе и о проблеме (исповедь), а также психодиагностиче-
ское обследование клиента, если возникает необходимость его проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения.
На этом этапе психологического консультирования активно работает процедура эмпатического слушания, а также процедуры аюпи^ визации мышления и памяти клиента, подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры.
Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди. Исповедь в психологическом консультировании - адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и своей проблеме.