Психических процессов у младенца. Ведущая деятельность

основные новообразования

Этап новорожденности — до 1 месяца. Новообразования:адап­тация к внешнему миру, настройка на восприятие взрослого, зритель­ное сосредоточение, коммуникативная улыбка. Начало этапа— кри­зис рождения (переход к новым условиям существования, первый вдох ребенка). Природные, инстинктивные формы поведения -безусловные рефлексы:

- жизненно необходимые (рефлексы дыхания и кровообраще­ния, защитный, сосательный и поисковый);

— не имеющие значения в этот период (хватательный рефлекс или рефлекс Робинзона, переступательный, рефлекс ползания, реф­лекс вскидывания ручек или рефлекс Моро, плавательный рефлекс), ориентировочные рефлексы.

Сенсорные способности новорожденногообозначены «компе­тентностью», они имеют активный характер и проявляются в избира­тельности стимулов, изображений, ориентировочных реакций ребен­ка. У новорожденного развито слуховое восприятие (тембр, гром­кость, высота звуков) и восприятие человека (взрослого).

У ребенка источником потребности в общении являются:1) органические потребности, то есть общение принимает форму фи­зического ухода; 2) потребность во впечатлениях; 3) отношение взрослого к ребенку (сигнальные связи). «Физиологическая» улыбка на 3-4-й неделе преобразуется в коммуникативную, которая стано-

вится средством общения. Завершается этап новорожденное™ с по­явлением коммуникативной улыбки.

Младенчество (от 1 месяца до 1 года):

- первая половина (ведущая деятельность непосредственно — эмоциональное или интуитивно-личностное общение с взрослыми, возникновение первых активных действий ребенка);

- вторая половина (ведущая деятельность - манипулятивная, форма общения с взрослым — ситуативно-деловая) (см. табл. 2):

Таблица 3

1 половина младенчества ________(1-6 мес.)________

Комплекс оживления: замирание и зрительное сосредоточение; улыбка, двигательное оживле­ние, вокализации. Ситуативно-личностная форма общения с взрослым - начальная форма самосознания и выделен-ность самого себя. Новообразования: 1) привязан­ность к близкому взрослому или аффективно-личностные связи;

2) Формирование познаватель­ной активности младенца,

3) развитие сенсорных систем -двигательная активность (акт хватания)

2 половина младенчества ______(7 мес.-1 год)______

Манипулятивная деятельность. Ситуативно-деловая форма общения со взрос­лым.

Формирование речи: пассивной и активной; фонематического слуха; понимания речи взрослого; предречевые вокализации (вскрики, гуканье, лепет). Овладение хождением. Кризис года (самостоятельность, независи­мость, протест против взрослых). Симптомы кризиса:

• «трудновоспитуемость» ребенка,

• резкое увеличение новых форм поведения,

• повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых,

• необычное и противоречивое поведение в за­труднительных ситуациях,

•повышенная капризность_________________

Кризис проявляется в трех формах: — предметной деятельности;

- отношениях со взрослыми;

- отношениях ребенка к самому себе.

Итог младенчества - автономность от взрослого, резко повы­шающаяся собственная активность ребенка. В младенчестве развиваются:

- восприятие (ситуативно, слитно, глобально);

- память (бессистемна): двигательная память, словесная память; -речь;

— предпосылки наглядно-действенного мышления.

5. 8. Формирование воли и чувств дошкольника

Эмоционально-волевая сфера дошкольника. Новообразования:общественная мотивация; развитие социальных эмоций; нравствен­ных чувств.

Детерминанты развития волевой сферы - иерархия (соподчине­ние) мотивов. Чувства (глубинны, смыслонасыщенны). Формирова­ние эмоционального предвосхищения (предвидения).

Развитие гуманных чувств: симпатии, сочувствия, товарищест­ва, высших чувств. Становление в труде новых эмоциональных пере­живаний (радость от общего успеха; сочувствие усилиям других лю­дей, удовлетворение, недовольство обязанностями, работой).

Общение со сверстниками:1) в ситуации соперничества нега­тивные эмоции; 2) двоякие переживания; 3) положительные экспрес­сии.

Развитие товарищества и дружбы: в 5 лет - непродолжительны, поверхностны; в 6-7 лет - групповая парная дружба, избирательность контактов.

Становление высших чувств:интеллектуальных в познава­тельной деятельности; эстетических в собственной художественно-творческой деятельности; нравственных в собственном опыте и обу­чении.

Становление воли.Сознательное управление поведением. Раз­витие волевых действий. Овладение: а) целеполаганием (постановка, достижение цели, целенаправленность); б) планированием; в) кон­тролем. Произвольность поведения. Зрительный контроль. Осознан-

ность поведения. Опосредованность (роль в игре, взрослый, правила игры, слово и речь, образ себя во времени). Саморегуляция деятель­ности через усвоение: 1) способов самопроверки; 2) потребности про­верить и корректировать свою работу. Самоконтроль.

Ошибки взаимодействия взрослого с дошкольниками: при не­правильном воспитании у дошкольника проявляются упрямство, не­гативизм, каприз.

5. 9. Сенсорное развитие дошкольника и его особенности на разных этапах дошкольного детства

Сенсорное развитие(ощущение и восприятие). В дошкольном возрасте восприятие - познавательная деятельность.

Основные линии развития восприятия:освоение новых об­следовательских действий.

Этапы обследовательских действий:

1этап (3 года) - восприятие опосредовано предметной деятель­ностью;

2 этап (4-5 лет) - обследование — игровое манипулирование;

3 этап (6-7 лет) - экспериментирование.

Ведущий вид зрительное восприятие - формирование акта рас­сматривания (3-7 лет). Специализирование обследовательских дейст­вий. В дошкольном детстве 3 основных вида действий восприятия;

- действия идентификации (полная, частичная, моделирующая)

— действия отнесения к эталону (прикладывание, обведение кон- ' тура предмета и образца пальцем, сравнение с образцом по цвету и величине);

- действия моделирования.

Освоение сенсорных эталонов.Сенсорные эталоны. Их осо­бенности (обобщенность, осмысленность). Усвоение; продуктивные виды деятельности - запоминание цвета, формы. Ребенок усваивает цвет форму.

Первично знание основных цветов, круга, треугольника, квадра-

та.

Вторично знание цветовых тонов, треугольника, прямоугольни­ка усваивается к 4-5 годам.

Овладение ориентировкой в пространстве. Ориентирование во времени.

5.10. Особенности развития внимания и памяти в дошкольном возрасте

Внимание, его опосредованность интересом к предметам и вы­полняемым действиям. Внимание в 3-5 лет (неустойчиво, частоперек-лючаемо, кратковременно). Внимание в 5-7 лет (устойчиво, сосредо­точенно: объем 2-3 предмета; увеличение возможности распределе­ния). Произвольное внимание. Преобладающий вид внимания- не­произвольное. Формирование послепроизвольного внимания.

Дошкольный возраст — период интенсивного развития памя­ти.Память непроизвольна; с 4-х лет формирование произвольности памяти.

Этапы становления произвольной памяти:

1) выделение ребенком задачи «припомнить»;

2) возникновение на основе опыта «припоминания» задачи за­помнить с использованием специальных приемов;

3) приемы запоминания (логические приемы памяти): смысло­вое соотнесение (группировка); схематизация; классификация; соот­несение с ранее известным.

Главный вид памяти дошкольника — образная. До 4-х лет этот вид памяти пассивен. С 4-х лет до 6-7 лет память + мышление = об­разы памяти:а) обобщенны; б) логически осмыслены; в) четко диф­ференцированы; г) динамичны.

Усложнение двигательной памяти.

Активизация словесной памяти.

5.11. Развитие речи на разных этапах детства: функции,

Наши рекомендации