Диагностика и коррекция межличностных отношений в группе дошкольников
Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со сверстниками.Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко насыщены. В них отсутствуют жесткие нормы и правила, которые надо соблюдать, общаясь с взрослыми. Со сверстниками дети более раскованны, чаще проявляют инициативу и творчество.
Диагностика и коррекция межличностных, отношений в группе дошкольников:
- методика «Секрет»;
— методика «Два домика»;
— методика «Изучение критериев выбора партнера для общения»;
- методика «Изучение собственно совместной деятельности». Коррекция межличностных отношенийв группе дошкольников проходит в несколько этапов.
1. Знакомство детей с эмоциями человека(радость, грусть, восторг, отношение и др.). Цель: эмоциональное развитие дошкольников. Этюд «Встреча с другом», «После дождя», игра «Веселое путеш-е», «Шкала гнева»
1. Методы саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения.Цель: учить детей владеть своими эмоциями, снятие напряжения. Упраж-е «Доброе живот-е», игра «Веселый хоровод»
2. Беседы о дружбе, чтение рассказов, совместный анализ прочитанного.Цель: вызвать у детей чувство товарищества, ответственности, взаимопомощи.
3. Разыгрывание конфликтных ситуаций с помощью сказ-котерапии.Цель: продуктивное решение выхода из конфликтной ситуации.
4. Коммуникативные игры, упражнения.Цель: развитие коммуникативных навыков с помощью специальных игр и упражнений (Игры «Ветер дует на того», «Дружба начинается с улыбки», «Дракон», «Поварята», «Комплименты»).
ИСТОРИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7. 1. Исторический очерк развития детской психологии
История детской психологии- это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития взглядов на психику ребенка на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики. Таким образом, предметом истории детской психологииявляется эволюция учений о детской психике.
Становление детской психологиикак самостоятельной области знания тесно связано с развитием ряда наук, практически или теоретически связанных со становлением человека.
Объективными предпосылками формирования детской психологиикак самостоятельной области психологической науки явились:
1) требования педагогической практики;
2) разработка идеи развития в биологии;
3) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.
Первое систематическое наблюдение над развитием ребенкабыло проведено в 1787 г. немецким врачом Д. Тидеманом, но оно осталось почти не замеченным в научном мире. Только с появлением в 1882 г. труда В. Прейра «Душа ребенка»возник широкий интерес к . исследованию детей. В. Прейер показал возможность научного анализа самых первых проявлений психической жизни ребенка.
Теория эволюции Ч. Дарвинаоказала огромное влияние на психологическую науку. С теорией эволюции в психологии появляются два новых постулата — об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, то есть о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии: Фактически это два основных постулата детской психологии.
Для развития детской психологии имело значение появление экспериментальной психологии В. Вундта,а также объективных методов исследования (Ф. Галь гон, Г. Эббингауз).
В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию,и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки. Вундт официально ввел в психологию эксперимент,применяя его как основной метод исследования, и в связи с этим ученого принято считать основателем экспериментальной психологии.
Г. Эббингауз первым применил метод эксперимента к исследованию высших психических функций,в частности, памяти.
Ф. Гальтоном была поставлена проблема генетических предпосылок умственного развития и статистических методов их исследования.Среди достижений Ф. Гальтона - разработка метода тестов.
Разработка экспериментальной психологии способствовала формированию системы объективных методов психологического исследования детей.
8. 2. Психометрические основы психодиагностики: