Диагностика и коррекция межличностных отношений в группе дошкольников

Важным фактором психического развития дошкольника являет­ся его общение со сверстниками.Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко насыщены. В них отсутствуют жесткие нормы и правила, которые надо соблюдать, общаясь с взрос­лыми. Со сверстниками дети более раскованны, чаще проявляют инициативу и творчество.

Диагностика и коррекция межличностных, отношений в группе дошкольников:

- методика «Секрет»;

— методика «Два домика»;

— методика «Изучение критериев выбора партнера для обще­ния»;

- методика «Изучение собственно совместной деятельности». Коррекция межличностных отношенийв группе дошкольни­ков проходит в несколько этапов.

1. Знакомство детей с эмоциями человека(радость, грусть, восторг, отношение и др.). Цель: эмоциональное развитие дошколь­ников. Этюд «Встреча с другом», «После дождя», игра «Веселое путеш-е», «Шкала гнева»

1. Методы саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения.Цель: учить детей владеть своими эмоциями, снятие напряжения. Упраж-е «Доброе живот-е», игра «Веселый хоровод»

2. Беседы о дружбе, чтение рассказов, совместный анализ прочитанного.Цель: вызвать у детей чувство товарищества, ответст­венности, взаимопомощи.

3. Разыгрывание конфликтных ситуаций с помощью сказ-котерапии.Цель: продуктивное решение выхода из конфликтной си­туации.

4. Коммуникативные игры, упражнения.Цель: развитие коммуникативных навыков с помощью специальных игр и упражне­ний (Игры «Ветер дует на того», «Дружба начинается с улыбки», «Дракон», «Поварята», «Комплименты»).

ИСТОРИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7. 1. Исторический очерк развития детской психологии

История детской психологии- это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития взгля­дов на психику ребенка на основе анализа различных подходов к по­ниманию генезиса психики. Таким образом, предметом истории дет­ской психологииявляется эволюция учений о детской психике.

Становление детской психологиикак самостоятельной облас­ти знания тесно связано с развитием ряда наук, практически или тео­ретически связанных со становлением человека.

Объективными предпосылками формирования детской пси­хологиикак самостоятельной области психологической науки яви­лись:

1) требования педагогической практики;

2) разработка идеи развития в биологии;

3) появление экспериментальной психологии и разработка объ­ективных методов исследования.

Первое систематическое наблюдение над развитием ребенкабыло проведено в 1787 г. немецким врачом Д. Тидеманом, но оно ос­талось почти не замеченным в научном мире. Только с появлением в 1882 г. труда В. Прейра «Душа ребенка»возник широкий интерес к . исследованию детей. В. Прейер показал возможность научного ана­лиза самых первых проявлений психической жизни ребенка.

Теория эволюции Ч. Дарвинаоказала огромное влияние на психологическую науку. С теорией эволюции в психологии появля­ются два новых постулата — об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, то есть о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии: Фак­тически это два основных постулата детской психологии.

Для развития детской психологии имело значение появление экспериментальной психологии В. Вундта,а также объективных методов исследования (Ф. Галь гон, Г. Эббингауз).

В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию,и именно этот год приня­то считать годом рождения психологии как самостоятельной науки. Вундт официально ввел в психологию эксперимент,применяя его как основной метод исследования, и в связи с этим ученого принято считать основателем экспериментальной психологии.

Г. Эббингауз первым применил метод эксперимента к исследо­ванию высших психических функций,в частности, памяти.

Ф. Гальтоном была поставлена проблема генетических пред­посылок умственного развития и статистических методов их ис­следования.Среди достижений Ф. Гальтона - разработка метода тес­тов.

Разработка экспериментальной психологии способствовала формированию системы объективных методов психологического ис­следования детей.

8. 2. Психометрические основы психодиагностики:

Наши рекомендации