Классификация волевых действий

Волевые действия подразделяются на простые и сложные.

Простые волевые действия состоят из трех структурных элемен­тов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в основном в форме на­выков.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые дейст­вия. В структуре сложного волевого этапа выделяются следующие стадии.

1. Осознание возможностей удовлетворения актуализированной потребности, борьба мотивов (стадия предрешения). Каждая потреб­ность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей - процесс формирования цели действия. В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопро­вождается столкновением противоречивых побуждений — борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень дли­тельной, связанной с большой затратой нервной энергии. Борьба мо­тивов - противоборство различных желаний.

2. Принятие решения. Из ряда возможностей индивид выбирает ту, которая оценивается как оптимальная в данных условиях для дан­ной личности.

Выбор варианта поведения может быть транзитивным - обосно­ванным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным — неоптимальным, когда не учитываются реальные возможности, варианты развития событий.

Классификация типов принятия решений:

1) импульсивные — процессы построения гипотез резко преобла­дают над процессами контроля;

2) решения с риском;

3) уравновешенные;

4) осторожные;

5) инертные — контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и мед­ленно.

3. Цель действия, то есть психическая модель его будущего ре­зультата, выступает системообразующим фактором всех средств ее достижения. Целеобразование и целедбстижение - основная сфера сознательной деятельности человека.

4. Осознание задач деятельности и выбор способов деятельно­сти. После выдвижения цели деятельности осознаются ее задачи, де­тально планируются пути и средства достижения цели. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соот­несение цели деятельности с данными условиями - осознание задач деятельности.

5. Формирование программы - ориентировочной основы дейст­вий. Ориентировочная основа действия для человека - знания, систе­мы представлений и понятий. Человек действует в зависимости от то­го, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, ка­кие связи и отношения вещей учитывает.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка.

7. Достижение результата и его итоговая оценка. Результат дея­тельности оценивается не формальным достижением цели, а тем, на­сколько он удовлетворяет соответствующую потребность и мотивы деятельности.

Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых качеств личности: инициативности (активная переработка информации, определение первоочередных проблем, постановка наи­более значимых целей и путей их достижения), целеустремленности (сосредоточенность сознания на основных, наиболее значимых це­лях), уверенности (высоковероятное ожидание запланированного ре­зультата деятельности на основе учета исходных условий), настойчи­вости (преодоление трудностей, контролирование действия, направ­ленности его на достижение цели). Эти состояния проявляются в со­вокупности на протяжении всей деятельности.

1. 14. Мышление как высшая форма познавательнойдеятельности. Мыслительные операции. Формы мышления.Мышление как процесс решения задач.Речь как психический процесс

Мышление- опосредованное и обобщенное отражение сущест­венных, закономерных взаимосвязей деятельности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуще­ствляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразова­ние данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Уста­новление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как раз­новидности определенного класса явлений - такова сущность челове­ческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущения и восприятия, все­гда остается неразрывно связанным с чувственным отражением дей­ствительности. Обобщения формируются на основе восприятия еди­ничных объектов, а их истинность проверяется практикой. Исследо­ванием данного психического процесса занимались Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова.

Особенности мыслительных процессов:

1) мышление всегда имеет опосредованный характер, устанав­ливая свойства и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на данные его прошлого опыта, сохра­нившиеся в его памяти;

2) мышление опирается на имеющиеся у человека знания об об­щих закономерностях природы и общества;

3) мышление всегда есть отражение связей между предметами в словесной форме;

4) мышление всегда связано с практической деятельностью. Виды мышления:

1) по форме:

— наглядно-действенное мышление — вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преоб­разование ситуации в процессе действия с предметами;

— наглядно-образное мышление - вид мышления, характери­зующийся опорой на представления и образы;

— словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществ­ляющийся при помощи логических операций с понятиями.

2) по характеру рассматриваемых задач:

— теоретическое мышление - мышление, направленное на реше­ние теоретических задач, опосредованно связанных с практикой;

— практическое мышление - мышление, направленное на реше­ние задач, возникающих в процессе практической деятельности.

3) по степени развернутости:

— аналитическое дискурсивное мышление, совершающееся пу­тем логических умозаключений, приводящих к верному пониманию основного принципа закономерности;

— интуитивное мышление, осуществляющееся как непосредст­венное «схватывание ситуации», усмотрение решения без сознания путей и условий его получения.

4) по степени новизны и оригинальности:

- репродуктивное мышление - на основе образов и представле­ний, взятых из каких-либо источников;

- продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.

Логические операции мышления:

1) анализ- мыслительная операция расчленения сложного объ­екта на составляющие части или характеристики;

2) синтез- объединение выделенных анализом компонентов це­лого;

3) обобщение— соединение сходных предметов по внешним признакам;

4) сравнение— мыслительная операция установления сходства и различия между предметами;

5) абстракция- расчленение объекта и выделение в нем от­дельных существенных в каком-либо отношении сторон;

6) конкретизация- познание целостного объекта во всех су­щественных его взаимосвязях.

Основные формы мышления:

—понятие- форма мышления, в которой отражаются сущест­венные свойства однородной группы предметов или явлений;

— суждение- форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами;

- умозаключение- вывод нового суждения из других; получе­ние нового знания из имеющихся знаний.

В мыслительной деятельности отдельных людей кроме типоло­гических особенностей проявляются и личностные особенности их мышления, их умственные способности: любознательность и пытли­вость, глубина (способность отличать главное от второстепенного), гибкость и подвижность ума (способность человека широко исполь­зовать имеющийся опыт и знания, оперативно включать известные предметы в новые связи и отношения, преодолевать шаблонность мышления), логичность мышления (характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существующих сторон в исследуемом объекте, всех возможных взаимосвязей), доказатель­ность (способность использовать в нужный момент факты, законо­мерности, убеждающие в правильности суждений и выводов) и кри­тичность ума (умение объективно оценивать результаты мыслитель­ной деятельности), широта мышления (способность охватить весь во­прос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи).

Мыслительная деятельность- это также процесс постановки и решения нестандартных задач. Решение задачи- достижение по­ставленной цели, исходя из определенных условий.

Все задачи подразделяются на алгоритмические(решаемые по заранее известным правилам) и творческие(способы их решения ра­нее не известны).

Этапы решения мыслительных задач:

1) осознание проблемной ситуации;

2) постановка задачи;

3) ограничение зоны поиска;

4) построение гипотезы;

5) проверка гипотезы;

6) оценка действий и результатов.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизм мышления - внутренняя речь, особенностями которой является свернутость, сокращенность, конспективность; при возникновении мыслительных затруднений она принимает развернутую форму и переходит во внешнюю речь. Только благодаря речи и языку общественно-исторический опыт становится достоянием отдельного индивидуума.

Речевая деятельность тесным образом связана со всеми сторо­нами человеческого сознания. Речь- фактор психического развития человека, становления его как личности. Под влиянием речи форми­руются сознание и самосознание, взгляды и убеждения, воля и харак­тер. Все психические процессы с помощью речи становятся произ­вольными, управляемыми.

Функции речи:

1) функция сообщения, состоящая в обмене мыслей между людьми посредством слов, фраз;

2) функция обозначения, состоящая в способности человека по­средством слова давать предметам и явлениям окружающей действи­тельности присущие только им названия;

3) функция воздействия (человек говорит для того, чтобы воз­действовать на сознание других людей, их мысли, чувства и поступ­ки);

4) функция выражения(с одной стороны, человек может выра­жать свои чувства эмоции, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможность общения).

Виды речевой деятельности:

1) устная речь- это вербальное общение, то есть общение по­средством языковых средств, воспринимаемых на слух; подразделя­ется на:

— монологическую речь — это развернутая и связанная речь од­ного участника общения, имеющая большую композиционную слож­ность, требующая завершенности мысли, строгой логики и последо­вательности;

- диалогическую речь - речь, „при которой активны в разной степени все ее участники;

2) письменная речь - речь, осуществляемая посредством пись­менных знаков;

3) внутренняя речь- это речь, не выполняющая функцию об­щения, а обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Понятие социализации. Содержание процесса социализации. Социальная установка личности

Социализации личности— двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. связей, процесс активного воспроизводства индивидом системы соц.связей за счет его активной деят.,активного включения в соц.среду. Социализация и адаптация-активное усвоение действующих в общности норм и овладение соот-ми формами и средствами деят. Процесс социализации (стихийный, целе­направленный)- совок-ть всех соц.процессов,благодаря кот-м индивид усваиает опред.систему норм и ценностей,позволяющих ему функционировать в качестве члена общества(усвоение соц.опыта, момент воздействия человека на среду с помощью деят.)

Факторы социализации личности:макрофакторы-состав больших соц.общностей (страна, общество, государство, культура); мезофакторы-состав общностей средней величины (этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации); микро­факторы (семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации).

Основные сферы социализации:

Деятельность =Самосознание

Общение

Механизмы и средства социализации; универсальные меха­низмы социализации:традиционный(усвоение чел-ом норм,эталонов поведения,взглядов,кот-е хар-ны для его семьи и ближайшего окруж-я), институциональный(в процессе взаимод-я с институтами общества), стилизо­ванный(в рамках субкультуры:комплекс ценностей,норм,морально-психол.черт,стиль жизни), межличностный(в процессе взаимод-я с субъективно значимыми лицами), рефлексивный(связан с внутр.диалогом). Средства социализации:методы вскармливания младенцев и ухода за ними, методы психоло­гического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональ­ных организациях; последовательное приобщение человека к много­численным видам отношений в различных сферах его жизни: обще­нии, познании, деятельности.

Институты социализации (семья, школа, трудовой коллектив). Социальная установка— социально-психологическое понятие, обозначающее готовность индивида или группы определенным обра­зом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Составляющие установки: когнитивное измерение(мнение,убеждение), аффективное измерение(эмоции), поведенческое измерение(действия). Цен­тральные и периферические установки. Изменение установок зависит от новизны инф-и, индивид-х особенностей субъекта, порядка поступления инф-и и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Этапы: 1.Детство до 12 лет-соотв-е родит-м моделям. 2. От 12 до 20 лет-связь с соц.ролями. 3. От 20 до 30 лет-кристаллизация соц.установок (установки отлич-ся зрительной стабильностью).

Наши рекомендации