Классификация волевых действий
Волевые действия подразделяются на простые и сложные.
Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в основном в форме навыков.
Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого этапа выделяются следующие стадии.
1. Осознание возможностей удовлетворения актуализированной потребности, борьба мотивов (стадия предрешения). Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей - процесс формирования цели действия. В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений — борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии. Борьба мотивов - противоборство различных желаний.
2. Принятие решения. Из ряда возможностей индивид выбирает ту, которая оценивается как оптимальная в данных условиях для данной личности.
Выбор варианта поведения может быть транзитивным - обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным — неоптимальным, когда не учитываются реальные возможности, варианты развития событий.
Классификация типов принятия решений:
1) импульсивные — процессы построения гипотез резко преобладают над процессами контроля;
2) решения с риском;
3) уравновешенные;
4) осторожные;
5) инертные — контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно.
3. Цель действия, то есть психическая модель его будущего результата, выступает системообразующим фактором всех средств ее достижения. Целеобразование и целедбстижение - основная сфера сознательной деятельности человека.
4. Осознание задач деятельности и выбор способов деятельности. После выдвижения цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются пути и средства достижения цели. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями - осознание задач деятельности.
5. Формирование программы - ориентировочной основы действий. Ориентировочная основа действия для человека - знания, системы представлений и понятий. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.
6. Исполнение действий и его текущая корректировка.
7. Достижение результата и его итоговая оценка. Результат деятельности оценивается не формальным достижением цели, а тем, насколько он удовлетворяет соответствующую потребность и мотивы деятельности.
Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых качеств личности: инициативности (активная переработка информации, определение первоочередных проблем, постановка наиболее значимых целей и путей их достижения), целеустремленности (сосредоточенность сознания на основных, наиболее значимых целях), уверенности (высоковероятное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий), настойчивости (преодоление трудностей, контролирование действия, направленности его на достижение цели). Эти состояния проявляются в совокупности на протяжении всей деятельности.
1. 14. Мышление как высшая форма познавательнойдеятельности. Мыслительные операции. Формы мышления.Мышление как процесс решения задач.Речь как психический процесс
Мышление- опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей деятельности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.
Но мышление, выходя за пределы ощущения и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Исследованием данного психического процесса занимались Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова.
Особенности мыслительных процессов:
1) мышление всегда имеет опосредованный характер, устанавливая свойства и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на данные его прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти;
2) мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих закономерностях природы и общества;
3) мышление всегда есть отражение связей между предметами в словесной форме;
4) мышление всегда связано с практической деятельностью. Виды мышления:
1) по форме:
— наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действия с предметами;
— наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;
— словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.
2) по характеру рассматриваемых задач:
— теоретическое мышление - мышление, направленное на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой;
— практическое мышление - мышление, направленное на решение задач, возникающих в процессе практической деятельности.
3) по степени развернутости:
— аналитическое дискурсивное мышление, совершающееся путем логических умозаключений, приводящих к верному пониманию основного принципа закономерности;
— интуитивное мышление, осуществляющееся как непосредственное «схватывание ситуации», усмотрение решения без сознания путей и условий его получения.
4) по степени новизны и оригинальности:
- репродуктивное мышление - на основе образов и представлений, взятых из каких-либо источников;
- продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.
Логические операции мышления:
1) анализ- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики;
2) синтез- объединение выделенных анализом компонентов целого;
3) обобщение— соединение сходных предметов по внешним признакам;
4) сравнение— мыслительная операция установления сходства и различия между предметами;
5) абстракция- расчленение объекта и выделение в нем отдельных существенных в каком-либо отношении сторон;
6) конкретизация- познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях.
Основные формы мышления:
—понятие- форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений;
— суждение- форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами;
- умозаключение- вывод нового суждения из других; получение нового знания из имеющихся знаний.
В мыслительной деятельности отдельных людей кроме типологических особенностей проявляются и личностные особенности их мышления, их умственные способности: любознательность и пытливость, глубина (способность отличать главное от второстепенного), гибкость и подвижность ума (способность человека широко использовать имеющийся опыт и знания, оперативно включать известные предметы в новые связи и отношения, преодолевать шаблонность мышления), логичность мышления (характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существующих сторон в исследуемом объекте, всех возможных взаимосвязей), доказательность (способность использовать в нужный момент факты, закономерности, убеждающие в правильности суждений и выводов) и критичность ума (умение объективно оценивать результаты мыслительной деятельности), широта мышления (способность охватить весь вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи).
Мыслительная деятельность- это также процесс постановки и решения нестандартных задач. Решение задачи- достижение поставленной цели, исходя из определенных условий.
Все задачи подразделяются на алгоритмические(решаемые по заранее известным правилам) и творческие(способы их решения ранее не известны).
Этапы решения мыслительных задач:
1) осознание проблемной ситуации;
2) постановка задачи;
3) ограничение зоны поиска;
4) построение гипотезы;
5) проверка гипотезы;
6) оценка действий и результатов.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизм мышления - внутренняя речь, особенностями которой является свернутость, сокращенность, конспективность; при возникновении мыслительных затруднений она принимает развернутую форму и переходит во внешнюю речь. Только благодаря речи и языку общественно-исторический опыт становится достоянием отдельного индивидуума.
Речевая деятельность тесным образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь- фактор психического развития человека, становления его как личности. Под влиянием речи формируются сознание и самосознание, взгляды и убеждения, воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Функции речи:
1) функция сообщения, состоящая в обмене мыслей между людьми посредством слов, фраз;
2) функция обозначения, состоящая в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;
3) функция воздействия (человек говорит для того, чтобы воздействовать на сознание других людей, их мысли, чувства и поступки);
4) функция выражения(с одной стороны, человек может выражать свои чувства эмоции, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможность общения).
Виды речевой деятельности:
1) устная речь- это вербальное общение, то есть общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух; подразделяется на:
— монологическую речь — это развернутая и связанная речь одного участника общения, имеющая большую композиционную сложность, требующая завершенности мысли, строгой логики и последовательности;
- диалогическую речь - речь, „при которой активны в разной степени все ее участники;
2) письменная речь - речь, осуществляемая посредством письменных знаков;
3) внутренняя речь- это речь, не выполняющая функцию общения, а обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
Понятие социализации. Содержание процесса социализации. Социальная установка личности
Социализации личности— двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. связей, процесс активного воспроизводства индивидом системы соц.связей за счет его активной деят.,активного включения в соц.среду. Социализация и адаптация-активное усвоение действующих в общности норм и овладение соот-ми формами и средствами деят. Процесс социализации (стихийный, целенаправленный)- совок-ть всех соц.процессов,благодаря кот-м индивид усваиает опред.систему норм и ценностей,позволяющих ему функционировать в качестве члена общества(усвоение соц.опыта, момент воздействия человека на среду с помощью деят.)
Факторы социализации личности:макрофакторы-состав больших соц.общностей (страна, общество, государство, культура); мезофакторы-состав общностей средней величины (этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации); микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации).
Основные сферы социализации:
Деятельность =Самосознание
Общение
Механизмы и средства социализации; универсальные механизмы социализации:традиционный(усвоение чел-ом норм,эталонов поведения,взглядов,кот-е хар-ны для его семьи и ближайшего окруж-я), институциональный(в процессе взаимод-я с институтами общества), стилизованный(в рамках субкультуры:комплекс ценностей,норм,морально-психол.черт,стиль жизни), межличностный(в процессе взаимод-я с субъективно значимыми лицами), рефлексивный(связан с внутр.диалогом). Средства социализации:методы вскармливания младенцев и ухода за ними, методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.
Институты социализации (семья, школа, трудовой коллектив). Социальная установка— социально-психологическое понятие, обозначающее готовность индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Составляющие установки: когнитивное измерение(мнение,убеждение), аффективное измерение(эмоции), поведенческое измерение(действия). Центральные и периферические установки. Изменение установок зависит от новизны инф-и, индивид-х особенностей субъекта, порядка поступления инф-и и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Этапы: 1.Детство до 12 лет-соотв-е родит-м моделям. 2. От 12 до 20 лет-связь с соц.ролями. 3. От 20 до 30 лет-кристаллизация соц.установок (установки отлич-ся зрительной стабильностью).