Психология воли: волевой акт, его структура

Волевые качества личности

Эмоции- психический процесс импульсивной регуляции пове­дения, основанный на чувственном отражении потребностной значи­мости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологические обобщенные способы поведения организмов в типич­ных ситуациях. Благодаря эмоциям организм приспособлен к окру­жающим условиям, поскольку он, не определяя форму* тип, механизм и другие параметры воздействия, может быстро отреагировать на не­го определенным эмоциональным состоянием, то есть установить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, социальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Классификация эмоций:

1) по силе влияния на деятельность человека:

- стенические - сильные, тонизирующие; активизируют дея­тельность, побуждают к поступкам и высказываниям (радость, гнев);

— астенические — пассивные, угнетают активность, вызывают скованность, мешают при достижении целей (страх, тоска);

2) в зависимости от устойчивости, длительности и силы:

- настроение - длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмо­циями, окрашивающее все другие переживания, мысли и действия человека;

— аффект - сильное, кратковременное эмоциональное состояние, возникающее внезапно, резко, при котором человек теряет самокон­троль, весь отдается переживанию;

- страсть - яркое, сильное эмоциональное состояние, направ­ленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека

надолго;

— стресс - нервно-психическое напряжение, вызванное сверх­сильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сфор­мирована и изыскивается в сложившейся чрезвычайной ситуации.

Параметры оценки эмоциональных процессов и состояний: ин­тенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхож­дение, условия возникновения и исчезновения, динамика развития.

Высшие эмоции - чувства как эмоциональная форма отражения социально значимых явлений.

Виды чувств:

1) по содержанию:

— моральные — основаны на нравственной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (добро, справедливость, зло);

— интеллектуальные — чувства, связанные с познавательной дея­тельностью человека;

— эстетические — чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребно­стей;

2) по силе:-страсть;

- увлечение.

К внешним эмоционально-личностным качествам относят:

- чувство долга— осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя как представитель социума;

- совесть- способность личности к нравственному самоконтро­лю, проявление нравственного самосознания личности;

— чувство чести— повышенная эмоциональная впечатлитель­ность по отношению к тем сторонам своего поведения, которые наи­более значимы для данного общества в целом, для отдельной соци­альной группы или для самой личности.

Чувство долга, совесть, чувство чести — основа социально-адаптированного поведения и связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопониманием.

Человек может регулировать эмоциональное состояние посред­ством волевых усилий.

Воля- способность человека сознательно управлять своим по­ведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставлен­ных целей.

Воля проявляется в поступках (действиях), выполняемых с зара­нее поставленной целью. В отличие от импульсивных реакций волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознатель­ным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необхо­димых для достижения планируемого результата, опережающим от­ражением действительности. Способность управлять своим поведе­нием формируется в процессе социального общения благодаря овла­дению социально сформированными знаками - понятиями. Волевая регуляция поведения связана с формированием высших психических функций — произвольного внимания, памяти, продуктивного мышле­ния, творческого воображения.

Особенности воли (волевых действий):

1) сознательная целеустремленность (чтобы выполнить какое-либо действие, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизоваться на ее достижение);

2) связь с мышлением (достичь чего-либо и мобилизовать себя ради этого человек может лишь в том случае, если он все обдумал и спланировал);

3) связь с движениями (для реализации своих целей человек все­гда двигается, изменяет формы активности).

Наши рекомендации