Классификация отраслей психологии
I. Основание для классификации — психологический аспект конкретной деятельности:
1) психология труда(предмет изучения - особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда), включающая в себя разделы:
— инженерная психология, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной;
— авиационная психология, исследующая психологические закономерности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов;
— космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма;
2) педагогическая психология(предмет изучения - психологические закономерности обучения и воспитания человека), включающая в себя разделы:
— психология обучения, изучающая психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения, формирования умственных действий и т. д.;
- психология воспитания;
— психология ученического коллектива;
— психология учителя;
— психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;
3) медицинская психология(предмет — психологические аспекты деятельности врача и поведения больного), подразделяющаяся на:
- нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;
- психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
- психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;
- психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающие систему мероприятий для обеспечения психологического здоровья людей;
4) юридическая психология(предмет изучения - психологические вопросы, связанные с реализацией системы права), включающая в себя разделы:
- судебная психология, исследующая психические особенности поведения участников уголовного процесса;
— криминальная психология, занимающаяся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления;
— исправительно-трудовая, изучающая психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии и т. д.;
5) военная психология,исследующая поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных.
6) психология спорта,рассматривающая особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки.
7) психология торговли,выявляющая психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов
//. Основание для классификации — психологические аспекты
развития:
1) возрастная психология(предмет изучения - онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека), разветвляющаяся на:
- детскую психологию;
- психологию подростка;
— психологию юности;
- психологию взрослого человека;
— геронтопсихологию;
2) психология аномального развития, или специальная психология,разветвляется на:
- патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики;
- олигофренопсихологию, изучающую патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга;
- судопсихологию - психологию формирования ребенка при серьёзных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты;
- тифлопсихологию — психологию развития слабовидящих и незрячих;
3) сравнительная психология- отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни.
Методы научных исследований- это приёмы и средства получения достоверных сведений, на основе которых строятся научные теории и вырабатываются практические рекомендации. В психологии до второй половины XIX в. в основном использовались методы интроспекции (самонаблюдения). В современной науке общепринятой считается классификация методов по Б. Г. Ананьеву, который выделяет следующие группы методов психологии:
1) организационные методы(выделены в зависимости от формы организации исследования):
— сравнительный, «поперечных срезов»(возрастных);
- лонгитюдный;
- комплексный (участие представителей разных наук);
2) эмпирические методы:
- наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Наблюдение может быть открытым и скрытым, включенным и невключенным;
- эксперимент - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление психических явлений. Различают следующие виды экспериментов: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий, обучающий и воспитывающий;
3) психодиагностические методы:беседа, интервью, изучение продуктов деятельности, стандартизированные тесты (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, личностные тесты), проективные техники;
4) методы практической психологии:-психотерапевтические;
- психокоррекционные; -тренинги;
5) методы обработки данных:
- качественный — дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев;
- количественный — метод математической статистики;
6) интерпретационные методы:генетический, структурный, истолкование полученных данных.
При использовании вышеперечисленных методов необходимо помнить, что человек — специфический объект исследования, его психика постоянно находится в развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами:
1) принцип гуманизма и педагогического оптимизмаподразумевает, что любое исследование должно способствовать развитию человека, а не его торможению. Диагноз предполагает определение не только отрицательных качеств, но и положительных, на которые можно будет опереться в дальнейшем;
2) принцип объективности и научностипредполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено понятиями психологии, а не с помощью понятий других наук;
3) принцип комплексности,системности и систематичности предполагает, что изучение человека проводится последовательно, при этом исследуются не отдельно взятые параметры, а все стороны развития;
4) принцип детерминизмаозначает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин;
5) принцип развития психики и сознания в деятельностипредполагает, что все психические особенности человека находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность;
6) принцип единства сознания и деятельностиозначает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности;
7) принцип индивидуального и личного подходаозначает, что общие законы психического развития проявляются у каждого человека своеобразно и неповторимо.
Общая организация психологического исследования предусматривает последовательную реализацию следующих этапов:
1) ориентировочный(формулировка проблемы, наблюдение, построение гипотезы);
2) разработка плана эксперимента(задачи, подбор методик);
3) собственно эксперимент;
4) обработка экспериментальных данных(качественный и количественный анализ);
5) анализ и интерпретация полученных данных.
1. 7. Эмоции и чувства* Формы переживания, виды чувств.