Классификация отраслей психологии

I. Основание для классификации — психологический аспект кон­кретной деятельности:

1) психология труда(предмет изучения - особенности трудо­вой деятельности человека, психологические аспекты научной орга­низации труда), включающая в себя разделы:

— инженерная психология, решающая проблему рас­пределения и согласования функций между человеком и машиной;

— авиационная психология, исследующая психологические зако­номерности человека в процессе летного обучения и выполнения по­летов;

— космическая психология, исследующая психологические осо­бенности деятельности человека в условиях невесомости и простран­ственной дезориентации, при возникновении особых состояний, свя­занных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных пере­грузках организма;

2) педагогическая психология(предмет изучения - психологи­ческие закономерности обучения и воспитания человека), включаю­щая в себя разделы:

— психология обучения, изучающая психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения, форми­рования умственных действий и т. д.;

- психология воспитания;

— психология ученического коллектива;

— психология учителя;

— психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;

3) медицинская психология(предмет — психологические ас­пекты деятельности врача и поведения больного), подразделяющаяся на:

- нейропсихологию, изучающую соотношение психических яв­лений с физиологическими мозговыми структурами;

- психофармакологию, изучающую влияние лекарственных ве­ществ на психическую деятельность человека;

- психотерапию, изучающую и использующую средства психи­ческого воздействия для лечения больного;

- психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающие систе­му мероприятий для обеспечения психологического здоровья людей;

4) юридическая психология(предмет изучения - психологиче­ские вопросы, связанные с реализацией системы права), включающая в себя разделы:

- судебная психология, исследующая психические особенности поведения участников уголовного процесса;

— криминальная психология, занимающаяся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мо­тивами преступления;

— исправительно-трудовая, изучающая психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии и т. д.;

5) военная психология,исследующая поведение человека в ус­ловиях боевых действий, психологические стороны взаимоотноше­ний начальников и подчиненных.

6) психология спорта,рассматривающая особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки.

7) психология торговли,выявляющая психологические усло­вия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие осо­бенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов

//. Основание для классификации — психологические аспекты

развития:

1) возрастная психология(предмет изучения - онтогенез раз­личных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека), разветвляющаяся на:

- детскую психологию;

- психологию подростка;

— психологию юности;

- психологию взрослого человека;

— геронтопсихологию;

2) психология аномального развития, или специальная пси­хология,разветвляется на:

- патопсихологию, исследующую отклонения в процессе разви­тия психики;

- олигофренопсихологию, изучающую патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга;

- судопсихологию - психологию формирования ребенка при серьёзных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты;

- тифлопсихологию — психологию развития слабовидящих и не­зрячих;

3) сравнительная психология- отрасль психологии, иссле­дующая филогенетические формы психической жизни.

Методы научных исследований- это приёмы и средства полу­чения достоверных сведений, на основе которых строятся научные теории и вырабатываются практические рекомендации. В психологии до второй половины XIX в. в основном использовались методы ин­троспекции (самонаблюдения). В современной науке общепринятой считается классификация методов по Б. Г. Ананьеву, который выде­ляет следующие группы методов психологии:

1) организационные методы(выделены в зависимости от фор­мы организации исследования):

— сравнительный, «поперечных срезов»(возрастных);

- лонгитюдный;

- комплексный (участие представителей разных наук);

2) эмпирические методы:

- наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Наблю­дение может быть открытым и скрытым, включенным и невключен­ным;

- эксперимент - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление психических явле­ний. Различают следующие виды экспериментов: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий, обучающий и воспи­тывающий;

3) психодиагностические методы:беседа, интервью, изучение продуктов деятельности, стандартизированные тесты (тесты дости­жений, тесты интеллекта, тесты способностей, личностные тесты), проективные техники;

4) методы практической психологии:-психотерапевтические;

- психокоррекционные; -тренинги;

5) методы обработки данных:

- качественный — дифференциация материала по группам, вари­антам, описание случаев;

- количественный — метод математической статистики;

6) интерпретационные методы:генетический, структурный, истолкование полученных данных.

При использовании вышеперечисленных методов необходимо помнить, что человек — специфический объект исследования, его пси­хика постоянно находится в развитии, поэтому при ее изучении сле­дует руководствоваться определенными принципами:

1) принцип гуманизма и педагогического оптимизмаподра­зумевает, что любое исследование должно способствовать развитию человека, а не его торможению. Диагноз предполагает определение не только отрицательных качеств, но и положительных, на которые можно будет опереться в дальнейшем;

2) принцип объективности и научностипредполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных зако­номерностях, объяснено понятиями психологии, а не с помощью по­нятий других наук;

3) принцип комплексности,системности и систематичности предполагает, что изучение человека проводится последовательно, при этом исследуются не отдельно взятые параметры, а все стороны развития;

4) принцип детерминизмаозначает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым ком­плексом причин;

5) принцип развития психики и сознания в деятельностипредполагает, что все психические особенности человека находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность;

6) принцип единства сознания и деятельностиозначает взаи­мосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности;

7) принцип индивидуального и личного подходаозначает, что общие законы психического развития проявляются у каждого челове­ка своеобразно и неповторимо.

Общая организация психологического исследования предусмат­ривает последовательную реализацию следующих этапов:

1) ориентировочный(формулировка проблемы, наблюдение, построение гипотезы);

2) разработка плана эксперимента(задачи, подбор методик);

3) собственно эксперимент;

4) обработка экспериментальных данных(качественный и количественный анализ);

5) анализ и интерпретация полученных данных.

1. 7. Эмоции и чувства* Формы переживания, виды чувств.

Наши рекомендации