Особенности и задачи психодиагностического
Обследования дошкольников
Психодиагностическое обследование детей имеет некоторые особ-ти, обусловленные спецификой возраста, влияние ведущего для того или иного возраста вида деят., уровнем развития индивидуально-типологических характеристик, отраж-х соц.адаптированность в среде, коммуникативные способ-ти. Дети дошк.возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание кот-х необходимо для того, чтобы получать достоверные рез-ты в процессе их психодиагност.исслед-я К этим особ-ям относится сравнит-но низкий уровень сознания и самосознания. Приобретение произвольности в процессе познават.деят. начинается у ребенка с 3-4хлетнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому следует иметь в виду, что тестовые задания для детей дошк. Возр-а не должны требовать от реб-а высокоразвитого произвольного управ-я своими познават.процессами. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом реб-ом, необ-мо тестовые задания подбирать так,чтобы они были одновременно рассчитаны как на произвольный, так и на непроизв-й уровень регуляции когнитивной сферы. Психодиагностика должна быть направленной на детальное изучение разв-я природных, непроизв-х познават. Процессов и на своевременное обнаружение и точное описание произвол-х когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4хлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, кот-е ориентированы на самосознание реб-а и предполагают с его стороны оценку собств-х личностных качеств. Детям от 4до 6 лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, кот-е ориентированы на адекватную самооценку, но данные возмож-ти реб-а все еще не безграничны.
Задачи психодиагностического обследования:получение данных, нужных для диагностики, необходимость изучения динамики психического развития, хар-р психич. развития, степень выраж-ти уиств-й отсталости или психич. дефекта в связи с перенесенным психич. заболев-ем; научная цель психодиагностического обследования (для анализа еще недостаточно изученных психич.новообразований детей; статистич.достоверность полученных данных).
11.1 Ситуация успеха и алгоритм ее создания.
Приемы формирования оптимального психолого-педагогического
Климата в учебной группе
Ситуация успеха:субъективное проживание ребенком личностных достижений в контексте персональной жизнедеятельности; сопоставление реальных результатов и сегодняшних усилий ребенка с результатами вчерашних усилий и перспективных завтрашних позиций его самореализации.
Назначение ситуации успеха:
- активизация и амплификация развития личности ребенка;
- оптимизация развития личности ребенка (нахождение наиболее благоприятных, необходимых и достаточных условий для самораскрытия);
- максимальное развитие общих и специальных способностей, физических и духовных сил личности ребенка.
Условия создания ситуации успеха:
- доброжелательностьк ребенку с целью снятия у него психофизического напряжения;
- снижение уровня тревожности и страхасредствами субъ-ектности взаимодействия, открытой педагогической позиции (кине-сики тела, пластики, мимики, пантомимики, жестики, такесики, контакта глаз, праксемики);
- скрытое инструктированиев выполнении учебных действий и реализации взаимодействия с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастных категорий;
- авансирование задатков, способностей и личностных качеств,которые ребенок «еще не успел проявить» с использованием механизмов функции возвышения в педагогическом общении;
— подчеркивание персональной исключительностиребенка в выполнении учебных действий и общественно-полезных поручений;
- педагогическая суггестия,направленная на формирование в ребенке уверенности в собственных силах, способностях и возможностях самореализации средствами вербалики и кинесики;
- высокая оценка качествапродуктов учебной и внеучебной деятельности;
- поощрение проявлений субъектностиребенка в индивидуальной и групповой деятельности.
Субъектность как способность личности:
- осознавать индивидуализированную свободу выражения собственных чувств, мыслей, потребностей, желаний, воли, социализированных отношений;
- принимать на себя ответственность за собственные действия и поступки;
- осмысленно взаимодействовать с миром людей и миром вещей.
Формирование субъектности ребенка:«Я» — сообщение —»• «Мы» - сообщение —» рефлексия действий —> оценка действий —> планирование новых.
Выражение педагогом чувств по отношению к ребенкукак условие моделирования ситуации успеха:
- «Я» - высказывание чувств в культуросообразной форме;
- констатирующее последовательное описание действий ребенка, воодушевленная безоценочная позитивная констатация личностных достижений ребенка;
- установление границ взаимодействия ребенка с другими людьми и предметами учебной деятельности;
- отражение чувств ребенка в ответных поведенческих и вербальных реакциях; «да - да» или «ага» — общение, поддерживающее потребность ребенка во взаимодействии с взрослым;
- эмпатийное слушание, отражающее актуальные чувства и переживания ребенка;
- адаптивное активное слушание - перифраз (пересказ). Принципы формирования субъект-субъектных отношений в
ситуации успеха:
- диалогизациипсихолого-педагогического взаимодействия (позиция соучастия, совоспитания и сотрудничества);
- проблематизации(актуализация исследовательской активности ребенка, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем), создание условий для нравственного самосовершенствования);
- персонализации(ролевое взаимодействие, корректирующее стереотипные ролевые ожидания и нормативы);
- индивидуализации(в развитии и выявлении общих и специальных способностей ребенка, выборе природе- и культуросообраз-ных содержания, форм и методов его обучения и развития).
Влияние учебной группы на развитие личности ребенка:
- создает поле эмоционального заражения;
- создает поле интеллектуального напряжения;
- предоставляет возможность накопления сценариев поведенческих реакций;
- создает предпосылки и возможности индивидуализированного проявления себя в поступке.
Функции оптимизации групповой учебной деятельности:
1) достижение предметного результата (намеченной цели);
2) формирование отношенческого результата (ценностной значимости);
3) активизация осознанности ребенком собственной деятельности (субъектности).
Операции, обеспечивающие оптимальный психолого-педагогический климат в учебной группе:
1) определение целей деятельности, исполнителей, времени, объема, ограничение ее пространства;
2) мотивирование деятельности в рамках аксиологического (ценностного) подхода к ней, рефлексия социальной значимости данной деятельности, позитивная интерпретация групповой учебной деятельности, объективирование ценностного отношения как оптимальной нормы жизни;
3) активизация личностно-значимого смысла деятельности, дифференциация и индивидуализация социальных и учебных ролей каждого из участников групповой деятельности, групповая рефлексия актуализированных и прогнозирование последующих этапов деятельности.
Приемы формирования оптимального психолого-педагогического климата в учебной группе:
— осознание системы отношений в учебной группе (к Человеку, выполняемому делу, к группе в целом, к самому себе, к событиям, происходящим в группе, к педагогу, к социальным, этическим и нравственным нормам и частным отношениям);
— признание системы отношений как динамического поля группы;
— формирование у детей чувства защищенности и принятия в группе, понимания возможности активно проявлять свое «Я», вступая и деятельность и общение с детьми и педагогом;
- создание и поддержание атмосферы, соответствующей целям обучения, воспитания и развития личности детей;
- высказывание и демонстрация через действие или поступок педагогом и детьми ценностного отношения к возникающим в учебной аудитории ситуациям