Развитие ребенка в концепции бихевиоризма: научение в работах Э. Торндайка, Дж, Уотсона, оперантное поведение
Джон Уотсон(1878-1958) - основатель бихевиоризма. Основные положения бихевиоризма, выдвинутые Дж. Уотсоном.
1. В качестве предмета психологии выступает поведение и поведенческие реакции,так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение.
2. Поведение человека рассматривается с точки зрения схемы «стимул- реакция»(8 —> К),то есть совокупность двигательных реакций (К) в ответ на внешние воздействия - стимулы (8).
3. Личность человека есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций,присущих данному человеку.
4. Развитие психики происходит прижизненно и зависит от окружающей среды и ее стимулов.
5. На основе такого подхода к развитию психики ребенка отвергается всякого рода периодизация,то есть нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрастном этапе, а единственный фактор, обусловливающий особенности и характер психического развития ребенка, - окружающая среда.
6. Эмоции, так же как и другие феномены человеческой психики, являются результатом реакции организма на влияние среды. Благодаря позитивному или негативному стимулу можно сформировать соответствующие эмоции, например, страх в ответ на нейтральный стимул.
Эдвард Торндайк(1874-1949) отождествлял психическое развитие с научением. Вывел 4 основных закона научения:
1) закон повторяемости:чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее;
2) закон эффекта: из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения;
3) закон готовности:образование новых связей зависит от состояния субъекта;
4) закон ассоциативного сдвига:если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию.
Берхауз Фредерик Скиннер(1904-1990) разработал теорию «оперантного бихевиоризма».Основные положения данной теории.
1. Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.
2. Поведение можно разделить на три вида: 'безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, оперантное.
3. Безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное поведение определяется как простое, отвечающее на стимул поведение и не является ведущим в ситуации приспособления организма к окружающей среде.
4. Оперантное поведение определяется как обусловливание и возникает спонтанно, и именно этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.
5. Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от последующих событий, в данном контексте - от стимула, получившего название подкрепления. Иными словами, поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления.
6. На основе подкрепления можно построить всю систему обучения ребенка, так называемое программированное обучение, когда весь материал расчленяется на мелкие части, и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части ребенок получает положительное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное.
7. 2. Периодизация в концепции развития ребенка Жана Пиаже
Согласно концепции Жана Пиаже,развитие когнитивных процессов ребенка представляет собой результат адаптации к окружающему миру.
Адаптация осуществляется с помощью двух механизмов:
1) ассимиляции - стремления изменить новую задачу и подчинить ее уже имеющейся у ребенка схеме действия;
2) аккомодации - процесса изменения готовых схем действия так, чтобы можно было применить к новой задаче.
Интеллектуальное развитие рассматривалось как смена господствующих умственных структур.Ж. Пиаже выделял три фундаментальные структуры интеллекта:сенсомоторные координации, конкретные и формальные операции. В обобщенном виде классифи-
кация стадий развития интеллекта Пиаже выглядит следующим образом:
1 . Сенсомоторный интеллект: центрация на собст. теле ( Упражнение рефлексов-0-1мес. Первые навыки и первые круговые реакции-1-4,5мес. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции-4,5-8-9мес.), объективация практич. интеллекта
( Разделение средств и цели. Начало практического интеллекта-8-9-11-12мес; Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения цели11-12-18мес. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции-18-24мес.
2.Конкретные операции: предоператорный интеллект ( Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия-2-4 года; Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие-4-6 лет; Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененное представление-6-8лет),конкретные операции( Простые операции (классификация, сериация, соответствие) -8-10 лет; Система операций (система координат, проективные понятия)-9-12лет
3. Формальные операции: станов-е формальных операций(Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика)-12-14лет; достижение формальных операций(Структура «решетки» и группа четырех трансформаций)-13-14лет
Теория Ж. Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий,каждая из которых подготовлена предыдущей и, в свою очередь, подготавливает последующую.