Развитие ребенка в концепции бихевиоризма: научение в работах Э. Торндайка, Дж, Уотсона, оперантное поведение

Джон Уотсон(1878-1958) - основатель бихевиоризма. Основ­ные положения бихевиоризма, выдвинутые Дж. Уотсоном.

1. В качестве предмета психологии выступает поведение и по­веденческие реакции,так как именно эти явления могут быть изуче­ны объективно опытным путем через наблюдение.

2. Поведение человека рассматривается с точки зрения схемы «стимул- реакция»(8 —> К),то есть совокупность двигательных реакций (К) в ответ на внешние воздействия - стимулы (8).

3. Личность человека есть не что иное, как совокупность пове­денческих реакций,присущих данному человеку.

4. Развитие психики происходит прижизненно и зависит от ок­ружающей среды и ее стимулов.

5. На основе такого подхода к развитию психики ребенка от­вергается всякого рода периодизация,то есть нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрас­тном этапе, а единственный фактор, обусловливающий особенности и характер психического развития ребенка, - окружающая среда.

6. Эмоции, так же как и другие феномены человеческой психи­ки, являются результатом реакции организма на влияние среды. Бла­годаря позитивному или негативному стимулу можно сформировать соответствующие эмоции, например, страх в ответ на нейтральный стимул.

Эдвард Торндайк(1874-1949) отождествлял психическое раз­витие с научением. Вывел 4 основных закона научения:

1) закон повторяемости:чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она проч­нее;

2) закон эффекта: из нескольких реакций на одну и ту же си­туацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения;

3) закон готовности:образование новых связей зависит от со­стояния субъекта;

4) закон ассоциативного сдвига:если при одновременном по­явлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реак­цию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую ре­акцию.

Берхауз Фредерик Скиннер(1904-1990) разработал теорию «оперантного бихевиоризма».Основные положения данной теории.

1. Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.

2. Поведение можно разделить на три вида: 'безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, оперантное.

3. Безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное поведение определяется как простое, отвечающее на стимул поведение и не яв­ляется ведущим в ситуации приспособления организма к окружаю­щей среде.

4. Оперантное поведение определяется как обусловливание и возникает спонтанно, и именно этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.

5. Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от последующих событий, в данном контексте - от стимула, получившего название подкрепления. Иными словами, по­ведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления.

6. На основе подкрепления можно построить всю систему обу­чения ребенка, так называемое программированное обучение, когда весь материал расчленяется на мелкие части, и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части ребенок получает положи­тельное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное.

7. 2. Периодизация в концепции развития ребенка Жана Пиаже

Согласно концепции Жана Пиаже,развитие когнитивных про­цессов ребенка представляет собой результат адаптации к окру­жающему миру.

Адаптация осуществляется с помощью двух механизмов:

1) ассимиляции - стремления изменить новую задачу и подчи­нить ее уже имеющейся у ребенка схеме действия;

2) аккомодации - процесса изменения готовых схем действия так, чтобы можно было применить к новой задаче.

Интеллектуальное развитие рассматривалось как смена господ­ствующих умственных структур.Ж. Пиаже выделял три фунда­ментальные структуры интеллекта:сенсомоторные координации, конкретные и формальные операции. В обобщенном виде классифи-

кация стадий развития интеллекта Пиаже выглядит следующим обра­зом:

1 . Сенсомоторный интеллект: центрация на собст. теле ( Упражнение рефлексов-0-1мес. Первые навыки и первые круговые реакции-1-4,5мес. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции-4,5-8-9мес.), объективация практич. интеллекта

( Разделение средств и цели. Начало практического интеллекта-8-9-11-12мес; Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения цели11-12-18мес. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции-18-24мес.

2.Конкретные операции: предоператорный интеллект ( Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия-2-4 года; Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие-4-6 лет; Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененное представление-6-8лет),конкретные операции( Простые операции (классификация, сериация, соответствие) -8-10 лет; Система операций (система координат, проективные понятия)-9-12лет

3. Формальные операции: станов-е формальных операций(Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика)-12-14лет; достижение формальных операций(Структура «решетки» и группа четырех трансформаций)-13-14лет

Теория Ж. Пиаже рассматривает умственное развитие как не­прерывную и неизменную последовательность стадий,каждая из которых подготовлена предыдущей и, в свою очередь, подготавлива­ет последующую.

Наши рекомендации