Психологические особенности малой группы
Психологические особенности малой группы определяются тем, что людей в ней объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, но она существует не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как часть общественной структуры.
Организованная малая группа объединена совместной деятельностью, которая подразумевает наличие постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности объединяют группу в одно целое.
Любая группа характеризуется наличием организующего начала в ней. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
Группе также свойственно разделение и дифференциация персональных ролей участников группы – разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли.
Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
В каждой группе происходит выработка специфической групповой культуры – норм, правил, стандартов жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все их различия. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.
Выделяются три наиболее распространенные классификации малых групп: | |
первичные | вторичные |
формальные | неформальные |
группы членства | референтные группы |
Деление малых групп на первичные и вторичные ввел уже упоминавшийся нами при рассмотрении социально-психологических теорий социализации американский социолог Чарльз Кули (1864 – 1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Как уже было отмечено выше, если в первичной группе, которая состоит из небольшого числа людей, устанавливаются непосредственные взаимоотношения, то во вторичной группе, в которой непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, роли четко определены, но ее члены мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения.
Деление групп на «формальные» и «неформальные» было предложено американским психологом и социологом Джорджем Элтоном Мэйо (1880 – 1949).
По его мнению, в формальной группе происходит распределение ролей в системе подчинения так называемой структуре власти: речь идет об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Мэйо также обнаружил внутри формальных объединений людей существование неформальных групп, которые складываются и возникают стихийно, т.е. происходит создание неформальной группы внутри формальной, формируется переплетение внутри формальной группы двух структур отношений формально-деловых и неформальных межличностных отношений.
Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел американский социальный психолог, профессор Уэслианского университета в США Герберт Хайман (1918 – 1985). Под группами членства понимаются группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя – с ним. Понятие же «референтная группа» Хайман ввел для обозначения группы людей, с которой человек сравнивает себя при определении своего статуса. Иными словами, референтные группы – это эталонные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми, позитивными или негативными, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:
1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа является источником положительных и негативных образцов;
2) нормативную функцию, так как референтная группа является источником норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
В советской психологической литературе принято рассмотрение малой группы как сферы выявления возможностей личности, проявления ее индивидуальности и как среды, в которой человек формируется под воздействием идей, ценностей и норм социально-политической структуры общества. В работах советского педагога Антона Cемёновича Макаренко (1888 – 1939) были сформулированы важнейшие принципы исследования группы: деятельности (деятельность – главное средство единения группы), системности (группа – это система) и развития (развитие – это динамическая основа функционирования групп в обществе).
Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2, т.е. от пяти до девяти человек. Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству группе могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из семи-восьми человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.