Психологические особенности малой группы

Психологические особенности малой группы определяются тем, что людей в ней объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, но она существует не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как часть общественной структуры.

Психологические особенности малой группы - student2.ru

Организованная малая группа объединена совместной деятельностью, которая подразумевает наличие постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной дея­тельности определяет динамику функционирования малой группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совмест­ной деятельности объединяют группу в одно целое.

Любая группа характеризуется наличием организующего нача­ла в ней. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руко­водства распределена между членами группы и лидерство носит ситу­ативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Группе также свойственно разделение и дифференциация пер­сональных ролей участников группы – разделение и кооперация тру­да, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятель­ность, играют разные роли.

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к раз­делению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

В каждой группе происходит выработка специфической груп­повой культуры – норм, правил, стандартов жизни, поведения, опре­деляющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме мож­но говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все их различия. Отклонение от групповых стан­дартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.



Выделяются три наиболее распространенные классификации малых групп:
первичные   вторичные
формальные неформальные
группы членства   референтные группы  

Деление малых групп на первичные и вторичные ввел уже упоминавшийся нами при рассмотрении социально-психологических теорий социализации американский социолог Чарльз Кули (1864 – 1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Как уже было отмечено выше, если в первичной группе, которая состоит из небольшого числа людей, устанавливаются непосредственные взаимоотношения, то во вторичной группе, в которой непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, роли четко определены, но ее члены мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения.

Психологические особенности малой группы - student2.ru Деление групп на «формальные» и «неформальные» было пред­ложено американским психологом и социологом Джорджем Элтоном Мэйо (1880 – 1949).

По его мнению, в формальной группе про­исходит распределение ролей в системе подчинения так называемой структуре власти: речь идет об отношениях по вертикали как отноше­ниях, определенных системой ролей и статусов. Мэйо также обнаружил внутри формальных объединений людей существование неформальных групп, которые складываются и возникают стихийно, т.е. происходит создание неформальной группы внутри формальной, формируется переплетение внутри формальной группы двух структур отношений формально-деловых и неформальных межличностных отношений.

Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел американский социальный психолог, профессор Уэслианского университета в США Герберт Хайман (1918 – 1985). Под группами членства понимаются группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя – с ним. Понятие же «референтная группа» Хайман ввел для обозначения группы людей, с которой человек сравнивает себя при определении своего статуса. Иными словами, референтные группы – это эталонные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми, позитивными или негативными, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа является источником положительных и негативных образцов;

2) нормативную функцию, так как референтная группа является источ­ником норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

В советской психологической литературе принято рассмотрение малой группы как сферы выявления возмож­ностей личности, проявления ее индивидуальности и как среды, в которой человек формируется под воздействием идей, ценностей и норм социально-политической структуры общества. В работах советского педагога Антона Cемёновича Макаренко (1888 – 1939) были сформулированы важнейшие принципы исследования группы: деятельности (деятельность – глав­ное средство единения группы), системности (группа – это система) и развития (развитие – это динамическая основа функционирования групп в обществе).

Психологические особенности малой группы - student2.ru Принято считать, что самая оптимальная по численности груп­па должна насчитывать 7 ± 2, т.е. от пяти до девяти человек. Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное ко­личество людей, так как в четной по количеству группе могут образо­ваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из семи-восьми человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Наши рекомендации