Воображение как психический процесс, его виды и формы.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Виды:
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение– его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Формы:
Фантазия— это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.
Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.
Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому.
Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью — образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям, описанным ранее.
Способности и их виды.
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
умственные и специальные;
учебные;
математические;
конструктивно-технические;
музыкальные;
литературные;
физические способности.
Внимание как психический процесс, его виды и свойства.
Внимание— избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Виды:
непроизвольное внимание (пассивное) - вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Произвольное внимание - это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.
Послепроизвольное- вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.
Свойства:
Концентрация— удержание внимания на каком-либо объекте.
Объём— это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.
Устойчивость - длительное удержание внимания на объекте или деятельности.
Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.
Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
Память, ее виды и процессы.
Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Процессы:
Запоминание– процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Сохранение, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).
Виды:
Наглядно-образная(память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).
Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).
Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений).
Эмоциональная память на переживания(имеет большое значение для формирования личности).
Учение о темпераменте.
Учение о темпераменте появилось еще в древности. ...
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.) Гиппократ полагал, что в теле человека есть четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная.
Холерический холе «желчь»,
сангвинистический – сангвис «кровь»,
флегматический – флегма «слизь»,
меланхолический – меланое холе «черная желчь».
Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда соответственно и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их.