Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации

Межличностные отношения в группе оказывают непосредственное влияние на социально-психологический климат данной группы. Доминирование положительных, дружеских или товарищеских отношений между челнами влечет за собой благоприятный психологический климат, что в свою очередь отражается на результатах совместной деятельности группы, самочувствии и развитии как группы в целом, так и каждого ее члена. Напротив, отрицательные отношения – это показатель низкого уровня развития группы, они ведут к ее раздробленности, конфликтности, несогласованности в деятельности.

Социально-психологический климат группы – это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в отношениях к общему делу.

Психологический климат группы является не просто фоном, сопровождающим групповую деятельность, он пронизывает ход всех групповых психических процессов. Климат оказывает самое непосредственное влияние на самочувствие членов группы, на выработку, принятие и достижение ими групповых целей, на достижение максимальной эффективности в совместной деятельности.

В специально проведенном исследовании В. В. Косолапов установил, что самочувствие личности в группе, оценка ею психологического климата зависит от таких показателей, как уровень ее адаптированности,мера включенности в совместную деятельность,степень причастности к жизни данной группы.

В структуре социально-психологического климата группы отражается также сомоотношение (отношение к себе) и отношение к миру в целом. Особенно существенна для характеристики проявлений психологического климата оценка отношений индивида к самому себе (самооценка, самочувствие и т.д.). В то же время нахождение в группе вдет к тому, что у каждого участника на основе основных параметров психологического климата вырабатывается соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценка и ощущение своего «Я», аналогичное всем, кто принадлежит данной конкретной общности людей. С этой точки зрения, индивидуальное самочувствие личности (самооценка, степень удовлетворенности положением в группе, преобладающий настрой), по мнению Б. Д. Парыгина, может рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.

Отличительными признаками благоприятной атмосферы в коллективе являются:

- гармония личных и коллективных целей;

- отношения ответственной зависимости между членами коллектива, которые определяются общим участием в работе;

- готовность к действиям интересным, полезным. Мажорное, бодрое настроение;

- особое положение личности в коллективе, ее духовное здоровье, комфорт, возможность самореализации;

- чувство защищенности членов;

- уверенность в будущем;

- эстетическая привлекательность коллектива.

Для гармоничного развития группы и личности в ней необходимо систематически проводить диагностику социально-психологического климата. Своевременное исследование позволит контролировать и своевременно регулировать атмосферу группы.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат.

- глобальная макросреда,

- локальная макросреда,

- физический микроклимат (например, низкая или высокая температура в помещении),

- удовлетворенность работой,

- организация совместной деятельности,

- психологическая совместимость,

- характер коммуникации в организации,

- стиль руководства.

Условия оптимизации социально-психологического климата в группе.

К основным условиям, позволяющим оптимизировать социально-психологический климат в группе, следует отнести:

1. реализация межличностных отношений с позиции «Я-хороший», «Ты-хороший» (ставка на позитивное в человеке);

2. искусство передачи восприятия обратной связи;

3. умение без обвинений обозначать проблемы и находить пути их решения;

4. способность ценить индивидуальные особенности и учитывать различия;

5. наличие общих целей и интересов;

6. высокая общая и психологическая культура взаимодействия.

Лекция 2.5. Личность и ее социализация

Вопросы

1. Сущность и общее представление о социализации.

2. Социальные институты и их влияние на процесс социализации личности.

3. Человек как объект и субъект социализации.

4. Средства, агенты, механизмы и факторы социализации.

Наши рекомендации