Раздел 2. социальная психология

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии

Вопросы

1. Социальная психология как наука.

2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук.

3. Основные этапы развития социальной психологии.

4. Структура и задачи социальной психологии.

5. Методы социальной психологии.

Место социальной психологии в системе гуманитарных наук

Социальная психология тесно связана с социологией, психологией, педагогикой и философией и другими науками. Рассмотрим связь социальной психологии с некоторыми из них.

Социология рассматривает природу и характер общественных, групповых, индивидуальных ценностей и норм. Социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности. То есть если социология объясняет истоки социальной активности личности, то социальная психология исследует пути и закономерности их проявления и помогает определить условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности у отдельного человека. Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы.

Педагогика– наука об обучении и воспитании. Социальная психология раскрывает перед педагогикой пути повышения эффективности воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяет стимулировать процесс обучения и воспитания.

Социальная психология имеет большую предысторию в составе философии(более 2000 лет) и сравнительно короткий путь в качестве самостоятельной науки (чуть более 100 лет).

Структура и задачи социальной психологии

Основными разделамисоциальной психологии являются:

· Психология совместной деятельности и общения. Она изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.

· Социальная психология личностиизучает проявление и формирование особенностей личности в разных общностях людей.

· Психология межличностных отношений рассматривает разнообразные психологические связи (симпатии, совместимость), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия.

· Психология социальных групп исследует психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей.

Задачамисоциальной психологии являются:

¨ изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей;

¨ осмысление и обобщение данных об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

¨ выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных условиях;

¨ социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обуславливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность;

¨ изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных социальных условиях;

¨ осмысление специфики функционирования социально-психологических процессов и явлений, возникающих в малой группе, определение их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней.

Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы

Вопросы

1.Понятие «группы» в социальной психологии.

2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп.

3. Психология массовых психических явлений.

4. Психологические особенности национальных и этнических групп.

5. Социально-психологическая характеристика малых групп.

6. Динамические процессы в малой группе.

7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса.

Социально-психологическая характеристика больших

Социальных групп

Как бы ни велика роль малых групп в социальной психологии, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через малую группу и межличностное общение. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Точную количественную характеристику больших групп дать невозможно. В социальной психологии «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

- случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория);

- большие организованные группы,сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании (нации, классы, профессии).

Большая группа – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков.

Признаки больших групп:

1. Большое число членов (нижняя граница больших групп совпадает с верхней границей малой группы – от 50 человек; верхняя граница не определяется).

2. Отсутствие непосредственных контактов между ее членами (большие группы основаны на связях, не предполагающих обязательные личные контакты между членами группы).

3. Специфика регуляции поведения (основными механизмами регуляции социального поведения в больших группах выступают нравы, обычаи, традиции, стереотипы и др.)

4. Дополнительно к признакам больших групп относят: образ жизни, интересы, ценности, потребности, язык. Так, для этнических групп – это обязательный признак, а для других групп это может быть определенный жаргон, например свойственный профессиональным группам или такой возрастной группе, как молодежь.

Структура большой социальной группы:

1. Психический склад – устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальныйили национальный характер, нравы, обычаи, традиции и т.д.).

2. Эмоциональная сфера – подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Типы больших групп:

* Номинальные группы (носят условный и статический характер объединения людей, например, сельские жители, психологи страны, люди с высоким доходом и др.).

* Группы по интересам (имеют общие поведенческие признаки, общие интересы, например, зрители ОРТ, болельщики, фанаты группы «Машина времени»).

* Территориальные общности (объединены на основе территориально-географического признака: жители РБ, мозыряне и др.).

Структура класса

Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными. Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации, т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.

Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельностикоторой не только едина для всех, но и общественно полезна. Коллектив характеризуется общими ценностями, на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение, с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.

Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.

В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.

Социальный статус школьников в классе.Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованныеотношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованныеотношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.

Симпатия– внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.

Лидеры и отвергаемые.Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.

Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.

Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.

Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые. Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.

Вопросы

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем, эмоциональном состоянии субъекта (радость, гнев, печаль, удовлетворенность), об обстановке во внешней среде и т.д.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения. Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения – коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

- субъекты общения;

- средства общения;

- потребности, мотивация и цели общения;

- способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

- результаты общения.

Функции общения. Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции: информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

§ инструментальная, необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

§ синдикативная, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

§ трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

§ функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функцииобщения:

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Виды общения

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения.

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1.Непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2.Межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3.Межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию, целями средствами.

По содержанию:

*материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

*когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

*кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

*мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

*деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям:

*биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

*социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам:

*непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

*опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

*прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

*косвенное (осуществляется через посредников).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания:

*«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут));

*формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),

*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));

*светское общение (суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данной ситуации).

Среди видов общения можно выделить невербальноеи вербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровнях. Многим высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам) дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербальных форм общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Также в социальной психологии выделяют императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Рассмотрим их более подробно.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Императивная форма общения может эффективно применяться в военных уставных отношениях, в отношениях типа «начальник-подчиненный» в экстремальных ситуациях, в работе при чрезвычайных ситуациях. Но в интимно-личностных, детско-родительских, педагогических отношениях императивная форма общения крайне непродуктивна, так как в первую очередь реализуется установка «сверху-вниз».

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще.

Символом такого типа общения стала концепция, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) – американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область. Разработал собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Дейл Карнеги жил по принципу того, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. Основные произведения: «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926); «Малоизвестные факты из жизни известных людей» (1934); «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936) ещё при жизни автора было продано более 5 млн. экземпляров); «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948); «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Родился в семье фермера в американской глубинке. И хотя его семья жила в большой бедности, тем не менее он за счет собственной настойчивости смог получить неплохое образование. Ораторским искусством заинтересовался еще в школьные годы, активно участвуя во всевозможных диспутах, причем уже тогда учителя отмечали его особенную коммуникабельность. Ещё в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешны, и Дейл решил начать собственную практику. Во время учебы в педагогическом колледже в Уорренсберге семья была не в состоянии платить за его пансион и Дейл ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. У него мог бы развиться комплекс неполноценности, но его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в жизни.

Выступления в кружке действительно помогли обрести необходимую веру в свои силы, получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на неё, издав несколько буклетов, вошедших в книги "Public Speaking: A Practical Course for Business Men" и "Public Speaking and Influencing Men in Business", 1926.В ходе работы Карнеги сотрудничал Лоуеолм Томасом и позже издал их совместный труд - "Little Known Facts About Well Known People", 1934. Преподавание, лекции и публицистика приносят ему не только первую популярность, но и позволяет сформировать собственную систему обучения навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на неё. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушател

Наши рекомендации