Лекция 10. Профилактика школьной дезадаптации.
Школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам олтношений, режиму жизнедеятельности.
Адаптированный ребенока вписывается в систему школьных требований, норм, правил и социальных отношений. Адаптированный ребенок приспособлен к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального, физического и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Дезадаптированный ребенок – не только тот, которому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому обучение или общение даются за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания, невротические симптомы и др.)
Факторы, определяющие школьную адаптацию:
· функциональная зрелость детского организма;
· состояние здоровья ребенка;
· готовность к обучению в начальном, среднем или старшем звене школы;
· эффективность учебной деятельности;
· усвоение школьных норм поведения;
· успешность социальных контактов;
· эмоциональное благополучие ребенка;
· содержание обучения и методики преподавания;
· роль и позиция учителя;
· семейная ситуация.
Адаптация - это не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Начало обучения в 1 - ом, 5 - ом или в 10 - ом классеизменяет социальную ситуациюразвития ребенка, вызывает перестройку всего образа его жизни. Ситуация новизны, в определенной степени, является тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителя, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и прочее. Психологическое напряжение, особенно длительное, может привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - могут быть результатом дезадаптации.
Для того, чтобы избегать негативных явлений, создать психолого - педагогические и социальные условия для адаптации ребенка к школе необходимо осуществлять сопровождение процесса адаптации детей в разных звеньях школы.
Особенно важна организация сопровождения развития ребенка в первые месяцы обучения, которое подразумевает:
l изучение ребенка,
l внесение корректировок в учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей ребенка,
l помощь первоклассникам в освоении позиции школьника,
l помощь пятиклассникам в адаптации к разноголосице требований педагогов,
l помощь десятиклассникам в принятии позиции ученика-старшеклассника,
l помощь учителям в работе по предупреждению и коррекции неблагоприятных вариантов психологического развития детей.
Чем раньше будет выявлен риск возникновения школьной дезадаптации, тем лучшие результаты принесут меры по ее предотвращению.
Сформированность у ребенка учебно-мотивационной сферы, хорошая работоспособность и достаточная для школьных нагрузок эмоциональная зрелость играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью.
Можно предположить, что при отсутствии других осложняющих факторов адаптация в школе у такого ребенка пройдет относительно успешно.
Примерная программа сопровождения процесса адаптации.
План состоит из 4-х этапов.
I. Подготовительный (август, сентябрь)
II. Диагностический (сентябрь-октябрь, май)
III. Аналитический (октябрь)
IV. Коррекционный (B течение года)
Подготовительный этап.
1. Занятие семинара для психологов. Тема: Работа психолога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Адаптация учащихся в 1,5,10 классах. Сентябрь.
2. Разработка плана исследования, подбор диагностических методик. Август.
3. Консультация для учителей 1,5 классов. Тема: "Адаптация ребенка в школе - условие ycпешного обучения. Сентябрь.
2. Диагностический этап.
Название шкалы | Автор теста | Используемы методики | Факторы, влияющие на результат |
1 класс. Сентябрь - Октябрь | |||
1)Уровень развития у учащихся предпосылок к учебной деятельности, а)шкала обученности, | “Диагностико – прогностический в 1 кл” (Е.Екжанова, С.-П.им.Рауля Валенберга) | 1.Графические методики. 2.Точки. 3.ДДЧ. 4.Дорожка звуков. 5.Моторика. | - Состояние самоконтроля учебных действий, - состояние ориенторовочности учебной задачи |
Н. Лусканова “Методика мотивации учения”. | Рис. “Что мне нравится в школе?” Анкета “Отношение к школе". | Отношение к учителю | |
б)шкала обучаемости, | Методика диагностики работоспособности детей и подростков. НИИ Физиологии АПН СССР. "Фигурные таблицы". | Методика использования фигурных таблиц для диагностики умственной работоспособности. | Коэффициент продуктивности умственной работоспособности |
Ноябрь-декабрь | |||
2)Особенности поведения ребенка. | Я. Ковалева "Опросник для учителя". | Опросник дезадаптации | Индивидуальные особенности как отдельного ребенка, так и класса в целом. Выявить основные трудности каждого ребенка и в соответствии с этим построить программу помощи. |
Сентябрь - Октябрь | |||
3)Состояние здоровья ребенка | Битянова "Анкета для родителей". Изучение медицинских карт уч-ся. | Отношение ребенка к учению к школе, особенности поведения. | Состояние самочувствия, настроения, активности. |
5 класс Сентябрь - Октябрь | |||
I.Шкaла обученности. 1) Интеллектуальные способности уч-ся. | Л.Ф. Тихомирова Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене. | -Переключение внимания, - Кратковременная и смысловая память. - Особенности развития речи. - степень овладения логическими операциями (сравнение, обобщение,классиф). | Сформированность ряда компонентов учебной деятельности, развитие познавательных процессов у каждого ребенка. |
2) Мотивация учения. | Анкета “Мотивация учения” Овчарова. | Мотивационная сфера | Доминированный мотив учения. |
II.Шкала обучаемости, 3)Работоспособность. | “Шифровка”, авт. Векслер | Работоспособность: продуктивность, скорость, точность, выносливость, надежность. | |
III. Социометрия. | Дж.Морено "Социометрический тест". | Эмоциональные связи: - степень сплоченности, - выявление симпатий - антипатий. | Положение ребенка в системе взаимоотношений с классом. |
IV. Состояние здоровья. | Изучение медицинских карт уч-ся. Анкета для родителей. | Отношение к школе | Самочувствие, настроение. |
10 класс Сентябрь - Октябрь | |||
1.Мотивация учения | ОС Гребенюк "Методика выявления мотивации учения у школьников". | Направленность личности: мотивационная сфера - осознанность; - состав мотива; - обобщенность; - характер умственной деят-ти. | Сформированность учебных компонентов, смысл учения, особенности эмоций, |
2. Работоспособность. | Т.Земских “Особенности умственной работоспособности” | Умственная работоспособность: - особенности произвольного внимания, - сформированность приемов уч. деят-ти, - умение классифицировать и т.д. | Особенность внимания, мышления, Сформированность приемов учебной деят-ти. |
3.Здоровье | Изучение медицинских карт уч-ся. "Анкета для родителей" авт.Битянова Методика ТС авт.Эйдемиллер | Отношение к школе, учению. Состояние самочувствия. | Состояние функционального здоровья ребенка. |