Лекция 10. Профилактика школьной дезадаптации.

Школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам олтношений, режиму жизнедеятельности.

Адаптированный ребенока вписывается в систему школьных требований, норм, правил и социальных отношений. Адаптированный ребенок приспособлен к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального, физического и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Дезадаптированный ребенок – не только тот, которому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому обучение или общение даются за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания, невротические симптомы и др.)

Факторы, определяющие школьную адаптацию:

· функциональная зрелость детского организма;

· состояние здоровья ребенка;

· готовность к обучению в начальном, среднем или старшем звене школы;

· эффективность учебной деятельности;

· усвоение школьных норм поведения;

· успешность социальных контактов;

· эмоциональное благополучие ребенка;

· содержание обучения и методики преподавания;

· роль и позиция учителя;

· семейная ситуация.

Адаптация - это не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психоло­гическому, личностному, социальному развитию.

Начало обучения в 1 - ом, 5 - ом или в 10 - ом классеизменяет социальную ситуациюразвития ребенка, вызывает перестройку всего образа его жизни. Ситуация новизны, в определенной степени, является тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителя, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и прочее. Психологическое напряжение, особенно длительное, может привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - могут быть результатом дезадаптации.

Для того, чтобы избегать негативных явлений, создать психолого - педагогические и социальные условия для адаптации ребенка к школе необходимо осуществлять сопровождение процесса адаптации детей в разных звеньях школы.

Особенно важна организация сопровождения развития ребенка в первые месяцы обучения, которое подразумевает:

l изучение ребенка,

l внесение кор­ректировок в учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей ре­бенка,

l помощь первоклассникам в освоении позиции школьника,

l помощь пятиклассникам в адаптации к разноголосице требований педагогов,

l помощь десятиклассникам в принятии позиции ученика-старшеклассника,

l помощь учителям в работе по предупреждению и коррекции неблагоприятных вариантов психо­логического развития детей.

Чем раньше будет выявлен риск возникновения школьной дезадаптации, тем лучшие результаты принесут меры по ее предотвращению.

Сформированность у ребенка учебно-мотивационной сферы, хорошая работоспо­собность и достаточная для школьных нагрузок эмоциональная зрелость играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью.

Можно предпо­ложить, что при отсутствии других осложняющих факторов адаптация в школе у такого ребенка пройдет относительно успешно.

Примерная программа сопровождения процесса адаптации.

План состоит из 4-х этапов.

I. Подготовительный (август, сентябрь)

II. Диагностический (сентябрь-октябрь, май)

III. Аналитический (октябрь)

IV. Коррекционный (B течение года)

Подготовительный этап.

1. Занятие семинара для психологов. Тема: Работа психолога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Адаптация учащихся в 1,5,10 классах. Сентябрь.

2. Разработка плана исследования, подбор диагностических методик. Август.

3. Консультация для учителей 1,5 классов. Тема: "Адаптация ре­бенка в школе - условие ycпешного обучения. Сентябрь.

2. Диагностический этап.

Название шкалы Автор теста Используемы методики Факторы, влия­ющие на результат
1 класс. Сентябрь - Октябрь
1)Уровень развития у учащихся предпосы­лок к учебной деятельности, а)шкала обученности, “Диагностико – про­гно­стичес­кий в 1 кл” (Е.Екжанова, С.-П.им.Рауля Валенберга) 1.Графические методики. 2.Точки. 3.ДДЧ. 4.Дорожка звуков. 5.Моторика. - Состояние самоконтроля учебных дей­ствий, - состояние ориенторовочности учебной задачи
Н. Лусканова “Методика мотива­ции уче­ния”. Рис. “Что мне нравится в школе?” Анкета “Отношение к школе". Отношение к учителю
б)шкала обучаемости, Методика диаг­ности­ки работоспособно­сти детей и под­рост­ков. НИИ Физио­логии АПН СССР. "Фигурные таб­лицы". Методика использования фигурных таблиц для диагностики умственной работоспособности. Коэффициент продуктивности умственной работоспособности  
Ноябрь-декабрь
2)Особенности пове­дения ребенка. Я. Ковалева "Опросник для учителя". Опросник дезадаптации Индивидуальные особенности как отдельного ре­бенка, так и класса в целом. Выявить основные трудности каждого ребенка и в соот­ветствии с этим построить программу помощи.
Сентябрь - Октябрь
3)Состояние здоровья ребенка Битянова "Анкета для родителей". Изучение меди­цинских карт уч-ся. Отношение ребенка к учению к школе, особен­ности поведения. Состояние само­чувствия, наст­роения, актив­ности.
5 класс Сентябрь - Октябрь
I.Шкaла обученности. 1) Интеллектуаль­ные способности уч-ся. Л.Ф. Тихомирова Диагностика го­тов­но­сти млад­ших шко­ль­­ников к обучению в среднем звене. -Переключение внимания, - Кратковремен­ная и смысло­вая память. - Особенности развития речи. - степень овла­дения логичес­кими опера­ци­ями (сравнение, об­­­­­­о­­б­щение,классиф).   Сформированность ряда компонен­тов учебной дея­тельности, раз­витие познава­тельных процес­сов у каждого ребенка.  
2) Мотивация учения. Анкета “Мотивация уче­ния” Овчарова. Мотивационная сфера Доминированный мотив учения.
II.Шкала обучаемости, 3)Работоспособ­ность. “Шифровка”, авт. Векслер   Работоспособ­ность: продуктивность, скорость, точность, выносливость, надежность.  
III. Социометрия. Дж.Морено "Социометрический тест". Эмоциональные связи: - степень сплоченности, - выявление сим­патий - анти­патий. Положение ребен­ка в системе взаимоотно­шений с классом.  
IV. Состояние здо­ровья. Изучение меди­цин­ских карт уч-ся. Анкета для роди­телей. Отношение к школе Самочувствие, настроение.
10 класс Сентябрь - Октябрь
1.Мотивация уче­ния ОС Гребенюк "Методика выяв­ления мотивации учения у школь­ников". Направленность личности: моти­­­­­вационная сфера - осознанность; - состав мотива; - обобщенность; - характер умствен­ной деят-ти. Сформированность учебных компо­нентов, смысл учения, особен­ности эмоций,  
2. Работоспособ­ность. Т.Земских “Особенности умственной ра­ботоспособности” Умственная ра­ботоспособность: - особенности произвольного внимания, - сформированность приемов уч. деят-ти, - умение клас­сифицировать и т.д. Особенность вни­мания, мышления, Сфор­мированность приемов учеб­ной деят-ти.  
3.Здоровье Изучение медици­н­ских карт уч-ся. "Анкета для ро­ди­телей" авт.Битянова Методика ТС авт.Эйдемиллер Отношение к школе, учению. Состояние само­чувствия.   Состояние функциональ­ного здоровья ребенка.  


Наши рекомендации