Интегративная модель психического
В первой главе мы вычленили в уровневой организации психической реальности три базовые структуры: персона, интерперсона, трансперсона.
На верхнем уровне нами выделяется персона, которая полностью охватывают возможную феноменологию человеческой психики, начиная от физиологических и соматических составляющих до трансперсональной, но имеющих инстрапсихический характер. На уровне структурной дифференциации мы выделяли материальное Эго, социальное Эго, духовное Эго.
Мы провели подробный анализ вычлененных структур и указали, что с ними взаимодействует индивидуальное свободное сознание, наполняя содержанием, проблематизируя ряд отношений между глобальными подсистемами или отношение и напряжение внутри самих систем.
По этой причине дальнейший анализ посвятим интерперсоне.
Интерперсона
Интерперсона — формы социального сознания и бессознательного и их реализация на уровне материальных, социальных и духовных носителей.
Мы можем в интерперсоне вычленить два базовых слоя: групповое сознание и групповое бессознательное. Сами обозначения этих слоев неоднозначны и требуют дополнительного анализа и описания. Я не могу сказать — определения, так объекты такого уровня сложности, на мой взгляд, вообще неопределяемы. Понимание интерперсоны в этой работе относится к метатеории, а не к теории. Если в материальном, социальном групповом сознании мы можем конкретизировать реальные объекты и в некотором приближении строить теоретические построения, то групповое духовное сознание уже мало эксплицируемо на уровне внятного объяснения.
Особенно это касается группового бессознательного.
Читателям более понятна.категория «коллективного бессознательного» К.Г.Юнга. Понятна — наверное, слишком оптимистично сказано. Просто «коллективное бессознательное» наиболее часто употребляемое понятие в психологии.
На мой взгляд, прилагательное «коллективное» в этом словосочетании давно требует основательной ревизии. Понятно, что архетип является неведомым психическим феноменом, но не менее таинственным является коллектив.
Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Само происхождение понятия коллектив уже включает или идеальный посыл — как социальной среды, в которой человеческое существование было бы совершенным, или воспоминание-тоску по обезличенности, безответственности и слиянию с группой.
И в первой, и во второй версии есть множество дополнительных модальностей и вторичных бонусов для индивидуумов (у меня не хватает смелости и воображения, чтобы обозначить их личностями).
Как невозможно сколько-нибудь удовлетворительно перевести содержание архетипического образа на язык мышления, так и трудно описать понятие коллектива, так как нам все время приходится фантазировать, мечтать, впадать в ересь воспоминания о Золотом веке или первобытном коммунизме. За 49 лет мне не удалось познакомиться ни с одним коллективом в реальности социальной жизни.
Коллектив это нечто, что нельзя пережить. Можно придумать, можно построить теорию, даже защитить докторскую диссертацию по психологии или лучше по педагогике.
Меня всегда поражали такие научные работы, когда объект фантомен, и вроде бы попытка описать его на основе собственного психического опыта пахнет шизофренией, но существует экспериментальная стратегия, статистика и как бы объект и предмет.
Несмотря все наше коллективистское желание, индивидуальная позиция каждой отдельной личности зависит от меры значимости для нее групповой деятельности. В связи с этим тезис о том, что в группах высокого уровня развития, т.е. коллективах, цель совместной деятельности принимается всеми членами как своя собственная, выглядит достаточно абсурдным. Всегда существует проблема о мере принятия этой цели каждой личностью в отдельности.
Возможная реальность коллектива, опираясь на данные сравнительных исследований и метафор групповой динамики, обрастает цепью ассоциаций, аргументов, окружающих собой воображаемый образ высшей стадии развития социальной общности.
И потому мне не хочется использовать словосочетание «коллективное бессознательное» как галлюцинации в галлюцинации, хотя, как известно, психологи любят бредить.
Я, без сомнения, мог бы еще несколько страниц написать о понимании коллектива в советской и российской социальной психо-
логии и показать, что я разбираюсь в этой теме. Но мне кажется, что пора уже увидеть — «король-то голый», и не было никакого коллектива как социальной общности, нет, да и не будет в ближайшее некоммунистическое будущее.
Когда мы исследуем элементы группового бессознательного с точки зрения их значения и структуры, мы открываем, что они говорят на универсальном языке метафор и символов. Этот универсальный язык также раскрывает себя как символический язык мифологии, волшебных сказок, духовной традиции и религиозной веры.
Аналогичность и топологическая однозначность сценария стадий развития личности, матричность переживаний духовных прозрений во время прохождения сессий с применением измененных состояний сознания людей, представляющих различные культуры, мифы и традиции различных социальных сообществ, позволяют нам предположить, что в групповом бессознательном на самом деле существуют некие первичные протосценарии, которые отражены Юнгом в архетипах коллективного бессознательного [254].
К.Г.Юнг признавал, что выбор термина коллективного бессознательного недостаточно адекватен и для определения этой сферы основных моделей человеческого опыта и самоосознания ему лучше было в свое время предложить термин «объективная психика».
В качестве более адекватной замены мы бы могли предложить понятие группового бессознательного,но такая замена вызовет огромное количество толкований самого противоречивого характера, благо разночтений этого понятия уже множество.
И потому мы хотим ввести понятие интерперсонального бессознательного, заранее уточнив его содержание и объем.
Во-первых, интерперсональное является фактом проживания индивидуальным свободным сознанием всего эволюционного опыта человечества.
Во-вторых, в интерперсональное включается весь опыт архаического, начиная от ранних языческих и шаманских традиций, заканчивая последними моделями Вселенной на языке физики и астрономии, хотя — если честно признаться — трудно увидеть разницу между мистическим опытом древних и новейшими научными открытиями.
В-третьих, в интерперсональное включается огромное количество методов и техник, которые приводят человека в понимание целостности, или в самую целостность, если повезет или велико у человека намерение.
После этих замечаний мне хочется раскрыть само содержание инерперсоны, как я ее понимаю.
Интерперсона материальная
В первом приближении мы обозначили интерперсону материальную как предметно-материальное оформление социальных статусов и ролей. Без сомнения, такое определение является чрезвычайно суженным и скудным.
Если мы определим интерперсону материальную как предметную бытийную среду существования человечества, то это будет ближе к правде. В этой среде в качестве субъектов выступают не отдельные индивиды, но социальные сообщества. В широком понимании она объединяет по признаку материального существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений.
В философской традиции эта среда дифференцируется на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей, процессов, произведенных человеком.
Мы можем выделить три слоя интерперсонального - материального:
Первый слой — измененная природа.
Природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существовала до определенного момента совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний, но в настоящий момент, на наш взгляд, мы имеем реальность обусловленной сознанием человека природы. Это коренное, постоянное отличие природы Земли как особой формы бытия на современном этапе развития человечества.
Современная природа является реальностью особого рода как взаимобытие или со-бытие с интерперсональными субъектом, носителем которого выступает человечество XXI столетия. Она во многом сохраняет качество объективной и первичной реальности в том смысле, что интерперсональному субъекту позволено быть и существовать благодаря непреходящей природе. Но уже возникла странная и казусная ситуация — Гея уже во власти (предельной власти) человека. В XXI веке на Земле уже танцуют двое Великих — Природа и Сознание. Пока еще туманны перспективы, не так часта гармония, рвана мелодия, но уже танцуется. В этом танце мало взаимопонимания и танцоры больно наступают друг другу на ноги. Иногда он выглядит нелепым и абсурдным по содержанию вызываемых реакций, но танец уже происходит и силы равны, хотя опыт и мастерство несравнимы.
Второй слой — сотворенная материальная среда.
Следует отметить, что бытие человека в мире сотворенных вещей является основным средовым фактором его жизни и базовым структурным компонентом интерперсонального материального. Основная масса людей рождается, социализируется и умирает в среде интерперсонального материального в ее сотворенной форме. Оно представляет высшее проявление неудовлетворво-ренности человеком чистыми дарами природы. Интерперсональное материальное — продукт интеграции человеческого труда с веществом природы, бытие специфически человеческое в исску-ственной среде сотворенного сознанием и энергией человека.
В этой среде чрезвычайно важную функцию выполняют «вещи — орудия», с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир и преобразуют его. С их помощью люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем ее вещественно-энергетической переделки, целенаправленной трансформации в новые вещи, более рационально, экономично и прагматично удовлетворяющие их потребности.
Третий слой — символьно-образно-знаковая информационная среда.
Этот слой является материализацией в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» этого уровня интерперсонального — это материальные предметы и процессы (книги, схемы, чертежи, формулы, картины, проекты, аудио- и видеоносители и др.). Они выполняют функцию не непосредственного изменения реальности, а изменения наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, мотивационную структуру, цели, и выполняют не только функцию социализации, формируют систему знаний, умений и навыков, но реализуют координационную функцию личности и социальных сообществ. Этот слой воплощает в себе различные коды информации, служит средством ее хранения, накопления, передачи. В некотором смысле это символьно-образно-знаковая память человечества,больших и малых социальных сообществ, которая является материальным проводником, хранителем и ретранслятором смыслов.
В конце XX, в начале XXI века возникла идеальная форма третьего слоя — система всемирной паутины — «Интернет».
При анализе всех трех слоев мы можем обнаружить достаточно странную закономерность — восхождение человека от одного слоя к другому и обживание новых слоев интерперсонального как сред существования. Собственно, живущих в условиях первой среды уже встречается чрезвычайно мало. Второй слой является базо-
вым для всех малых и больших городов, формирующих даже свою экологическую нишу со значимой разницей в температуре окружающей среды, содержанием газов в воздухе, со световым и звуковым наполнением и т.д. В XXI веке появились жильцы третьего слоя — которые основное время проводят в сети и там же удовлетворяют свои базовые потребности.
Если первый слой является энергетической и вещной базой, а вещи второго слоя служат прямым орудием адаптации, то третий слой обеспечивает целенаправленность человеческой деятельности, как на уровне индивидуальности, так и общностей различного масштаба и сложностей. Механическая структурная мозаика людей и сред трех слоев не создает целостное системное образование — интерперсональное материальное. Для его существования необходима сложная интегрирующая совокупность внутренних связей между всеми тремя слоями.
Роль и место человека как элемента среды зависит от присваи-мых ему функций.
На уровне первого слоя человек является сущностно животным предметом, выступающим в качестве или самки, или самца, или пищи, или части стадного сообщества, находящимся в иерархии подавления — подчинения — доминирования — конкуренции над пищевыми ресурсами и ресурсами воспроизводства.
На уровне второго слоя функции людей в качестве предметов среды обеспечиваются достаточно устойчивыми, воспроизводимыми связями и отношениями, которые обозначаются общественными. Значимость людей как предметов социального пространства зависит от выполнения разделенных в процессе общественной деятельности функций, а так же местом при разделении совместно созданных результатов человеческой активности: готовых продуктов и средств их создания.
Если в первом слое важны биологические переменные, во втором — социальные характеристики личности, то в третьем слое человек становится больше символической и условной предметной реальностью.
Всемирная паутина не только сформировала всеединство потребителей, но и логически завершила процесс нивелировки индивидуального начала человека и превращения его в символический коммуникативный предмет. Возникла трудно определяемая (фактически не определяемая вообще) общность людей вместо имен с «ни-ками» и названиями почтовых ящиков в сети. В пике третьего слоя человек распредмечен, физически не является собой, индивидом, личностью. Он является абстрактным представителем компьютер-
ной сетевой общности, его потребителем, коммуникатором и энергетической средой.
Завершен процесс отрыва человека от физически и социально репрезентированной среды. Не стало человека с реальными качествами и индивидуальными особенностями. Он стал ограниченной и стереотипизированной абстракцией, символом, образом, знаком.
Интерперсона социальная
Социальное бытие человека на уровне индивидуального («социальное Эго» — функционирование отдельного человека в обществе и в процессе истории), мы уже достаточно подробно разобрали в предыдущих разделах книги.
В этом параграфе мы хотим сделать экскурс в бытие общества как глобальной социокультурной общности.
В предыдущем параграфе мы достаточно подробно раскрыли интерперсону материальную как способность хранить и передавать информацию через предметы окружающей среды. Без сомнения, эта овеществленная информация в форме предметов потребления и средового фактора является неотьемлемым элементом социальной системы, и в силу того, что интерперсона материальная подвержена постоянному воздействию со стороны человека и природы, находится в постоянном изменении, вместе с ней меняется и интерперсона социальная.
В первом приближении интерперсону социальную мы определили как систему интеракций и отношений, обусловленных статусно-ролевыми идентификациями в социальных сообществах, то есть она является социальной системой — группой определенного типа, характеризующейся специфическим распределением социальных ролей. При этом определении мы упускаем множество значимых компонентов интерперсонального социального, которые с одной стороны — предзаданы для человека как система социализации, с другой стороны имеют реальную регулятивную функцию. Интерперсона социальная включает и культурную среду, которая не является в современном мире целенаправленной социализирующей системой, но формирует базовые представления человека о мире, систему образов и языка, верований, приоритетных знаний и умений, обычаев, форм трудовой и празднично-обрядовой жизни, системы фольклора. Заложенные в ней традиции регулируют половые, возрастные, семейные, клановые, национальные, трудовые, межпоколенные отношения, ценности и установки. То есть с другой стороны, она является носителем нормативно-ценностных установок, возникающих в рамках культуры.
Таким образом, интерперсона социальная — это интегрированная коммуникативная социальная среда, обеспечивающая формирование и функционирование личности с одной стороны, с другой — регулирующая и контролирующая все возможные ее формы активности.
Как мы уже указывали выше, интерперсоне социальной присущи те же тенденции, что и личности как системе: экспансивная, трансформационная, консервативная. Она обладает целостностью, которая обеспечивается благодаря функционированию определенной системы реализации гомеостатической (консервативной) тенденции. В динамическом аспекте равновесие и целостность системы достигаются в результате сложного взаимодействия всех компонентов интерперсоны через неизбежное прохождение через определенные точки кризисов, социальной напряженности и фрустрации.
Интерперсону социальную мы рассматриваем как интегрированные единства, независимо от того, по каким основаниям мы их дифференцируем, по количеству (диады, малые группы, большие группы, социальные мегасистемы), по профессиональным признакам (учителя, студенты, шахтеры), по степени милитаризации (гражданские, военные), по интересам (любители пива, футбольные фанаты, шахматные клубы), по времени существования (толпа на автобусной остановке или народ Израиля) и др.
Она наделена своей собственной способностью к жизни, которая протекает во времени, несмотря на обретение или потерю членов, изменения, происходящие в частях, входящих в нее на правах подгрупп или членов.
Интерперсона социальная как всякая живая система имеет базовые качества или аспекты функционирования:
1. Энергетическая поддержка, воспроизводство компонентов и сложившихся форм.
2. Интеграция составляющих ее подсистем (подсообществ, групп, членов) или при помощи мотивационного единства, или власти, или цели и т.д.
3. Адаптация системы к изменяющимся условиям среды.
Как любой системе, интерперсоне присущи все фазы: рождение, развитие и стагнация — смерть. Неважно, то ли это диада (муж с женой или двое влюбленных), большая этническая группа или сверхдержава (Советский Союз).
Причины смерти интерперсоны следующие:
1. Взрыв — возникает шоковая социальная напряженность, которая приводит к возникновению дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы.
2. Медленная смерть:
а) тихая инволюция из-за дефицита воспроизводства компонен
тов или прекращения их энергетической поддержки;
б) затухание и исчезновение интегрирующих факторов;
в) деструкция адаптивных механизмов.
Мне не хочется на такой печальной ноте заканчивать описание интерперсоны социальной. Тем более что, несмотря на частности, ее существование на глобальном уровне (человеческой цивилизации) нами не может быть описано как в момент зарождения, так и в момент смерти. И вправду, говоря словами великого Омара Хайяма, ответ на вопрос «...откуда мы пришли, куда уйдем отселе...» нам неизвестен. Хотя факт понятен, что откуда-то пришли, и факт понятен, что уйдем, но и то, и другое в тумане. И хотя крик рождения человечества во Вселенной был услышан и одинокий крест в космосе маячит...
Интерперсона духовная
На уровне персоны мы с вами уже подробно разобрали бытие индивидуализированного духовного. В этом параграфе мы остановимся на социальном духовном, которое является по отношению к индивиду объективированным духовным, но одновременно всегда презентировано в социальной среде определенной группой лиц. Интерперсона духовная — система морально-этических, экзистенциальных ценностей и норм социальных сообществ. Здесь как важный средовой фактор присутствуют человеческая этика, моральные ценности, представления о добре и зле как высших категориях бытия в мире. Именно через моральные, экзистенциальные ценности интерперсональное духовное ориентирует и координирует человека в его чувствах, мышлении и поведении, направляя и корректируя свободную волю.
Оно содержит универсальные моральные ценности, требования и опирается на общие представления о добродетельном, правильном, достойном поведении, мышлении, чувствовании.
Социальная мораль и базовые экзистенции интерперсонального манифестируются ее носителями. Есть классические носители — воспитатели в детских учреждениях, учителя в школе, священники в церкви, ламы в дацане, преподаватели в вузе, которые всегда готовы активно внедрить в личность общественные моральные ценности в императивной форме.
Их можно обозначить специалистами в нравственном воспитании, так как именно на них возлагается функция морального и экзи- : стенционального воспроизводства социального сообщества. Имен-
i
но в силу того, что им делегирована функция «знания», что такое добро, что такое зло, зачем живет человек и в чем смысл, как устроен мир..., ценности провозглашаются ими в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в понимании, поведении, действиях, эмоциональном реагировании.
Но в любой реальной жизненной ситуации в зависимости от степени значимости социального окружения есть «случайные референты», которые могут не менее интенсивно проявить или функцию нравственного цензора, или раскрыть экзистенции с неменьшей глубиной. В их качестве могут выступать люди любого возраста и образования, пола и культуры: случайный попутчик в поезде, бомж, сосед по столу на банкете... И это может быть не лекция или беседа, а слово и взгляд.
Без сомнения, как «классические носители», так и «случайные референты» важны как структурные компоненты духовной интерперсоны. Важнее понимать другое: интерперсона духовная - это интегрированная социальная среда, которая закладывает необходимость следования моральным нормам, формирует экзистенциальные ценности, постоянно корректируя и трансформируя их содержание в процессе развития личности.
Высшая функция интерперсоны духовной — формирование долженствования моральным ценностям (долг — перед собой, миром, людьми), реальной нравственности личности, совести. Что касается интроекции содержания этого интерперсонального на уровне личности, оно обозначается как духовное развитие личности — понятие, употребляемое в философских, этических и психологических текстах как обозначающее процесс индивидуации, самопознания, интеграции сознания, восстановления психической целостности и, с другой стороны, определяющее меру его успешности. Этот поиск душевной гармонии, единства сознания является главным фактором, обуславливающим позитивность изменений, трансформации психики индивидуума, здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации.