Интегративная модель психического

В первой главе мы вычленили в уровневой организации психи­ческой реальности три базовые структуры: персона, интерперсо­на, трансперсона.

На верхнем уровне нами выделяется персона, которая полнос­тью охватывают возможную феноменологию человеческой пси­хики, начиная от физиологических и соматических составляющих до трансперсональной, но имеющих инстрапсихический характер. На уровне структурной дифференциации мы выделяли матери­альное Эго, социальное Эго, духовное Эго.

Мы провели подробный анализ вычлененных структур и указа­ли, что с ними взаимодействует индивидуальное свободное созна­ние, наполняя содержанием, проблематизируя ряд отношений меж­ду глобальными подсистемами или отношение и напряжение внут­ри самих систем.

По этой причине дальнейший анализ посвятим интерперсоне.

Интерперсона

Интерперсона — формы социального сознания и бессознатель­ного и их реализация на уровне материальных, социальных и ду­ховных носителей.

Мы можем в интерперсоне вычленить два базовых слоя: груп­повое сознание и групповое бессознательное. Сами обозначения этих слоев неоднозначны и требуют дополнительного анализа и описания. Я не могу сказать — определения, так объекты такого уровня сложности, на мой взгляд, вообще неопределяемы. Пони­мание интерперсоны в этой работе относится к метатеории, а не к теории. Если в материальном, социальном групповом сознании мы можем конкретизировать реальные объекты и в некотором при­ближении строить теоретические построения, то групповое духов­ное сознание уже мало эксплицируемо на уровне внятного объяс­нения.

Особенно это касается группового бессознательного.

Читателям более понятна.категория «коллективного бессозна­тельного» К.Г.Юнга. Понятна — наверное, слишком оптимистич­но сказано. Просто «коллективное бессознательное» наиболее ча­сто употребляемое понятие в психологии.

На мой взгляд, прилагательное «коллективное» в этом слово­сочетании давно требует основательной ревизии. Понятно, что архетип является неведомым психическим феноменом, но не ме­нее таинственным является коллектив.

Коллектив - группа объединенных общими целями и задача­ми людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Само происхождение понятия коллектив уже включает или идеальный посыл — как со­циальной среды, в которой человеческое существование было бы совершенным, или воспоминание-тоску по обезличенности, бе­зответственности и слиянию с группой.

И в первой, и во второй версии есть множество дополнительных модальностей и вторичных бонусов для индивидуумов (у меня не хватает смелости и воображения, чтобы обозначить их личностями).

Как невозможно сколько-нибудь удовлетворительно перевести содержание архетипического образа на язык мышления, так и труд­но описать понятие коллектива, так как нам все время приходится фантазировать, мечтать, впадать в ересь воспоминания о Золотом веке или первобытном коммунизме. За 49 лет мне не удалось позна­комиться ни с одним коллективом в реальности социальной жизни.

Коллектив это нечто, что нельзя пережить. Можно придумать, можно построить теорию, даже защитить докторскую диссерта­цию по психологии или лучше по педагогике.

Меня всегда поражали такие научные работы, когда объект фан­томен, и вроде бы попытка описать его на основе собственного психического опыта пахнет шизофренией, но существует экспе­риментальная стратегия, статистика и как бы объект и предмет.

Несмотря все наше коллективистское желание, индивидуальная позиция каждой отдельной личности зависит от меры значимости для нее групповой деятельности. В связи с этим тезис о том, что в группах высокого уровня развития, т.е. коллективах, цель совмест­ной деятельности принимается всеми членами как своя собствен­ная, выглядит достаточно абсурдным. Всегда существует проблема о мере принятия этой цели каждой личностью в отдельности.

Возможная реальность коллектива, опираясь на данные срав­нительных исследований и метафор групповой динамики, обрас­тает цепью ассоциаций, аргументов, окружающих собой вообра­жаемый образ высшей стадии развития социальной общности.

И потому мне не хочется использовать словосочетание «кол­лективное бессознательное» как галлюцинации в галлюцинации, хотя, как известно, психологи любят бредить.

Я, без сомнения, мог бы еще несколько страниц написать о по­нимании коллектива в советской и российской социальной психо-

логии и показать, что я разбираюсь в этой теме. Но мне кажется, что пора уже увидеть — «король-то голый», и не было никакого коллектива как социальной общности, нет, да и не будет в ближай­шее некоммунистическое будущее.

Когда мы исследуем элементы группового бессознательного с точки зрения их значения и структуры, мы открываем, что они говорят на универсальном языке метафор и символов. Этот уни­версальный язык также раскрывает себя как символический язык мифологии, волшебных сказок, духовной традиции и религиоз­ной веры.

Аналогичность и топологическая однозначность сценария ста­дий развития личности, матричность переживаний духовных про­зрений во время прохождения сессий с применением изменен­ных состояний сознания людей, представляющих различные куль­туры, мифы и традиции различных социальных сообществ, позволяют нам предположить, что в групповом бессознательном на самом деле существуют некие первичные протосценарии, ко­торые отражены Юнгом в архетипах коллективного бессознатель­ного [254].

К.Г.Юнг признавал, что выбор термина коллективного бессоз­нательного недостаточно адекватен и для определения этой сфе­ры основных моделей человеческого опыта и самоосознания ему лучше было в свое время предложить термин «объективная пси­хика».

В качестве более адекватной замены мы бы могли предложить понятие группового бессознательного,но такая замена вызовет огромное количество толкований самого противоречивого харак­тера, благо разночтений этого понятия уже множество.

И потому мы хотим ввести понятие интерперсонального бес­сознательного, заранее уточнив его содержание и объем.

Во-первых, интерперсональное является фактом проживания индивидуальным свободным сознанием всего эволюционного опы­та человечества.

Во-вторых, в интерперсональное включается весь опыт архаи­ческого, начиная от ранних языческих и шаманских традиций, за­канчивая последними моделями Вселенной на языке физики и ас­трономии, хотя — если честно признаться — трудно увидеть раз­ницу между мистическим опытом древних и новейшими научными открытиями.

В-третьих, в интерперсональное включается огромное количе­ство методов и техник, которые приводят человека в понимание целостности, или в самую целостность, если повезет или велико у человека намерение.

После этих замечаний мне хочется раскрыть само содержание инерперсоны, как я ее понимаю.

Интерперсона материальная

В первом приближении мы обозначили интерперсону матери­альную как предметно-материальное оформление социальных ста­тусов и ролей. Без сомнения, такое определение является чрезвы­чайно суженным и скудным.

Если мы определим интерперсону материальную как предмет­ную бытийную среду существования человечества, то это будет ближе к правде. В этой среде в качестве субъектов выступают не отдельные индивиды, но социальные сообщества. В широком по­нимании она объединяет по признаку материального существова­ния все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений.

В философской традиции эта среда дифференцируется на бы­тие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей, процессов, произведенных человеком.

Мы можем выделить три слоя интерперсонального - матери­ального:

Первый слой — измененная природа.

Природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность суще­ствовала до определенного момента совершенно независимо от со­знания человека, независимо от его воли и субъективных жела­ний, но в настоящий момент, на наш взгляд, мы имеем реальность обусловленной сознанием человека природы. Это коренное, по­стоянное отличие природы Земли как особой формы бытия на со­временном этапе развития человечества.

Современная природа является реальностью особого рода как взаимобытие или со-бытие с интерперсональными субъектом, но­сителем которого выступает человечество XXI столетия. Она во многом сохраняет качество объективной и первичной реальности в том смысле, что интерперсональному субъекту позволено быть и существовать благодаря непреходящей природе. Но уже возникла странная и казусная ситуация — Гея уже во власти (предельной власти) человека. В XXI веке на Земле уже танцуют двое Великих — Природа и Сознание. Пока еще туманны перспективы, не так час­та гармония, рвана мелодия, но уже танцуется. В этом танце мало взаимопонимания и танцоры больно наступают друг другу на ноги. Иногда он выглядит нелепым и абсурдным по содержанию вызы­ваемых реакций, но танец уже происходит и силы равны, хотя опыт и мастерство несравнимы.

Второй слой — сотворенная материальная среда.

Следует отметить, что бытие человека в мире сотворенных ве­щей является основным средовым фактором его жизни и базо­вым структурным компонентом интерперсонального материаль­ного. Основная масса людей рождается, социализируется и уми­рает в среде интерперсонального материального в ее сотворенной форме. Оно представляет высшее проявление неудовлетворво-ренности человеком чистыми дарами природы. Интерперсональ­ное материальное — продукт интеграции человеческого труда с веществом природы, бытие специфически человеческое в исску-ственной среде сотворенного сознанием и энергией человека.

В этой среде чрезвычайно важную функцию выполняют «вещи — орудия», с помощью которых люди оказывают воздействие на ок­ружающий их реальный мир и преобразуют его. С их помощью люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем ее вещественно-энергетической переделки, целе­направленной трансформации в новые вещи, более рационально, экономично и прагматично удовлетворяющие их потребности.

Третий слой — символьно-образно-знаковая информационная среда.

Этот слой является материализацией в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носите­ли» этого уровня интерперсонального — это материальные пред­меты и процессы (книги, схемы, чертежи, формулы, картины, про­екты, аудио- и видеоносители и др.). Они выполняют функцию не непосредственного изменения реальности, а изменения наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стрем­ления, мотивационную структуру, цели, и выполняют не только функцию социализации, формируют систему знаний, умений и навыков, но реализуют координационную функцию личности и со­циальных сообществ. Этот слой воплощает в себе различные коды информации, служит средством ее хранения, накопления, переда­чи. В некотором смысле это символьно-образно-знаковая память человечества,больших и малых социальных сообществ, которая является материальным проводником, хранителем и ретранслято­ром смыслов.

В конце XX, в начале XXI века возникла идеальная форма тре­тьего слоя — система всемирной паутины — «Интернет».

При анализе всех трех слоев мы можем обнаружить достаточно странную закономерность — восхождение человека от одного слоя к другому и обживание новых слоев интерперсонального как сред существования. Собственно, живущих в условиях первой среды уже встречается чрезвычайно мало. Второй слой является базо-

вым для всех малых и больших городов, формирующих даже свою экологическую нишу со значимой разницей в температуре окру­жающей среды, содержанием газов в воздухе, со световым и зву­ковым наполнением и т.д. В XXI веке появились жильцы третьего слоя — которые основное время проводят в сети и там же удовлет­воряют свои базовые потребности.

Если первый слой является энергетической и вещной базой, а вещи второго слоя служат прямым орудием адаптации, то третий слой обеспечивает целенаправленность человеческой деятельно­сти, как на уровне индивидуальности, так и общностей различного масштаба и сложностей. Механическая структурная мозаика лю­дей и сред трех слоев не создает целостное системное образова­ние — интерперсональное материальное. Для его существования необходима сложная интегрирующая совокупность внутренних связей между всеми тремя слоями.

Роль и место человека как элемента среды зависит от присваи-мых ему функций.

На уровне первого слоя человек является сущностно животным предметом, выступающим в качестве или самки, или самца, или пищи, или части стадного сообщества, находящимся в иерархии подавления — подчинения — доминирования — конкуренции над пищевыми ресурсами и ресурсами воспроизводства.

На уровне второго слоя функции людей в качестве предметов среды обеспечиваются достаточно устойчивыми, воспроизводимы­ми связями и отношениями, которые обозначаются общественны­ми. Значимость людей как предметов социального пространства зависит от выполнения разделенных в процессе общественной де­ятельности функций, а так же местом при разделении совместно созданных результатов человеческой активности: готовых продук­тов и средств их создания.

Если в первом слое важны биологические переменные, во вто­ром — социальные характеристики личности, то в третьем слое че­ловек становится больше символической и условной предметной ре­альностью.

Всемирная паутина не только сформировала всеединство потре­бителей, но и логически завершила процесс нивелировки индиви­дуального начала человека и превращения его в символический коммуникативный предмет. Возникла трудно определяемая (факти­чески не определяемая вообще) общность людей вместо имен с «ни-ками» и названиями почтовых ящиков в сети. В пике третьего слоя человек распредмечен, физически не является собой, индивидом, личностью. Он является абстрактным представителем компьютер-

ной сетевой общности, его потребителем, коммуникатором и энер­гетической средой.

Завершен процесс отрыва человека от физически и социально репрезентированной среды. Не стало человека с реальными каче­ствами и индивидуальными особенностями. Он стал ограниченной и стереотипизированной абстракцией, символом, образом, знаком.

Интерперсона социальная

Социальное бытие человека на уровне индивидуального («со­циальное Эго» — функционирование отдельного человека в обще­стве и в процессе истории), мы уже достаточно подробно разобра­ли в предыдущих разделах книги.

В этом параграфе мы хотим сделать экскурс в бытие общества как глобальной социокультурной общности.

В предыдущем параграфе мы достаточно подробно раскрыли ин­терперсону материальную как способность хранить и передавать информацию через предметы окружающей среды. Без сомнения, эта овеществленная информация в форме предметов потребления и средового фактора является неотьемлемым элементом социаль­ной системы, и в силу того, что интерперсона материальная подвер­жена постоянному воздействию со стороны человека и природы, находится в постоянном изменении, вместе с ней меняется и интер­персона социальная.

В первом приближении интерперсону социальную мы опреде­лили как систему интеракций и отношений, обусловленных статус­но-ролевыми идентификациями в социальных сообществах, то есть она является социальной системой — группой определенного типа, характеризующейся специфическим распределением социальных ролей. При этом определении мы упускаем множество значимых компонентов интерперсонального социального, которые с одной сто­роны — предзаданы для человека как система социализации, с дру­гой стороны имеют реальную регулятивную функцию. Интерпер­сона социальная включает и культурную среду, которая не является в современном мире целенаправленной социализирующей систе­мой, но формирует базовые представления человека о мире, систе­му образов и языка, верований, приоритетных знаний и умений, обы­чаев, форм трудовой и празднично-обрядовой жизни, системы фоль­клора. Заложенные в ней традиции регулируют половые, возрастные, семейные, клановые, национальные, трудовые, меж­поколенные отношения, ценности и установки. То есть с другой сто­роны, она является носителем нормативно-ценностных установок, возникающих в рамках культуры.

Таким образом, интерперсона социальная — это интегриро­ванная коммуникативная социальная среда, обеспечивающая формирование и функционирование личности с одной стороны, с другой — регулирующая и контролирующая все возможные ее формы активности.

Как мы уже указывали выше, интерперсоне социальной при­сущи те же тенденции, что и личности как системе: экспансив­ная, трансформационная, консервативная. Она обладает целост­ностью, которая обеспечивается благодаря функционированию определенной системы реализации гомеостатической (консерва­тивной) тенденции. В динамическом аспекте равновесие и целос­тность системы достигаются в результате сложного взаимодей­ствия всех компонентов интерперсоны через неизбежное про­хождение через определенные точки кризисов, социальной напряженности и фрустрации.

Интерперсону социальную мы рассматриваем как интегриро­ванные единства, независимо от того, по каким основаниям мы их дифференцируем, по количеству (диады, малые группы, большие группы, социальные мегасистемы), по профессиональным призна­кам (учителя, студенты, шахтеры), по степени милитаризации (гражданские, военные), по интересам (любители пива, футболь­ные фанаты, шахматные клубы), по времени существования (тол­па на автобусной остановке или народ Израиля) и др.

Она наделена своей собственной способностью к жизни, кото­рая протекает во времени, несмотря на обретение или потерю чле­нов, изменения, происходящие в частях, входящих в нее на правах подгрупп или членов.

Интерперсона социальная как всякая живая система имеет ба­зовые качества или аспекты функционирования:

1. Энергетическая поддержка, воспроизводство компонентов и сложившихся форм.

2. Интеграция составляющих ее подсистем (подсообществ, групп, членов) или при помощи мотивационного единства, или власти, или цели и т.д.

3. Адаптация системы к изменяющимся условиям среды.

Как любой системе, интерперсоне присущи все фазы: рожде­ние, развитие и стагнация — смерть. Неважно, то ли это диада (муж с женой или двое влюбленных), большая этническая группа или сверхдержава (Советский Союз).

Причины смерти интерперсоны следующие:

1. Взрыв — возникает шоковая социальная напряженность, ко­торая приводит к возникновению дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы.

2. Медленная смерть:

а) тихая инволюция из-за дефицита воспроизводства компонен­
тов или прекращения их энергетической поддержки;

б) затухание и исчезновение интегрирующих факторов;

в) деструкция адаптивных механизмов.

Мне не хочется на такой печальной ноте заканчивать описание интерперсоны социальной. Тем более что, несмотря на частности, ее существование на глобальном уровне (человеческой цивилиза­ции) нами не может быть описано как в момент зарождения, так и в момент смерти. И вправду, говоря словами великого Омара Хай­яма, ответ на вопрос «...откуда мы пришли, куда уйдем отселе...» нам неизвестен. Хотя факт понятен, что откуда-то пришли, и факт понятен, что уйдем, но и то, и другое в тумане. И хотя крик рожде­ния человечества во Вселенной был услышан и одинокий крест в космосе маячит...

Интерперсона духовная

На уровне персоны мы с вами уже подробно разобрали бытие индивидуализированного духовного. В этом параграфе мы остано­вимся на социальном духовном, которое является по отношению к индивиду объективированным духовным, но одновременно всегда презентировано в социальной среде определенной группой лиц. Интерперсона духовная — система морально-этических, экзистен­циальных ценностей и норм социальных сообществ. Здесь как важ­ный средовой фактор присутствуют человеческая этика, мораль­ные ценности, представления о добре и зле как высших категори­ях бытия в мире. Именно через моральные, экзистенциальные ценности интерперсональное духовное ориентирует и координи­рует человека в его чувствах, мышлении и поведении, направляя и корректируя свободную волю.

Оно содержит универсальные моральные ценности, требова­ния и опирается на общие представления о добродетельном, пра­вильном, достойном поведении, мышлении, чувствовании.

Социальная мораль и базовые экзистенции интерперсональ­ного манифестируются ее носителями. Есть классические носите­ли — воспитатели в детских учреждениях, учителя в школе, свя­щенники в церкви, ламы в дацане, преподаватели в вузе, которые всегда готовы активно внедрить в личность общественные мораль­ные ценности в императивной форме.

Их можно обозначить специалистами в нравственном воспита­нии, так как именно на них возлагается функция морального и экзи- : стенционального воспроизводства социального сообщества. Имен-

i

но в силу того, что им делегирована функция «знания», что такое добро, что такое зло, зачем живет человек и в чем смысл, как устроен мир..., ценности провозглашаются ими в такой форме, которая ука­зывает на необходимость их практического воплощения в понима­нии, поведении, действиях, эмоциональном реагировании.

Но в любой реальной жизненной ситуации в зависимости от степени значимости социального окружения есть «случайные ре­ференты», которые могут не менее интенсивно проявить или фун­кцию нравственного цензора, или раскрыть экзистенции с немень­шей глубиной. В их качестве могут выступать люди любого возрас­та и образования, пола и культуры: случайный попутчик в поезде, бомж, сосед по столу на банкете... И это может быть не лекция или беседа, а слово и взгляд.

Без сомнения, как «классические носители», так и «случайные референты» важны как структурные компоненты духовной интер­персоны. Важнее понимать другое: интерперсона духовная - это интегрированная социальная среда, которая закладывает необ­ходимость следования моральным нормам, формирует экзистен­циальные ценности, постоянно корректируя и трансформируя их содержание в процессе развития личности.

Высшая функция интерперсоны духовной — формирование долженствования моральным ценностям (долг — перед собой, ми­ром, людьми), реальной нравственности личности, совести. Что касается интроекции содержания этого интерперсонального на уровне личности, оно обозначается как духовное развитие личнос­ти — понятие, употребляемое в философских, этических и психо­логических текстах как обозначающее процесс индивидуации, са­мопознания, интеграции сознания, восстановления психической целостности и, с другой стороны, определяющее меру его успеш­ности. Этот поиск душевной гармонии, единства сознания являет­ся главным фактором, обуславливающим позитивность изменений, трансформации психики индивидуума, здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации.

Наши рекомендации