Пространство состояний сознания

Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его специфические качества, мы предлагаем вашему вниманию сле­дующую карту уровней измененных состояний сознания.

Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употреб­ляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные

по объему и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержа­ния сознания в зависимости от среды идентификации.

Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем вашему вниманию континуум уровней измененности сознания (рис. 2), в котором крайние шкалы следующие: + 1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.


пространство состояний сознания - student2.ru

+ 1 ПСС ОСС

тсс о нес

PCC - 1 ПдСС

Рис. 2. Континуум уровней измененности сознания

У нас нет уверенности в том, что состояние четкого, ясного, полно­го сознания является приоритетом обычного состояния сознания, Более того, у нас есть предположение, что это состояние полноты осоз­нания не столь часто бывает в обычном (обыденном) состоянии со­знания (ОСС).

Полное, четкое, ясное осознание связано с такими состояниями сознания, как инсайт (от англ. insight — 'проницательность', 'ус­мотрение') в гештальт-теории. В русском языке есть очень емкое слово «озарение», означающее сиюминутное охватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внут­ренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое со­стояние сознания в смысле его полноты и ясности. Трудно даже предположить существование человека, который находится все время в состоянии инсайта, или озарения.

Для обычного, обыденного состояния сознания больше прдхо-дит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирую­щего в пределах от +1 до 0, то есть в пространстве от полного осоз­нания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния со­знания (ТСС).

С одной стороны, мы должны признать, что для характеристики «плавающего осознания» больше подходят метафоры Н. Гурджие-ва, который предполагал, что элемент неосознания в жизни людей

велик. По его мнению, почти все люди представляют собой «маши­ны», не осознающие себя. Поведение и деятельность их автомати­зированы, алгоритмизированы, заданы социальными программа­ми и генетическим потенциалом.

С другой стороны, мы должны признать естественность «пла­вающего осознания» и его самодостаточность в потоке обыден­ной реальности, в которой приобретенные навыки, автоматизмы социального взаимодействия и внутренней работы имеют поло­жительный смысл в аспекте экономии психической и физичес­кой энергии.

Чтобы конкретнее обозначить карту пространства «плавающе­го осознания», опишем более подробно те состояния сознания, ко­торые мы определили как «трансовое» (ТСС) и «нулевое» (НСС).

Определяя трансовые (франц. transe — 'оцепенение') состоя­ния сознания, сразу обозначим объем этого понятия как необыч­ное состояние обычного сознания. В психотерапии и психиатрии транс понимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем.

Трансовые состояния сознания характеризуются особой отре­шенностью сознания, вызываемой произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, рели­гиозные обряды, камлания шаманов), на сеансах самовнушения и гипнотического воздействия (при направленных визуализациях, медитациях)) или возникающей спонтанно при «застревании» вни­мания на объектах интроспекции или качествах восприятия вне­шних предметов. К спонтанным трансовым состояния^ можно от­нести также суженные состояния сознания, возникающие в резуль­тате развития психического заражения (коллективных трансов, массовидных психических явлений) [27, 56, 62, 83, 130].

В трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит перераспределение внимания и спад функций планирования. Как при целенаправленном вызывании транса, так и при спонтанном «выпадении» в транс происходит усиление репродуктивной актив­ности сознания, возникают яркие зрительные образы прошлого и проявляется повышенная способность к фантазированию, усили­вается тенденция к устойчивому искажению реальности. При этом человек может не замечать перехода от ОСС к ТСС и обратно.

Сужение сознания в трансовом состоянии особенно заметно в психотерапевтических сессиях (сеансах релаксации, направлен­ных визуализаций, настроек, эриксонианского и прямого гипноза и т. д.), особенно при фиксации на каком-либо ощущении, символе, образе, то есть ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспроизведений, а также регулярном возврате к ним.

Вне сомнения, при хорошо отработанной технологии сужение со­знания усиливается, снижается количество и качество осознава­емых явлений, уменьшается число анализируемых вариантов, воз­никает феномен «буквализма» и заметно увеличивается суггес­тивность.

Качественной характеристикой «нулевого» состояния сознания является полное отсутствие всякого осознания. При этом наблю­дается полная аутизация сенсорной сферы, воспоминания о пери­оде «нулевого» состояния сознания отсутствуют. Такое «выпаде­ние» осознания по ощущениям очень похоже на глубокий сон.

Еще раз подчеркнем, что эти состояния сознания являются нор­мой для ОСС. В любой момент времени возможен быстрый пере­ход к состояниям, близким в континууме к +1 с адекватной оцен­кой и взаимодействием с внешним и внутренним миром в «здесь и сейчас».

Об особенностях РСС мы уже говорили выше. Хочется отме­тить дополнительно, что в РСС также достаточно часто встречают­ся «нулевые» состояния сознания.

Под психоделическими состояниями сознания (ПдСС) мы по­нимаем изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые появились в результате очень длительного и интенсивно­го применения других способов вхождения в ИСС. Психоделичес­кие состояния сознания могут быть индуцированы реальными жиз­ненными обстоятельствами. Таковыми являются предсмертные со­стояния, описанные Р. Моуди, состояния, характеризующиеся повышенными психическими и физическими возможностями (сверхбодрствование, сатори, проявления различных сидхи), транс­персональные переживания, вызванные болевым или психологи* ческим шоком и др. К естественным психоделическим состояниям мы можем отнести также осознаваемые (ясные) эмоционально насыщенные сновидения, «просоночные состояния сознания».

Расширенные и психоделические состояния составляют особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих с множеством патологических состояний, являющихся областью деятельности психиатрии. Психоделические и расширенные состояния харак­теризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыс­лительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным пове­дением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качествен­ные изменения, но в отличие от бредовых состояний в нем не на-

блюдается грубых нарушений. В психоделических состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью. Как пишет Станислав Гроф, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях [30].

Весьма важным и характерным аспектом психоделических со­стояний являются необычные изменения в чувственном восприя­тии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, у нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, ми­фологических сфер. Иногда все это сопровождается широким ди­апазоном переживаний, в которых задействованы различные зву­ки, запахи, физические и вкусовые ощущения.

Эмоции, связанные с психоделическими и расширенными со­стояниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта — от чувств эк­статического восторга, небесного блаженства и непостижимого по­коя до чудовищного ужаса, неудержимого гнева, бездонного отча­яния, гложущей вины и других крайних проявлений эмоциональ­ного страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с описаниями! адских мук в великих религиях мира.

Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физи­ческие ощущения — в зависимости от содержания переживания это может быть как ощущение необычайного здоровья и благопо­лучия, оптимального физиологического функционирования и нео­бычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний диском­форт, например, мучительные боли, давление, тошнота или чув­ство удушья.

Особенно интересным аспектом расширенных и психоделичес­ких состояний является их воздействие на процессы мышления. Как показывает наш экспериментальный опыт, интеллект не по­лучает повреждений, но работа его весьма отличается от обычного функционального режима. Как отмечает Ст. Гроф, хотя в таких со­стояниях мы не можем положиться на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться по­ток удивительной (нрвой информации, касающейся великого мно­жества других моментов. Нас могут посетить глубокие психологи­ческие прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоцио­нальные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем так­же испытать необычайные откровения, затрагивающие различные

аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу обра­зовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство инте­реснейших прозрений, которые открываются в холотропных со­стояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем [30, 31, 34].

Мы можем перечислить несколько переменных, которые адек­ватно отражают качество глубины измененности сознания:

1) уровень аутизации сенсорной сферы:
min = +1,

max = — 1;

2) время выхода из ИСС:

0 или несколько секунд — ТСС, несколько минут или часов — РСС, несколько часов или суток — ПдСС;

3) степень психологической «включенности», «проживания»,
эмоциональной вовлеченности в происходящее:

max = +1 — в хилотропную или объективную реальность; max = — 1 — в холотропную или реальность «истых галлю­цинаций».

Способы вхождения в измененные состояния сознания

Особенности вхождения в ИСС во многом определяются спосо­бами, при помощи которых человек исследует свою внутреннюю картографию. Далее мы очень схематично опишем эти способы. Тем более что человечеством накоплен богатый, великолепный арсенал как естественных, базирующихся на ресурсных возможностях са­мой психики, так и искусственных, с использованием различных веществ, способов вхождения в измененные состояния сознания [30, 45, 46, 62, 78].

Самое интересное, с чем мы столкнулись, анализируя истоки при­менения расширенных состояний сознания, это тот удивительный факт, что во многих культурах любая духовная практика была связа­на с необычными состояниями сознания. Истоки использования нео­бычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения1 человеческой цивилизации. Согласно археологичес­ким исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоро­нений, шаманизм насчитывает около 40 000 лет [56, 68, 73, в5,^ 135, 142, 209, 247]. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сфор­мировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антрополо1 гами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализированные формы измененных состоя-

ний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день явля­ются центральными для эзотерических течений канонических ре­лигий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, су­физма в исламе, различных йогических практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме. В разных культурах и рели­гиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний сознания.

Многолетняя работа с измененными состояниями привела нас к самому примитивному способу классификации методов и техник изменения состояния сознания. Мы можем вычленить некий кон­тинуум распределения плотности стимульного поля жизни во вре­мени и пространстве. Изменение сознания всегда является или искусственной, или спонтанно естественной (заданной ситуацией жизни) манипуляцией интенсивности стимульного поля. Для бо­лее детальной демонстрации нарисуем схему.

пространство состояний сознания - student2.ru

Рис.3. Методы изменения сознания

Крайние полярности:

+ 1 — максимальная интенсивлость стимульного поля —

гиперстимуляция.

— 1 — минимальная интенсивность стимульного поля —

гипостимуляция в вариантах различных депривационных

практик.

В обоих классах происходит трансцендирование Эго-сознания вплоть до идентификации с индивидуальным свободным сознани­ем, случаев астральной проекции и «выхода за пределы тела», а также переживания продуктов сознания трансперсонального и ин­терперсонального уровней.

Гиперстимуляционные методы

Гиперстимуляционные методы включают множество изменен­ных состояний сознания, которые включают целый ряд архаичес­ких «технологий священного». Эти технологии так или иначе соче­тают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гон­гов, танцевальные марафоны до физического изнеможения, мощные дыхательные сессии в варианте гипервентиляции.

Издревле и до начала третьего тысячелетия танец был и явля­ется необходимым средством проявления чувств, мыслей, кото­рые нелегко перевести в слова. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для праздно­вания побед, оплакивания мертвых или празднования смерти, лечения больных. Простейшую форму танца, отогняющего или умилостивляющего демонов, представляет австралийский танец вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом Завета. Необходимым элементом греческих вак­ханалий были танцы. В древней Мексике во время больших жер­твоприношений в честь бога солнца плясали вокруг жертвенного огня. Древние германцы танцевали вокруг весенней фиалки (за­пах которой имеет наркотическое действие). Трансовые танцы были в ходу у древних славян. Дервиши, буддийские монахи, ша­маны предаются пляске. Гаитяне впадают в транс во время танцев, когда участники оказываются одержимыми своими богами. Буш­мены Калахари также используют трансовые танцы. В современ­ном мире танцевальные технологии не только являются осознан­ным методом вхождения в ИСС и трансформационным и самоис­следовательским способом в танцевально-двигательной терапии, но и бессознательно, но очень эффективно используются во всех культурах как мощная техника эмоционального и физического катарсиса.

Песнопение как звуковибрационный гиперстимуляционный ме­тод выступает в качестве самостоятельного метода достижения из­мененных состояний сознания. Таковы, например, молитвенные песни балийских монахов (кенджак), эскимосские и тибетские гор­ловые многоголосые пения, суфийские молитвенные песнопения (киршанс, бхаджанс), песни-плачи в русском фольклоре.

В России весьма популярен такой способ достижения ИСС, как крайние температурные воздействия. У американских индейцев «свет-лоджи» (что-то вроде очень горячей парной) является мес­том воздействия чрезвычайной жары, а погружение в холодную воду использовалось как экстремальный холод. В России приме­няются более мощные и жесткие способы. С одной стороны, горя­чая парная сочетается с битьем вениками, с другой стороны, вмес-

то прохладной воды используется снег, а иногда и окунание в про­руби.

К ним мы можем отнести также обезвоживание и крайние физи­ческие вмешательства, такие как кровопускание, применение силь­ных слабительных средств и причинение сильной боли (различные варианты бичевания и самобичевания), а также преодоление сна.

Гиперстимуляционные методы преодоления сна и бичевания были достаточно широко распространены во всех духовных тради­циях. Преодоление сна использовалось во многих ритуалах (шаман­ские ритуалы перехода, бдение в христианских, дзен-буддийских традициях), включая визионерские поиски индейцев прерий. Биче­вание во многих религиозных и философских традициях более из­вестно как «умерщвление плоти». Способы были очень разные: от­каз от одежды, когда природные условия этого явно не предпола­гали; ношение неудобной или истязающей одежды типа власяницы; ношение кандалов, вериг, пудовых крестов; погребение себя за­живо в различных чрезвычайно неудобных каменных мешках, са­мобичевание плетками в христианской монастырской традиции и др. Некоторые американские^индейцы хлестали себя и переноси­ли такие физические и духовные испытания, как «танцы солнца».

Без сомнения, многие сексуально-эротические оргии, имею­щие вулканический оргазмический характер (некоторые ритуа­лы перехода, левотантрические практики и шиваистские культы, храмовые мистерии Изиды и др.), тоже можно отнести к гипер-стимуляционным методам. К совершенно новым гиперстимуля-ционным методам мы можем причислить музыкальный грохот (рок-концерты, рейв, техно, психоделическая музыка на дискоте­ках и др.), а также информационное перенасыщение.

Особый класс «технологий священного» представляют ритуаль­ные употребления растений, их производных и веществ группы сома (психоделические вещества) и суры (вещества, содержащие алкоголь).

Среднеамериканские и предколумбийские культуры использо­вали грибы из рода псилоцибе, кактус пейотль. Ацтеки применяли псилоцибиновые грибы при совершении ритуальных обрядов. Эти грибы были известны жрецам майя в древней Мексике, которые использовали их в религиозных церемониях. В Центральной Аме­рике псилоцибиновые грибы с давних времен считаются боже­ственными, найдены даже каменные изображения грибов. В Гва­темале найдены каменные изображения гриба, в ножку которого врезана голова или фигурка бога или демона, наиболее древние из них выполнены более трех тысяч лет тому назад (культура майя). Им индейцы поклонялись как божествам.

В настоящее время большинство людей совершенно не знако­мы с грибами. Грибы совсем не соответствуют обычному представ­лению о растениях. Они размножаются не семенами, им не надо света для роста, у них нет листьев. Иногда они вдруг появляются в полный рост после теплого летнего дождя на каком-нибудь неожи­данном месте или образуют известные ведьмины круги, когда на земле кругом растут сотни грибов.

На газоне их не видно, и при попытке истребить грибы успеха не будет, они всегда возвращаются. Большинство знает об этих ра­стениях не больше того, что лисички, шампиньоны и боровики очень вкусные, а бледные поганки смертельно ядовиты. Поэтому многие люди не решаются сами собирать и готовить грибы, они опасают­ся спутать опасные ядовитые грибы со съедобными.

На самом деле их опасения не напрасны. К психоактивным гри­бам мы можем отнести две основные группы:

1. Грибы, содержащие псилоцибин и псилоцин. Основное био­
логически активное вещество — псилоцибин и псилоцин,
очень часто еще химически подобные вещества Baecystin и
Norbaeocystin, все вместе — соединения триптамина (так же,
как буффотенин и серотонин). Как все дериваты триптами­
на, псилоцибин и псилоцин схожи с ЛСД. Все они относятся
к соединениям индола. .

Виды, содержащие псилоцибин и псилоцин, можно спутать прежде всего с видами родового названия Inocybe (рваные грибы, волокнистые головы), Conocybe (бархатный чепчик), Месепа (хемлинги) и Bolbitus (навозные грибы). Psilocybe coprophilia схожа с Inocybe lacera и Inocybe geophylla. Однако оба вида встречаются в лесу, в то время как Psilocybe coprophilia растет на навозе (coprophilia — 'любящий дерь­мо'). Inocybe geophilia фиолетового оттенка и дает коричне-. вый отпечаток спор. У Inocybe lacera белый спороносный слой, и этот вид дает серо-коричневый отпечаток спор. Оба вида Inocybe содержат пилокарпин — сильный яд, который дей­ствует подобно мускарину.

2. Группа Amanita (в просторечии — мухоморы). Грибы, кото­
рые содержат иботеновую кислоту, мускимол, мусказон и ги-
оскиамин. К сожалению, в этой группе грибов встречается
опасное биологически активное вещество мускарин .(один из
мощных биологических ядов).

Европейцы узнали о применении псилоцибина в XVI веке н.э. Вскоре после проникновения в Мексику испанских завоевате­лей, когда появились сообщения о том, что индейцы используют этот гриб для религиозных обрядов, в том числе для того, чтобы

вызывать видения, позволяющие, по их мнению, предсказывать будущее (Столяров Г.В., 1964).

Под влиянием католической церкви употребление гриба было запрещено, это считалось дьявольским наваждением. Но на самом деле культ гриба не исчез, а стал тайным и пропал из поля зрения официальной науки. И только в начале 50-х годов XX века амери­канские путешественники супруги Вэссоны обнаружили, приняв участие в ритуале, что индейцы продолжают употребление «свя­щенного гриба».

Кактус пейотль не менее популярен. По сегодняшний день в Америке сохранился культ этого кактуса и существует церковь Пейотля, где официально разрешено применение психоделиков. Известно, что первое описание употребления пейотля было сдела­но францисканским монахом Бернардино де Сахагун. В его «Об­щей истории Новой Испании» (1546) написано, что пейотль «вы­зывает у тех, которые едят или пьют его, ужасные или смешные видения». Состояние продолжается два или три дня, а потом про­ходит. Пейотль считался также средством, предохраняющим от опасности, придающим храбрость, устраняющим голод и жажду. Католическая церковь официально запретила употребление пей­отля, действие которого объясняли вмешательством дьявола. Од­нако запрещение не дало желаемого результата, и пейотль до на­стоящего времени употребляется североамериканскими индейца­ми и перуанцами, среди которых и сейчас распространено убеждение в том, что это растение излечивает от многих болезней, очищает тело и душу, обеспечивает долголетие, приносит удачу, а пейотль, зашитый в пояс, обращает в бегство медведя и делает руч­ным оленя (Столяров, 1964).

В народной медицине Востока и Северной Африки, а также при совершении религиозных ритуалов издревле применялись препа­раты конопли — гашиш, грапха (инд.), киф (североафр.). Препара­ты из конопли включены в древнейшую в мире китайскую фарма­кологию. В индийской «Ригведе» прославлен Сома-Раса — боже­ственный напиток вечного наслаждения. Питье сомы, в отличие от суры (хмельного напитка), вызывало экстатическое состояние. Сому жертвовали богам, особенно Индре, полагая, что она дает бессмертие и силу для подвигов. Ритуализировано было не только жертвоприношение сомы, но и даже приготовление этого напит­ка. Поклонение Соме (одноименному божеству в «Ригведах») име­ет более древние корни в древнеиранской традиции.

Существует много предположений о растении, из которого мог быть приготовлен напиток сома — кузмичева трава, конопля, гриб мухомор, ревень, эфедра и др. В последнее время специалисты

склонны утверждать, что он изготовлялся из красного мухомора. Именно этот гриб предпочитали шаманы северных народов и Си­бири, хотя на этих территориях растет совершенно безвредный и оказывающий более мощное психоделическое действие гриб пси-лоцибе полуланцетовидный.

В течение многих столетий у жителей Перу и Гаити был в упот­реблении порошок «кохоба», приготовленный из семян дерева Piptadenia peredrina (содержит буфотенин и диметилтриптамин). Порошок они втягивали в нос. Еще в доколумбийский период он употреблялся для колдовства и религиозных церемоний. Он вызы­вал состояние внешней обездвиженности и яркие видения — бо­гов, демонов, отсутствующих людей и др.

Из психоделических средств, полученных из растений, нужно упомянуть гармин и гармалин, содержащиеся в степном азиатс­ком растении Peganium harmala и южноамериканском ползучем растении Binisteria caara, йохимбин, близкий по строению к ре­зерпину. Активный принцип, свойственный большинству этих растений, в грибах Amanita muskaria, употребляющихся некото­рыми народами Севера для получения рауша, неизвестен. С дру­гой стороны, можно предположить, что они содержат какие-то достаточно сильные психомиметики.

Что касается современных гиперстимулирующих веществ есте­ственного и искусственного происхождения, то даже их точное пе­речисление заняло бы внушительную часть этой книги. По этой причине мы ограничимся только ссылками на классы этих веществ. Наиболее часто употребляют препараты конопли. К ним относят­ся высушенная или не высушенная зеленая травянистая часть конопли, которую также называют «марихуана». Это похожие на табак, обычно светлые зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Плотно спрессованая в комочки травяни­стая часть конопли называется «анаша» или «план». Также исполь­зуется прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измельченных верхушек конопли («анаша», «гашиш», «план» или «хэш») — темно-коричневая плотная субстанция, по консистенции напоминающая пластилин (но менее пластичная), на бумаге оставляет жирные пят­на. Действующим (активным) веществом конопли является алкало­ид тетрагидроканнабиол. Опиатные наркотики (кустарного изготов­ления и синтетические) занимают второе после производных ко­нопли место по распространенности в нашем регионе. Могут встречаться в виде «маковой соломки» (мелко размолотые — иногда до состояния пыли) коричневато-желтые сухие части растений: ли­стьев, стеблей и коробочек), «ханки» (застывший темно-коричне­вый сок маковых коробочек, сформированный в лепешки величиной

1 — 1,5 см), «марли» (пропитанная опием-сырцом хлопчатобумажная ткань), а также «героина» и «метадона». Все они содержат алкалоиды опиатного ряда — морфин, кодеин и др.

Современные снотворно-седативные средства при высокой до­зировке или большой сензитивности к этим препаратам со сторо­ны клиента также могут выступать в качестве индукторов ИСС. К ним мы можем отнести производные барбитуровой кислоты (бар­битураты) типа барбамила, фенобарбитала, а также феназепам, радедорм, реланиум, элениум.

К современным индукторам ИСС относятся также психостиму­ляторы — довольно разнородная группа веществ, имеющая один объединительный признак: в результате их употребления ускоряет­ся темп мышления. Часть препаратов этой группы имеет также спо­собность искажать восприятие окружающего, поэтому граничит с психоделиками. Существуют психостимуляторы растительного про­исхождения (кока, эфедра, кола). Среди психостимуляторов искус­ственного происхождения наиболее известны эфедрин, псевдоэфед­рин и эфедрон — производные эфедрина, амфетамин, «Экстази», «ХТС» — группа производных амфетамина (метилен-диокси-метам-фетамин МДМА, метокси-метилен-диокси-метамфетамин ММДА), кокаин.

В группу галлюциногенов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них — натурального происхожде­ния. О грибах рода Psilotsibum мы уже рассказывали выше. На данный момент это, вероятно, один из наиболее распространен­ных галлюциногенных препаратов в России и ближнем зарубе­жье (особенно в Белоруссии). Они доступны только в конце лета. Выглядят как маленькие коричневые поганки на тонкой ножке, шляпка имеет фиолетовый оттенок. ЛСД (диэтиламид лизергино-вой кислоты) — самый мощный, «эталонный» психоделик. ЛСД встречается в виде прозрачного раствора, порошка и разноцвет­ных марок, напоминающих почтовые (их основа пропитана раство­ром наркотика). РСР или фенциклидин также может вызвать мощ­ные ИСС [30, 46, 78].

К большому сожалению, мы не можем обойти вниманием ЛНДВ — летучие наркотически действующие вещества — бензин, ацетон и клей «Момент», интоксикация которыми тоже ведет к ИСС, но, правда, с самым печальным исходом для здоровья и пси­хики людей, их употребляющих.

Мы не будем подробно останавливаться на таком известном ги-перстимуляционном методе изменения сознания, как интоксика­ция алкоголем. Многие из наших читателей достаточно хорошо представляют феноменологию и механизмы воздействия этого

вещества. Хочется напомнить, что даже одноразовое употребле­ние высокой дозы алкоголя приводит к гибели 20000 нейронов го­ловного мозга.

В наше время многообразие гиперстимуляционных приемов из­менения сознания значительно расширилось. Как мы уже указы­вали выше, клинические методы включают применение чистых ра­стительных алкалоидов с психоделическим воздействием или син­тетических психоделических веществ. Существуют также мощные формы эмпирической психотерапии, такие, как гипноз, первич­ная терапия, высвобождение, холотропное дыхание, Свободное Дыхание, ребефинг, психотехнология ДМД (авторская психотех­нология профессора В.В. Козлова «Дыхание —Музыка —Движе­ние»). Существует множество специальных электронных прибо­ров, использующих принцип «управления» мозговыми волнами при помощи различных акустических и оптических стимулов [78].

Гипостимуляционные методы

К гипостймуляционным методам мы можем отнести огромное поле психотехник, в которых ИСС разной глубины вызывается или монотонней, или частичной сенсорной депривацией.

С психологической точки зрения, погружение в ИСС при помо­щи гипостимуляционных методов представляет собой процесс от­ключения сенсорных систем и внутренней речи, являющихся ис­точниками «шума» относительно объекта фокусировки сознания.

Объектами сосредоточения могут быть как внутренние, так и внешние. В качестве внутреннего объекта может выступать какая-либо мышца или группа мышц, которые мы хотим расслабить, или образ (при направленных визуализациях), символ (медитация на чакры), знак (размышление над коаном). При сосредоточении на телесном ощущении должны быть отключены зрение, слух, так­тильные, обонятельные и вкусовые рецепторы, а все внимание сконцентрировано на кинестетической системе. В остальных слу­чаях сознание должно быть отключено и от кинестетической сис­темы, но сконцентрировано на объекте сосредоточения медита­ции. Внутренняя речь должна быть остановлена в обоих случаях [27, 56, 62, 83, 130].

В качестве внешних объектов могут выступать как природные (луна, дерево, цветок, поток воды и др.), так и различные искусст­венные объекты (янтры, мандалы, изображения богов и др.). Моно­тонное пение (мантр, молитв, произнесение различных других зву-коформ, не имеющих смысловой нагрузки), ритмичные танцы (име­ющие характер ритуальных двигательных паттернов) являются наиболее древними способами изменения сознания.

Они могут также включать длительную изоляцию от общества, сенсорную изоляцию, пост, лишение сна. Эти приемы изменения сознания сыграли важную роль в обрядовой и духовной истории человечества.

Индукция ИСС при помощи гипостимуляционных методов была неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов перехода и дру­гих церемоний архаических культур [56, 68, 73, 85, 135, 142, 209, 247]. Они представляли собой и ключевой элемент древних мис­терий смерти и возрождения, которые проводились в разных кон­цах света и особенно процветали в Средиземноморье.

Столь же важную роль гипостимуляционные методы сыграли в мистических ветвях великих мировых религий. Эти эзотери­ческие традиции разработали специфические методы индуциро­вания ИСС при помощи монотонии и сенсорной депривации. Сюда относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, монотонное многоголосое пение, кружение дер­вишей, христианский исихазм или «Иисусова молитва», и мно­гие другие методы [27, 56, 62, 83, 130].

Самым популярным из лабораторных методов вызывания ИСС стала сенсорная изоляция — прием, основанный на лишении че­ловека в той или иной степени сенсорных стимулов. Другим изве­стным методом является биологическая обратная связь, позволяю­щая использовать информацию об изменениях электрических моз­говых волн в качестве сигнала, направляющего к особым состояниям сознания.

Более интеллектуализированным гипостимуляционным спо­собом вхождения в ИСС является медитация. Можно добавить, что молитвы, которые во многих современных религиях занима­ют центральное место в ритуальном пространстве, являются осо­бой формой медитаций. Молитвы составляли неизменную при­надлежность всякого религиозного культа и играли весьма важ­ную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни у древних индусов, греков и римлян. Медитация в восьме­ричном пути йоги — это совокупность трех последних ступеней: дхараны, дхьяны, самадхи — в расширенном понимании, и пред­последняя ступень, дхьяна — в узком смысле. Предыдущие три ступени: асана, пранаяма, пратьяхара — считаются подготови­тельными и рассматриваются как вход в медитацию [27, 56, 62, 83, 130].

Медитация как гипостимуляционная практика — это слитный процесс применения техник, изучаемых на всех ступенях пути, включающий вход в медитативное созерцательное состояние и соб­ственно медитацию — длительное поддержание концентриро-

ванного внимания на объекте медитации внешнего или внутрен­него содержания.

Иногда медитация представляет собой синтез монотонии и депривации (например, коленопреклонная молитва в исихазме или мулатантра в правой тантре).

Следующим способом вхождения в ИСС, который был извес­тен с очень давних времен, является голодание, или депривация пищи. Как известно, почти все основатели мировых религий про­шли этот путь аскезы. Иисус Христос постился почти 40 дней, почти столько же продолжался пост Будды Шакьямуни. Святость многих пророков и чудотворцев испытывалась постом или в пус­тыне, или в горах, или в лесах. Американские индейцы соверша­ли в таком состоянии визионерские поиски.

Среди искусственных гипостимуляционных методов очень из­вестен гипноз, временное измененное состояние сознания, харак­теризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на со­держании внушения, что связано с изменением функций индивиду­ального контроля и самосознания. Гипноз вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон, но индуктором ИСС при гипнозе всегда является монотонная стиму­ляция (голос, звук метронома, блеск молоточка и др.).

Важно подчеркнуть, что эпизоды измененных состояний созна­ния различной глубины и продолжительности могут возникать и спонтанно, когда индукторами выступают средовые факторы, есте­ственная гипо- и гиперстимуляция. Они могут появляться и против воли самого человека. Мистические и духовные состояния, которые переживаются при этом людьми, часто слабо встраиваются в кон­текст профанического мышления и миропонимания. В таких ситуа­циях, мы рассматриваем функцию психолога как духовного настав­ника и профессионального гида, который может эффективно ин­тегрировать подобный опыт в обыденную жизнь и модель мира клиента.

На наш взгляд, каждый человек, достигший зрелости, имеет оп­ределенный опыт переживания измененных состояний сознания. В жизни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спон­танно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексу­альные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и т. д. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах. Мы думаем, что она делает это вполне обо­снованно и в этом есть глубокий смысл.

Наиболее физиологичным, с современной точки зрения, а самое главное

Наши рекомендации