Игра «жучок» (дыкман л. я., 1998)

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие партнерского взаимодействия между взрослым и ребенком.

Содержание. Проводится в паре. Взрослый прячет в кулак изюминку или орешек и говорит слова: «Кулачок на кулачок, где ты спрятался, жучок?»

Во время проговаривания слов взрослый постукивает кулачками друг о друга. Ребенок должен показать, в ка­ком кулачке «жучок». Если ребенок не отгадал, взрослый говорит: «Ой, не угадал! Жучок сбежал!» Игра повторя­ется. Если угадал, «жучок» отдается ребенку.

ИГРА «МЕДИТАЦИЯ В ДВИЖЕНИИ» [Баум X., 2003]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Развитие доверительных отношений, сплоче­ние группы, снятие мышечного напряжения.

Содержание. Если игра проводится в группе с родите­лей и детей, то можно использовать ее и с 2,5 лет.

Содержание. Ведущий взрослый включает спокой­ную музыку. Дети встают в круг на близком расстоянии друг от друга. Затем кладут ладони на плечи стоящего впереди. Ребята передают по кругу все движения, повто­ряя за ведущим. Взрослый легкими касаниями начина­ет массировать плечи впереди стоящего ребенка. Когда движение обойдет весь круг и вернется к нему самому, ведущий меняет движение на другое, например погла­живание. Игру можно усложнить, если начать движение по кругу.

ИГРЫ СО СВЕРСТНИКАМИ

ИГРА «КАК ВО НАШЕМ ДОМУ» [Овсянникова Н. А., 2006]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие умений согласованно друг с другом выполнять игровые действия.

Содержание. Все встают в круг так, чтобы каждый ребенок был между взрослыми, берутся за руки и идут по кругу.

Как во нашем дому Печка истопленная. Блины испеченные Каравай состряпанный! Эдакий узенький, Эдакий низенький, Эдакий широкий, Эдакий высокий!   Останавливаются и хлопают в ладоши. Все берутся за руки и схо­дятся в круг. Все садятся на корточки. Круг расходится. Взрослые высоко поднима­ют детей за руки.  

ИГРА «МАК МАКОВИСТЫЙ» [Якубовская Е. И., Еремина Н. В., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Формирование навыка правильного согласования действий и текста, развитие речевой и двигательной актив­ности, приобщение к народному поэтическому слову.

Содержание. Дети водят круговой хоровод, двигаясь в ритме песни, останавливаясь и показывая то, о чем поется: «как сеют мак» (будто рассыпают его по полю горсточками), «как растят мак» (садятся на корточки и медленно, поднимая руки вверх, встают, тянутся к сол­нышку), как полют (вырывают сорную траву и бросают ее в сторону), как цветет (поднимают невысоко руки и кисти поворачивают то в одну, то в другую сторону), как рвут (срывают головки мака и складывают их), как едят (закидывают в рот).



Мак маковистый, Тонкий, волокнистый. Как сеют мак, как сеют мак? И вот эдак, и вот так. Так сеют мак, так сеют мак! Мак маковистый, Тонкий, волокнистый. Как растет мак, как растет мак? И вот эдак, и вот так, И вот эдак, и вот так. Так растет мак, так растет мак! Мак маковистый, Тонкий, волокнистый. Как полют мак, как полют мак? И вот эдак, и вот так, И вот эдак, и вот так. Так полют мак. Так полют мак! Мак маковистый, Тонкий, волокнистый. Как рвут мак, как рвут мак? И вот эдак, и вот так, И вот эдак, и вот так. Так рвут мак, так рвут мак! Мак маковистый, Тонкий, волокнистый. Как едят мак, как едят мак? И вот эдак, и вот так, И вот эдак, и вот так. Так едят мак, так едят мак! Мак маковистый, Тонкий, волокнистый. Говорком: А где же мак? Съели детки мак!   Участники останавлива­ются и изображают по­сыпание зерна щепоткой. Участники берутся за руки и идут по кругу.   Дети присаживаются на корточки и медленно встают, разводя в сто­роны руки. Дети присаживаются на корточки и изображают прополку сорняков. Участники берутся за руки и идут по кругу. Дети, наклоняясь, «сры­вают» цветы. Участники берутся за руки и идут по кругу. Правую руку сжимают в кулак и как бы сыпят из нее мак на ладошку левой и делают вид, что кушают. Участники поглажива­ют себя по животику:  

Рекомендации. В игру можно играть с 1,5 лет в груп­пах «Вместе с мамой». В таком возрасте мама выполняет движения руками ребенка.

ИГРА «ЯБЛОНЬКА»

[Якубовская Е. И., Еремина Н. В., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Развитие умения взаимодействовать со свер­стниками, пластичности и выразительности движений, закрепление умения выполнять действия в соответствии с текстом.

Содержание. Выбирают ребенка — яблоньку, который встает в центре круга. Остальные ходят вокруг него и поют. Яблонька изображает движениями все, о чем поется в пес­не. На слова «Вот такой вышины, вот такой ширины» все играющие поднимают руки, а потом разводят их в сторо­ны. Когда поют слова «Все трясти будем», все медленно подходят к яблоньке и сначала трясут ее, а потом собирают упавшие яблоки. Сословами «Все пощиплем» дети прибли­жаются к яблоньке, пощипывают ее и тут же разбегаются. Тот, кого яблонька догонит, становится на ее место.

Мы посадим яблоньку

На горе, на горе,

Наша яблонька расцветет

По весне, по весне.

Вырастай-ка, яблонька,

Вот такой вышины;

Распускайся, яблонька,

Вот такой ширины.

Ой, как наша яблонька

Да распустилася!

Ой, как наша (имя ребенка)

Да закружилася!

А мы нашу яблоньку

Все трясти будем,

А мы сладки яблочки

Собирать будем.

А мы нашу яблоньку

Все пощиплем.

Да от нашей (имя ребенка)

Убежим вихрем.

ИГРА «ЗАИНЬКА, ВЫЙДИ В КРУГ» [Покровский Е. А., 1994]

Возраст. С 3 лет. Желательно, чтобы в эту игру игра­ла разновозрастная группа.

Цель. Развитие умения согласовывать движения со словами, умения выполнять действия по подражанию.

Содержание. Все встают в круг, водят хоровод и поют. Во время пения первого куплета ведущий — зайчик — стоит со всеми в кругу, а потом выходит в середину кру­га. На слова «Заинька, ты пройдись!» он прохаживается вдоль хоровода. Затем он показывает то, о чем поется в песне: моет ручки, лицо, приглаживает шерстку, при­чесывается. Все остальные повторяют его движения. В конце игры все вместе пляшут.

Заинька, серенький,

Я хожу, гуляю

Вдоль по хороводу.

Заинька, серенький,

Некуда заиньке

Выскочить.

Заинька, серенький,

Некуда заиньке выпрыгнуть.

Заинька, серенький,

Семеро ворот

Крепко заперты стоят.

Заинька, серенький,

У каждых ворот по три сторожа стоят.

Заинька, серенький, Попляши!

Заинька, серенький, Поскачи!

Заинька, серенький, В ладоши!

Заинька, серенький, Скоком, боком!

Перед нашим хороводом,

Заинька, серенький,

С боку на бок повернись,

Всем пониже поклонись.

ИГРА «ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ» [Якубовская Е. И., Еремина Н. В., 2005]

Возраст. С 2,7 —3 лет.

Цель. Развитие умения согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

Содержание. Все стоят в кругу, заводящий песню — в середине. Он выбирает себе пару, и они проделывают движения по песне. Затем в середине остается только тот, кого выбрали, и игра начинается сначала.

Шла коза по лесу,

По лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

ИГРА «ДУДАРЬ» [Якубовская Е. И., Еремина Н. В., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Закрепление знаний о частях тела, развитие до­брожелательных отношений со сверстниками.

Содержание. Дети выбирают водящего — Дударя. Все ходят по кругу и поют. Пропев песню:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище.

Его во колоду, его во сырую,

Его во гнилую,

дети спрашивают: «Дударь, Дударь, что болит?»

«Дударь» называет определенную часть тела (рука, нога, пятка соседа, нос соседа и т. д.). Все находящиеся в хоро­воде берутся за больное место (за свое или соседа) и опять идут по кругу с песней, которая поется 3 — 4 раза.

Когда в следующий раз у Дударя спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого пойма­ет, тот становится водящим.

ИГРА «Я С ВЕНОЧКОМ ХОЖУ» [Ануфриева А., Митюкова О., 1962]

Возраст. С 2,5 —3 лет.

Цель. Развитие пластичности и выразительности движений, умения подчиняться ритму текста и сопровожда­ющей его мелодии.

Содержание. Дети идут по кругу, взявшись за ручки. Внутрь крута выходит один из играющих с веночком в руках. Все играющие поют на мотив народной песни:

Я с веночком хожу,

Я с зеленым хожу.

Уж кому мне свой

Венок подарить,

Уж кому мне

Зеленый подарить?

Подарю я венок,

Подарю зеленый,

Подарю своей подруженьке,

Подарю дружку-товарищу.

Произнеся последние слова, тот, у кого был венок, на­девает его на голову выбранному ребенку. Выбранный ребенок идет в круг, и игра повторяется.

Рекомендации. Вместо венка может быть использован букетик из живых или искусственных листьев. В этом слу­чае в тексте слово «веночек» заменяется словом «букетик».

ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИК»

Возраст. С 2,5 — 3 лет.

Цель. Развитие доброго отношения к сверстнику, со­вершенствование умения выполнять движения согласно тексту.

Содержание. Дети сидят на ковре по кругу с откры­тыми ладошками на коленях.

Внутри круга ходит ребенок с колокольчиком в руках. Взрослый может сопровождать ребенка, напевая слова:

Я по комнате хожу,

Колокольчик я держу

И тому, кто всех милее

Колокольчик положу.

Затем ребенок подходит к выбранному малышу и кладет в его ладошки колокольчик. Выбранный ребенок идет в круг, и игра повторяется.

Рекомендации. В игру можно играть с 1,5-годовалыми детьми в группах «Вместе с мамой». Колокольчик может быть заменен веточкой, платочком или другим необхо­димым атрибутом.

Наши рекомендации