ИГРА «РАДУЖНЫЙ ЗАЙЧИК» (Ларечина Е. В.)

Возраст. С 3 лет.

Цель. Овладение приемами самомассажа.

Содержание. Дети и взрослый сидят на ковре. Взрослый предлагает малышам представить и посадить на ладошку радужных зайчиков, которые прискакали с радуги. Каж­дый рассказывает о том, какого цвета его зайчик. Взрослый предлагает погладить зайчика другой ладошкой. Взрослый рассказывает про зайчиков: «Зайчики очень любят играть. Вот они прыгнули на головку (дети гладят себя по голов­ке), затем на одну руку (массирующие движения от плеча к запястью), потом на другую». Таким же образом масси­руются ноги. Животик поглаживается по часовой стрелке. В конце зайчик снова возвращается в ладошку, дети благо­дарят его и отпускают на радугу-дугу обратно.

ИГРА «ЛАДОШЕЧКА» [Буренина А., Сауко Т., 2001]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, установ­ление теплых доверительных отношений со взрослым.

Содержание. На мелодию русской народной песни «Я на горку шла».

Взрослый просит показать свои ладошки, дети протягивают их. Взрослый на первый куплет гладит ладошки двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки детям, и они поглаживают их. Важно поприветствовать всех детей.

1. Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

2. На ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь меня по ладошечке.

Рекомендации. В эту игру можно играть и с 1,6 лет, когда ребенок находится на занятии вместе с мамой.

ИГРА «ДОБРАЯ И СЕРДИТАЯ КОШЕЧКА» (Игнатьева Т. П., 2003)

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Расслабление, укрепление мышц позвоночника.

Содержание. Ребенок повторяет движения за взрослым.

Добрая кошечка.Встать на четвереньки, медленно и плавно поднять голову, улыбнуться и прогнуться в пояснице. Дыхание ровное. Удерживаем позу 5 - 6 секунд. Можно сказать ребенку: «Кошечка увидела хозяина, ей радостно! Давай поприветствуем его, скажем «мяу».

Сердитая кошечка.Медленно и плавно опустить голову, а спину выгнуть вверх. Удерживаем позу 5-6 секунд: «Кошечка увидела собаку и очень рассердилась.

Как кошечка сердится, огна шипит «ш-ш-ш».

ИГРА «ТЕПЛЫЙ И ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕРОК»

Возраст. С 3 лет.

Цель. Гармонизация

Содержание. Ребенок повторяет движения за взрослым. «Представьте себе, что сейчас очень холодно и к нам в комнату залетел холодный ветерок». Глубокий вдох носом, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з». Съежились, как комочки. «А теперь на нас подул теплый летний ветерок. Глубокий вдох носом, выдох со звуком „у-у-у". Расслабились».

ИГРА «ЕЖИК»

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Чередование состояний напряжения и рассла­бления.

Содержание. Ребенок лежит на спине. Обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

(Лежа на спине, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову.)

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

И ЭМПАТИИ

ИГРА «ПОБОЛЬШЕ ЗАБОТЫ И ЛАСКИ» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 1,5 лет.

Цель. Развитие эмоциональных отношений в диаде ребенок—взрослый.

Содержание. Малыш сидит на полу вместе со взрослым. Рядом парочка любимых игрушек. Возьмите одну из игрушек на руки и покачайте, говоря ласковые слова: «С тобой так весело играть!»; «Я так люблю обнимать тебя!» и т. п. Теперь то же самое проделайте с малы­шом. Дайте игрушку ребенку и попросите его покачать и приласкать ее. Продолжайте игру, пока ребенок прояв­ляет интерес. Стимулируйте ребенка к самостоятельной игре.

ИГРА «КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ?» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 1 года.

Цель. Развитие эмоциональных отношений, умения действовать по сигналу.

Содержание. Ребенок сидит на коленях у взрослого. Возьмите его ручку в свою и покажите, как рука сжима­ется в кулак. Постукивая пальцем о кулак ребенка, про­говорите стишок:

Кто стучится в дверь ко мне?

Кто стучится в дверь ко мне ?

Это наш (имя ребенка)!

Открывайся, дверь, скорей

(показываем ребенку, как разжать кулак).

Когда малыш раскроет ладонь, пощекочите его паль­чики и поцелуйте.

ИГРА «НОЖКА, НОЖКА...» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С младенчества.

Цель. Развитие эмоциональных отношений через так­тильные прикосновения.

Содержание. Ребенок сидит на коленях у взросло­го. Взрослый берет правую ножку малыша и выполняет движения, сопровождая словами:

Ножка, ножка, я тебя люблю

(поглаживаем ножку ребенка).

Ножка, ножка, я тебя люблю.

Повернись-ка влево

(выполняем движения по тексту).

Повернись-ка вправо.

Ножка, ножка, я тебя люблю

(целуем ножку малыша).

Рекомендации. Этот стишок можно рассказать про разные части тела (лобик, ручки, животик и т. п.).

ИГРА «НА ЛОШАДКЕ СКОК-ПОСКОК» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 1 года.

Цель. Развитие эмоциональных отношений через так­тильные прикосновения.

Содержание. Взяв ребенка на руки, обхватите за та­лию и прижмите спиной к своей груди. Выполняйте дви­жения, сопровождая их словами:

На лошадке скок-поскок

Быстро побежали,

На лошадке скок-поскок.

Тебя обожаю.

Медленно идите, посте­пенно увеличивая темп.

Бег с подскоками.

Поднимите ребенка на расстояние вытянутой руки и поцелуйте его в шейку.



Рекомендации. В эту игру можно играть с 8 —9 меся­цев, когда малыш почувствует себя уверенно сидя на ко­ленях у взрослого.

ИГРА «ТЫ МОЯ РАДОСТЬ!» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С младенчества.

Цель. Формирования чувства защищенности и уве­ренности в себе.

Содержание. Крепко обнимая малыша, поднимайте его на вытянутые руки, затем нежно целуйте. Сопрово­ждайте игру словами:

Ты — моя радость,

Ты — моя прелесть,

Кто это, кто здесь со мной?

Ты — моя радость,

Ты — моя прелесть,

Вот мой малыш дорогой!

ИГРА «АЙ-ЛЮ-ЛЮ» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С младенчества.

Цель. Развитие эмоциональных отношений и чувство ритма.

Содержание. Возьмите малыша на руки и, совершая раскачивающие движения из стороны в сторону, пропевайте слова стишка:

Ай-лю-лю, ай-лю-лю,

Я тебя, малыш, люблю

(можно называть имя ребенка).

Ай, люблю, да, люблю,

Ай-лю-лю, ай-лю-лю.

ИГРА «ПОПРЫГУНЧИК» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умения подражать действиям взрослого.

Содержание. Взрослый рассказывает стишок и по­казывает малышу движения. Затем предлагает ребенку повторить вместе, рассказать и показать стишок.

Стоит в поле теремок.

Дверка открывается.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш, ба-бам!

Попрыгунчик там!

Сидя на корточках, на­кройте голову руками.

Медленно приподнима­ются руки над головой.

Подпрыгиваем, вытягивая руки вверх.

ИГРА «ТАНЕЦ» [Субботина А. Ю., 2001]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие эмоционального мира ребенка, уме­ния понимать эмоциональное состояние (свое и друго­го), развитие воображения,

Содержание. Взрослый предлагает детям потанцевать: они должны выразить в танце какой-нибудь образ. Более старшие дети могут придумать для себя образ сами. Ма­леньких ребят можно попросить: «Потанцуй, как мишка (зайчик, цветочек, лошадка, конфетка и т. д.)».

Главное правило — идти от простого образа к слож­ному, от одушевленного к неодушевленному. Если с ре­бенком играют систематически, через какое-то время (для каждого ребенка — разное) можно предложить ему для танца чувства: «Станцуй радостного мальчика (де­вочку), капризного зайчика, злого медведя, обиженного зайчика, которого бросила хозяйка, и т. д.».

Музыку для танца можно использовать любую: валь­совую, джазовую, народную.

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ» [Лютова Е. К., Монина Г. В., 2005]

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенче­ского репертуара детей.

Содержание. Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, на­звать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

Рекомендация. Для более старших детей, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное сопровождение:

Мой хороший попугай,

Мне его скорее дай.

Он красивый, он хороший

И еще...

ребенок добавляет свое ласковое слово, например

Он добрый очень.

ИГРА «ЗАЙЧИКИ И СЛОНИКИ»

Возраст. С 2 лет.

Цель. Повышение самооценки тревожных детей.

Содержание. Взрослый говорит: «Давай мы будем с тобой зайками-трусишками. Когда зайка чего-то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка под­жимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным.) Его хвостик и лапки трясутся. (Ребенок и взрослый изо­бражают испуганного зайку вместе.)».

Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем сло­нами: большими, сильными, смелыми.

Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребенок вместе по­казывают, как ходят большие бесстрашные слоны.

Рекомендация. В эту игру могут играть мама или папа с ребенком, все члены семьи, взрослый и группа детей детского сада.

ИГРА «ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности, развитие умения оказывать корректное физическое воздействие на свер­стника.

Содержание. Дети встают в шеренгу. Взрослый гово­рит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке...

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, пада­ют и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

ИГРА «ЭТО Я. УЗНАЙ МЕНЯ»

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание по­ложительного эмоционального климата в группе.

Содержание. Дети сидят на ковре. Один из них пово­рачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я.

Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

ИГРА «ПОСТАРАЙСЯ ОТГАДАТЬ» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Содержание. Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий, он поворачивается к остальным спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут.

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит взрослый (можно вместе с остальными детьми), а четвертую – либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

Рекомендация. Эта игра является модификацией предыдущей игры «Это я. Узнай меня». Иногда детям интереснее и легче в нее играть благодаря несложному стихотворному сопровождению.

Наши рекомендации