Как Муравьишка в школу спешил

Как Муравьишка в школу спешил

Психолого-педагогическая развивающая программа для детей 5-6 лет

Урок 2. Муравьишка знакомится с Бабочкой

Психолог:Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы познакомились с Муравьишкой и помогли собрать ему букет для дедушки. Дедушке букет очень понравился. А кто помнит, из каких полевых цветов мы его собирали?

Дети отвечают.

Психолог: Послушайте, что произошло с Муравьишкой дальше.

После Дня Рождения дедушки Муравьишка проснулся в очень хорошем настроении и решил сделать зарядку.

Для зарядки можно использовать мотив известной песенки «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде».

Зарядка

Психолог вместе с детьми выполняет зарядку. Дети в такт песенке двумя ладошками прикасаются к называемым частям тела – ушам, шее, локтям и т.д.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Психолог: После зарядки Муравьишка пошёл завтракать. На кухне была мама и она предложила ему вспомнить, что является съедобным, а что есть нельзя.

А вы знаете игру «Съедобное – несъедобное».

Давайте поиграем в нее. Если я назову что-либо сьедобное – надо мяч поймать, а если нет – оттолкнуть.

Ребята играют в игру. Сначала водит психолог, а потом можно привлекать ребят на роль водящего.

Психолог: Интересная игра получилась, но давайте узнаем, как дела у Муравьишки.

Сказал Муравьишка маме – я уже большой и мне пора в школу. Мама улыбнулась, порадовалась за него и дала ему в помощь карту. Ведь дойти до школы очень непросто.

«А ты знаешь, где у тебя правая лапка, а где левая», – спросила мама? «Я забыл», – сказал Муравьишка. Ребята, давайте поможем Муравьишке.

Игра «Право-Лево-Верх-Низ»

Психолог: Если я говорю «Право» - вы тяните руки вправо, если говорю «Лево», то, соответственно, влево. Если я говорю «Верх» - вы тяните руки вверх и встаете на носочки, а если «Вниз», то опускаетесь на корточки. Будьте внимательны, я буду вас путать. А в помощь у вас - браслеты на правой руке.

Дети играют. При достаточном уровне сформированности пространственных представлений детям можно задавать программу и нарушать её (например, три раза подряд говорите – право, лево, верх, низ, а затем – лево, право верх, низ).

Психолог:Муравьишке очень важна была ваша помощь, а мама ему сказала: «Путь в школу далёк. Поэтому сначала я расскажу тебе, как дойти до нашей знакомой Бабочки, а уж она покажет тебе дорогу дальше».

Мама выдала Муравьишке карту и нарисовала путь, который приведет его к Бабочке.

Задание «Путь к Бабочке» (Приложение 3).

Каждому ребенку выдается «карта» - листок бумаги, разделённый на 9 квадратов.

Психолог диктует маршрут, дети рисуют его от точки, поставленной в левом нижнем углу. Маршрут - одна клеточка вверх, одна вправо, одна вверх, одна влево.

Для ребят, которые неправильно держат карандаш – используем насадки на карандаш.

Психолог: Вот мы вместе с Муравьишкой по карте дошли до домика Бабочки. Вы его видите?

Давайте сделаем его видимым.

Для этого мы воспользуемся строительными материалами.

Возьмите математические планшеты (можно вырезать геометрические фигуры из цветного картона и раздать наборы каждому ребенку).

Положите перед собой прямоугольник, над ним расположите треугольник, на треугольнике поместите круг, а на прямоугольнике квадрат.

Дети складывают домик из геометрических фигур.

Психолог: А это и есть домик Бабочки!

А вот и сама Бабочка!

Дети получают рисунки с контуром бабочки. Приложения 4, 5.

Психолог: Вы знаете, что бабочки бывают разных цветов – от черного до белого, размеров – от большого до маленького. А на крылышках у них различные рисунки.

Детям можно показать фотографии различных бабочек.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Психолог: У нашей Бабочки тоже на крылышках есть рисунок, но он пока не виден.

Возьмите карандаш и нарисуйте:

  • кружок в левом нижнем крыле Бабочки
  • квадрат в правом верхнем крыле Бабочки
  • треугольник в правом нижнем крыле
  • прямоугольник в левом верхнем крыле

Задача детей, следуя инструкции, раскрасить или нарисовать геометрические фигуры, в зависимости от уровня развития графических навыков.

Психолог: Вот с какой красивой Бабочкой познакомился Муравьишка. Но наступил вечер в сказочном лесу, и Муравьишка отправился спать в домик к Бабочке.

Вам тоже пора отдохнуть.

А на следующем занятии мы продолжим путешествие вместе с нашим новым другом!

Зарядка

Психолог вместе с детьми выполняет зарядку.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Психолог: Посмотрел Муравьишка в окошко и увидел, как Бабочка перелетает с цветка на цветок и собирает нектар.

Ребята, а какие цветы вы знаете?

Дети называют (ромашка, колокольчик…).

Психолог: Давайте поиграем в игру.

Задание «Куда летит Бабочка»

Наша Бабочка тоже летала с цветка на цветок. Сейчас вам надо начертить ее путь. Я буду смотреть в подзорную трубу и сообщать вам куда она полетела. А вы раскрасьте каждый цветок, на который она прилетит.

Детям предлагается листок, разделённый на 9 квадратов, в каждом из которых нарисован цветок. Приложение 5. Детям предлагается начертить путь бабочки под диктовку педагога. Попадая на каждый цветок его необходимо раскрасить. Если темп деятельности очень медленный, то можно предлагать раскрашивать только 1 лепесток.

Психолог: Найдите верхний левый цветок и раскрасьте его жёлтым цветом. Бабочка собрала нектар и спустилась на 1 цветок ниже. Проведите линию от цветка к цветку. Раскрасьте цветок, а который прилетела Бабочка синим цветом.

Дети прокладывают путь бабочки - рекомендуется от 5-ти шагов.

Психолог: Как только Бабочка закончила работу, они с Муравьишкой решили поиграть в интересную игру. Эта игра называется SWINGOLO. Подходите в игровую зону, я объясню правила и мы тоже поиграем.

Игра с правилами

Детям предлагается настольная игра SWINGOLO, либо другая аналогичная игра с правилами.

По окончанию игры педагог от лица Бабочки благодарит детей за то, что они соблюдали правила, очерёдность хода и т.п. и дарит детям наклейки в виде цветочков.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Психолог:На следующим занятии, мы продолжим путешествовать с нашим другом Муравьишкой.

Зарядка

Психолог вместе с детьми выполняет зарядку.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Психолог:Ребята, садитесь на места и слушайте.

Спросил Муравьишка у Бабочки: «Как же мне до школы добраться? Я так хочу научиться писать, считать, читать». «Конечно, надо учиться», - ответила ему Бабочка. «Только наша школа очень далеко! Я тебе расскажу путь до домика Гусенички», - добавила она.

Вот тебе карта, нанеси туда свой маршрут. Приложение 7.

Детям раздаётся листок, разделённый на 9 квадратов.

Психолог:Давайте-ка вспомним, где право, а где лево?

Задание «Муравьишка бежит к Гусеничке»

Поставьте карандаш на верхний правый квадрат, проведите линию на одну клеточку влево и т.д. Приложение 7.

Рекомендуется не менее 5-ти шагов.

Психолог:И побежал Муравьишка к Гусеничке. Выложи его путь с помощью счётных палочек на парте. Путь на карте – твой образец.

Путь можно выложить из большого конструктора на полу, а затем пройти по нему, комментируя свои повороты.

Психолог:До домика Гусенички оставалось совсем чуть-чуть, а на пути у Муравьишки возникла плотина Бобра.

Игра с правилами

Детям предлагается игра «Билли Бобёр» или другая настольная игра с правилами.

Дети поощряются наклейками за выполнение правил, соблюдение очерёдности хода.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Психолог: Наконец, Муравьишке удалось отыскать домик Гусенички. Но солнышко давно зашло и пора было ложиться спать. На следующем занятии мы с вами тоже познакомимся с Гусеничкой.

Зарядка

Психолог вместе с детьми выполняет зарядку.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Психолог: Муравьишка осмотрелся и увидел, что домик у Гусенички был необычной формы. И он решил собрать такой же из конструктора.

Задание «Домик Гусенички»

Детям выдается набор из геометрических фигур разного цвета и размера. Дети под диктовку педагога выкладывают домик. (Можно использовать блоки Дьенеша или фигуры, вырезанные из картона)

Психолог: Возьмите маленький синий треугольник. Справа положите большой желтый квадрат. Слева маленький красный круг. Между квадратом и кругом положи большой синий прямоугольник. И т.п.

В зависимости от подготовленности группы можно упрощать или усложнять инструкцию.

Психолог: Вот из таково необычного домика и вышел Муравьишка. Отправился он искать хозяйку домика. На его пути встретился ручеек. Давайте поможем Муравьишке преодолеть его.

Игра «Река-берег»

Дети выходят в игровую зону, и встают перед разложенной на полу веревочкой.

Психолог: Ребята, перед вами веревочка – это граница реки. Перед веревкой – глубокая река, а позади – берег. Когда вы услышите команду «Река», вам надо прыгнуть за веревочку. А по команде «Берег» вернуться обратно. Готовы?

Психолог отдает команды, а ребята выполняют задание.

Схема команд педагога.

Р-Б-Р-Б-Р-Б-Р-Р-Б-Р-Б-Р-Б-Р-Б-Б-Р-Б

Психолог: Какие вы внимательные. Муравьишка перебрался на другой берег.

И вот долгожданная встреча!

Психолог рассказывает детям, что гусеницы - это будущие бабочки, они бывают очень красивы, показывает картинки.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Гусеничка очень обрадовалась. И предложила сфотографироваться, чтобы отправить фотографию своей бабушке.

Задание «Фотография Гусенички»

Психолог:Муравьишка сфотографировал Гусеничку. А вот и фото. Давайте сделаем его цветным.

Детям предлагается рисунок гусеницы состоящий из 7 кружков. Приложение 8.

Если в кружке нарисована галочка – раскрась его желтым цветом, если плюсик – зеленым. Раскрашивай Гусеничку слева – направо, каждый кружок по очереди.

Психолог проверяет понимание инструкции и оказывает помощь в выполнении задания.

Психолог: Какие красивые фотографии получились! Давайте поместим их в конверт и отправим их бабушке гусенице.

Дети складывают фотографии в конверт и педагог заверяет их, что опустит его в лесной почтовый ящик.

Если остаётся время, можно поговорить с детьми о том, что такое почта и как работают почтальоны, как правильно заполнять почтовый адрес, что такое индекс, марка. Выяснить все ли знают свой домашний адрес. И предложить им вместе с родителями отправить письмо родственникам.

Урок 6. Доброе утро, Муравьишка!

Психолог:Здравствуйте, ребята. Мы, как всегда, вместе с Муравьишкой начнем с зарядки.

Психолог вместе с детьми выполняет зарядку.

Зарядка

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Психолог:Гусеничке так понравилась зарядка Муравьишки, что она решила научить его играть в свою любимую игру. Для этого надо каждому взять мячик и встать в круг.

Игра «Жёлтый - Зелёный»

Психолог:Если я называю предмет жёлтого цвета (цыплёнок, солнышко, банан, осенний листок и т.п.) – передайте мячик соседу справа. Если я назову предмет зелёного цвета (арбуз, трава, ёлка, огурец, кузнечик), то переложите его сзади из одной руки в другую.

Ребята выполняют задание.

Психолог: Очень понравилось Муравьишке гостить у Гусенички, играть с ней, но пора было отправляться в путь. Ведь Муравьишка спешил в школу!

Гусеничка дала Муравьишке карту, но он уже знал, как ее рисовать, чтобы не забыть маршрут.

Вы тоже знаете?

Дети отвечают.

Задание «Карта Муравьишки»

Детям раздаётся листок, разделённый на 9 квадратов.Приложение 7.

Психолог: Итак, поставьте карандаш на верхний правый квадрат, проведите линию на одну клеточку влево и т.д.

Рекомендуется не менее 5-ти шагов.

Ребята выполняют задание. Для детей, которым еще трудно ориентироваться на листе, необходима помощь. Маркируем лист (справа – П, слева – Л), браслетик на руку.

Психолог: Муравьишка путешествовал по лесу, шёл он в свой дальний путь по карте. В лесу ему встречались красивые полянки, деревья, цветы.

Задание «Волшебный лес»

Психолог: Давайте изобразим лес, по которому шёл Муравьишка. Для этого вы будете приклеивать геометрические фигуры, под мою диктовку, на листок. Приложение 9.

Дети получают заготовки геометрических фигур – жёлтый круг (солнышко), три зелёных треугольника (елочка), синий прямоугольник (речка), маленький красный кружок (цветочек). Дети делают аппликацию, располагая детали по инструкции учителя - вверху справа большой жёлтый круг (солнышко), справа внизу прямоугольник (речка) и т.д.

Можно дорисовать солнышку лучики, цветку – лепестки и т.д.

Психолог:Какой красивый лес у вас получился!

Долго шёл муравьишка по лесу, солнышко начало садиться, и вдруг, откуда ни возьмись, пошёл дождик. Муравьишка спрятался от дождика под цветочек, а мы с вами, ребята, спрячемся под зонтиком.

Игра«Дождик»

Дети выходят из-за парт, собираются вокруг учителя, который держит раскрытый зонтик. Пока звучит музыка, ребята спокойно прогуливаются по «лесу», как только музыка прекращается – значит пошел дождь и надо спрятаться под зонтиком.

Психолог: Спасибо ребята, мне было очень интересно с вами путешествовать. Пока идет дождик, наш Муравьишка будет отдыхать. Вам тоже пора отдохнуть. До встречи на следующем занятии!

Урок 7. Муравьишка знакомится с Паучком

Психолог:Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы расстались с Муравьишкой, когда пошел дождик. Он немного поспал, а когда проснулся, дождик уже закончился. Только капельки росы лежали на цветке. Муравьишка, как всегда, начал свой день с зарядки.

Зарядка

Психолог вместе с детьми выполняет зарядку.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Психолог: Такое хорошее настроение было у Муравьишки, что он решил поваляться, посмотреть на солнышко. И вы ребята, ложитесь на коврик, будем повторять действия Муравьишки.

Игра «Лево-Право»

Психолог помогает ребятам лечь так, чтобы не мешать друг другу.

Психолог: Ложитесь на спину, вытяните руки вдоль туловища. Поднимите правую руку, если я скажу повернитесь направо, то вы поворачиваетесь через правую руку. Попробуем один раз повернуться направо.

Ребята поворачиваются.

Психолог: А теперь повернитесь налево. Теперь слушайте меня внимательно. Вам можно поворачиваться, только когда я досчитаю до трех. Во всех остальных случаях вы остаетесь в исходном положении. Готовы? Тогда 2 раза повернитесь направо. Раз, два, три!

Дети выполняют задание.

Психолог: Один раз повернитесь налево. На старт, внимание, марш!

Так как команда «три» не прозвучала, ребята должны остаться на местах. В случае ошибок, психолог обращает внимание детей на то, что они начали действовать не по той команде. Важно добиться того, чтобы дети выполняли действия только на счёт 3.

Психолог предлагает им разные команды – два поворота направо, один налево и т.д. Последняя команда - сядьте и посмотрите на меня!

Психолог: И тут Муравьишка увидел прямо перед собой необычный лабиринт из ниточек. Что бы это могло быть?

Дети высказывают предположения.

Психолог:Пройдите за свои парты и посмотрите, какой лабиринт увидел Муравьишка.

Задание «Домик Паучка»

Ребята получают листочек с рисунком лабиринта. Приложение 10.

Психолог:Оказалось, что это не простой лабиринт, а домик Паучка. И наш Муравьишка оправился к нему в гости. Для этого надо пройти лабиринт. Ребята, помогите Муравьишке дойти до домика Паучка. Найдите путь и проведите его пальчиком, а потом возьмите карандаш и, стараясь не задевать ниточек, и нарисуйте путь к Паучку.

Дети проходят лабиринт.

Психолог: Вот вы и встретились с Паучком. Психолог рассказывает, где можно встретить паучка в природе, показывает картинки и рассказывает, что их не следует бояться.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Задание «Паучок»

На доске появляется картинка с паучком. Приложение 11. Психолог раздает каждому ребенку набор из пластилина, трубочек и палочек для изготовления паучка.

Психолог: Давайте рассмотрим Паучка. У него есть туловище – какой оно формы?

Ребята отвечают.

Психолог:Возьмите пластилин и разделите его на 2 части. Одна побольше - для туловища, другая поменьше – для головы.

Дети под руководством взрослого создают паучка из пластилина, спичек, трубочек или других материалов. Задача психолога обращать внимание детей на особенности строения паучка (много ножек, большие глаза, челюсти).

Психолог помогает детям, отслеживая выполнение каждого этапа задания. Свои работы ребята могут забрать домой.

Психолог: Решил Муравьишка познакомиться с Паучком поближе, а мы с вами познакомимся с ним на следующем занятии.

Зарядка

Психолог делит детей на пары, один из них становится паучком, а другой Муравьишкой.

Дети становятся друг напротив друга и играют в «ладушки», одновременно произнося слова:

Приходил ко мне паук
Просто так, как старый друг.
Как придет, придет, придет,
Так плетет, плетет, плетет.
А прогонишь паука -
Без него опять тоска.

Психолог старается помочь ребятам выучить стихотворение и проговаривать его, соблюдая ритм игры в ладушки.

Психолог: Муравьишка и Паучок подружились. Паучок пригласил его сесть за стол и научил плести паутинку. Вы тоже садитесь за парты, ребята.

Задание «Паутинка»

Для задания используются математические планшеты на каждого ребёнка. Детям предлагается составить узор на планшете по образцу, предъявленному на доске.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Психолог: Паутинки вы составили. А теперь наш Муравьишка, решил сфотографировать Паучка. Давайте поможем ему сделать фотографию.

Вы получите фотокарточки, на которых будет проявляться изображение.

Задание «Фото Паучка»

Детям выдаются листы с нарисованным контуром паучка. Рисунок на спинке выполняется в виде графического диктанта. Приложение 12.

Психолог: Проявить фотографию – дело непростое. Поэтому надо быть очень внимательным и выполнять точно все, что я скажу.

Вы готовы?

Дети отвечают.

Психолог: Поднимите правую руку, а теперь левую. Возьмите синий карандаш и поставьте его на точку на спинке Паучка. Проводите линии под мою диктовку.

2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо.

После графического диктанта дети продолжают работать по инструкции учителя, выполняя задание.

Психолог: Жёлтым карандашом раскрасьте спинку, коричневым голову, синим карандашом раскрасьте ножки и рисунок на спинке.

Ребята выполняют задание. Для детей, которые неправильно держат карандаш – используем насадки на карандаш.

После выполнения задания детям предлагается устроить фотовыставку.

Психолог: Паучку очень понравились фотографии. Но солнышко уже спряталось за горизонтом, и пора было отдыхать!

На следующем занятии мы вернемся к нашим друзьям.

Зарядка

Дети одевают на руки перчатки. Лучше использовать разноцветные, мохнатые перчатки.

Психолог: Ваши ручки становятся паучками. Один паучок справа, а другой – слева.

А ну-ка правый паучок – пошевели лапками. А где ты, левый паучок? Покажи лапки?

Паучки «отправились гулять».

Психолог использует фигурки из пальчикового театра, задача детей точно воспроизвести движения. Используя пальчиковые фигуры можно составить и инсценировать сказочную историю.

Паучки встретили зайчиков (дети показывают пальцами ушки зайчиков), а потом на пути им встретился волк (из пальчиков складывают голову волка или собаки). С зайчиками они подружились, а от волка бросились бежать наутёк.

Дети с помощью педагога инсценируют историю.

Психолог: Какая интересная у нас история получилась! Раз вы такие веселые паучки, посмотрим, насколько вы внимательны. Давайте поиграем в игру, которая называетсяпаутинка-веточка.

Игра «Паутинка – Веточка»

Психолог: Если я буду говорить «паутинка» – прыгайте с раскрытыми руками, если «веточка» – то ваши руки находятся вдоль туловища.

Сначала психолог показывает нужные движение, но потом усложняет инструкцию, говорит – «паутинка», а показывает движение «веточка».

Психолог:Паучок и Муравьишка тоже играли в эту веселую игру итак развеселились, что залезли на самое высокое дерево.

Ребята, какие деревья вы знаете? Назовите их.

Ребята вспоминают названия деревьев.

Психолог: Бывают деревья с листьями – их называют лиственными. Это берёза, тополь, дуб, клён, рябина (можно подготовить картинки для демонстрации). А у некоторых деревьев вместо листьев растут иголочки – сосна, ель, пихта, лиственница. Их называют хвойными.

Наши друзья залезли на лиственное дерево. Давайте нарисуем его.

Задание«Рисуем дерево»

Психолог раздает ребятам листочки. Приложение 13.

Во время рисования психолог обсуждает с ребятами каждый элемент дерева, рисует его на доске, обсуждая элементы и отслеживая успешность ребенка на каждом этапе рисования.

Психолог: Сначала рисуем ствол (обсуждаем, что ствол - это тело дерева), корни - ноги (они спрятаны под землей), ветви – руки (они подняты кверху), листья - одежда (она меняет цвет в зависимости от времени года).

Подводя итоги, просим детей перечислить элементы дерева. Вводим в понятийный аппарат ребенка понятие «крона дерева».

Психолог: Итак, пока наши друзья Паучок и Муравьишка сидели на дереве, погода изменилась. Подул сильный, холодный ветер. И неожиданно листок, на котором сидел Муравьишка, оторвался од дерева, ветер подхватил его, закружил и понес в неизвестном направлении. «До свидания, Паучок», - крикнул Муравьишка, - «спасибо за все»! Голос его становился все тише и тише. Паучок его совсем не слышал, но все стоял и махал лапками, желая Муравьишке удачи.

Мы с вами тоже прощаемся до следующего урока.

Зарядка

Встаньте, пожалуйста, в одну шеренгу. Повернитесь ко мне лицом. Все что я буду делать правой рукой и вы делайте правой рукой. У вас где правая рука?

Ребята поднимают правую руку.

Психолог: А у меня правая рука вот здесь. А где у вас левая рука? А у меня вот здесь.

Итак, все, что я буду делать правой рукой и вы делайте правой рукой, а все что я буду делать левой рукой – вы тоже делайте левой. Слушайте внимательно!

Правая рука на пояс, левая вслед за ней. Правая на плечо, затем левая. Правая на голову, левая также на макушку. Правая на плечо, левая на плечо, правая на пояс, левая на пояс. Правая вниз, левая вниз.

Можно повторить упражнение несколько раз, добиваясь точного исполнения. Если у ребят хорошо получается – можно увеличивать темп. Если получается с ошибками – снижаем темп.

Психолог: Вдруг Муравьишка заметил, что в траве что-то светится! Как вы думаете, что бы это могло быть?

Дети высказывают предположения – фонарик, мобильный телефон, глаза кошки.

Оказывается, это был Светлячок! Видели ли вы когда-нибудь светлячка?

Психолог показывает детям картинки.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Психолог: Муравьишка подошёл и познакомился со Светлячком. Он дал ему лапку. А потом кивнул ему головой. Сейчас мы с вами будем здороваться как Светлячок и Муравьишка.

Задание «Раскрась светлячка»

Психолог предъявляет инструкцию поэтапно.

Психолог: Раскрасьте его пиджачок в красный цвет, крылышки в голубой, штанишки в любой, но не в зеленый.

Ребята выполняют задание.

Психолог: Светлячок очень обрадовался, поблагодарил Муравьишку и отправился зажигать лесные фонарики.

Послушайте, как он это делал.

Игра «Добрый Светлячок»

Психолог читает стихотворение про Светлячка. Предлагает игру в «ладушки» и одновременное заучивание стихотворения.

Каждый вечер светлячок
Брал фонарик на плечо
И бродил один по лесу,
Как ходячий маячок.
Он спасал от темноты
И деревья, и цветы,
А они, его увидев,
Улыбались с высоты...

Психолог: Муравьишка очень устал и пошел спать.

Вы тоже сейчас пойдете отдыхать, а в следующий раз мы снова встретимся с Муравьишкой.

Зарядка

Первое движение всегда с правой руки! Психолог показывает – дети повторяют.

Психолог: Правая рука на пояс, левая вслед за ней. Правая на плечо, затем левая. Правая на голову, левая также на голову. Правая на плечо, левая на плечо, правая на пояс, левая на пояс. Правая вниз, левая вниз.

Можно повторить упражнение несколько раз, добиваясь точного исполнения. Если у ребят хорошо получается – можно увеличивать темп. Если получается с ошибками – снижаем темп.

Психолог: Ребята, а помните, как Светлячок зажигал фонарики и приговаривал стихотворение?

А вы помогали ему, играли в ладушки, и каждый ваш хлопок зажигал фонарик. Давайте еще раз поиграем!

Игра «Добрый Светлячок»

Игра «ладушки» и одновременное проговаривание стихотворения.

Психолог:

Каждый вечер светлячок
Брал фонарик на плечо
И бродил один по лесу,
Как ходячий маячок.
Он спасал от темноты
И деревья, и цветы,
А они, его увидев,
Улыбались с высоты...

Ребята выполняют задание.

Психолог: У Светлячка была очень важная обязанность в лесу! Он каждый день готовил фонарики, чтобы вечером развесить их в лесу и зажечь. А у вас ребята, есть какая-нибудь обязанность в семье?

Ребята рассказывают о своих обязанностях. Психолог оказывает им эмоциональную поддержку, рассказывает, чем еще они могли бы помочь своей семье.

Психолог: Когда у человека есть обязанность, он становится взрослым. И наши друзья тоже очень ответственно относились к своим обязанностям.

Светлячок и Муравьишка готовили фонарики к вечеру. Помогите им сделать фонарики яркими и красивыми!

Задание «Фонарики»

Найдите два одинаковых фонарика, соедините их между собой, раскрасьте их так, чтобы они были абсолютно одинаковыми.

Детям предъявляются картинки с изображением фонариков. Приложение 15. Все фонарики разной формы. На них изображены различные узоры. Часть фонариков раскрашена, часть чёрно-белая.

Детям необходимо найти фонарики, одинаковые по форме и узорам. Необходимо также раскрасить их таким образом, чтобы фонарики были одинаковые не только по форме и узору, но и по цвету.

Психолог: После того, как друзья развесили фонарики, у них ещё осталось время для того, чтобы поиграть вместе.

Светлячок научил Муравьишку играть в игру DOOBLE, и вы тоже сейчас научитесь в неё играть.

Игра с правилами

Детям предлагается игра Дубль.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Психолог: Встретимся с Муравьишкой на следующем уроке, ребята.

Зарядка

Психолог: Светлячок предложил Муравьишке попрыгать.

Правила такие. Все встают в центре класса, справа от детей кладётся картинка с фонариком, слева с цветочком, спереди со звёздочкой, а сзади с камешком.

Детям предлагается совершать прыжки вперёд-назад-вправо-влево в зависимости от того, какой предмет называет учитель. Для усложнения можно использовать команды вперёд-назад-вправо-влево.

Светлячок предложил Муравьишке отправиться к кузнечикам и спросить у них дорогу в школу. Чтобы Муравьишка не заблудился, Светлячок рассказал ему, как нужно идти, а Муравьишка зарисовал карту.

Задание «Карта Муравьишки»

Детям предлагается «карта», на которой они зарисовывают маршрут (одна клеточка вверх, одна клеточка вправо и т.д.). Приложение 16.

Когда Муравьишка вышел на полянку он увидел веселых кузнечиков. Кузнечики устроили соревнования, кто из них скачет быстрее всех.

Задание «Дорожки Кузнечиков» Приложение 17.

Психолог: Сначала прыгал зеленый Кузнечик. Раскрасьте Кузнечика и нарисуйте его путь.

Затем прыгал желтый Кузнечик. Сделайте то же самое.

И последним прыгал коричневый Кузнечик.

У какого Кузнечика была самая длинная дорожка? У какого самая короткая?

Ребята раскрашивают дорожки, выполняют графическое задание.

Психолог: Муравьишка захотел поблагодарить кузнечиков и научил их играть в игру DOOBLE, в которую играл со Светлячком. А вам понравилась игра? Давайте поиграем.

Игра с правилами

Ребята играют, психолог чётко отслеживает выполнение правил игры.

Психолог: До свидания, ребята, встреча с Муравьишкой ждёт вас на следующем занятии.

Зарядка

Встаньте друг напротив друга. По счету «раз» дотроньтесь левым локтем до правой коленки, вернитесь в исходное положение. На счет «два» - правым локтем до левой коленки, вернитесь в исходное положение. На 3 счета поменяйтесь местами.

Внимание: раз, два. Раз-два-три. И еще раз: раз, два. Раз-два-три.

Ребята делают зарядку, психолог отслеживает успешность выполнения каждого движения.

Психолог: Кузнечики вручили Муравьишке карту, и он отправился дальше, навстречу приключениям. Муравьишке обязательно надо было поскорее добраться до Улитки.

Задание «Путь у Улитке»

Детям предлагается карта, на которой изображены несколько тропинок. Приложение 18. Под диктовку учителя они рисуют правильный маршрут.

Одна клеточка вправо, одна вверх и т.д.

Психолог:Муравьишка резво отправился в путь и вскоре встретил Улитку.

Вы когда-нибудь видели улитку? По каким признакам ее можно узнать?

Психолог рассказывает детям о том, где живут улитки, как они выглядят.

Психолог размещает на доске изображение улитки, можно посмотреть совместно с детьми видео.

Как Муравьишка в школу спешил - student2.ru

Задание «Рисуем Улитку»

Психолог: Ребята, давайте нарисуем Улитку, изобразим, как она выглядит.

В вашей тетрадке 4 улиточки. Приложение 19. Раскрасьте тело улитки, которая расположена наверху справа желтым карандашом, наверху слева – зеленым карандашом. Обведите панцирь улитки по пунктирным линиям.

Найдите похожую улитку и раскрасьте ее точно также.

Дети рисуют, психолог отслеживает точное выполнение инструкции.

Психолог: А теперь переверните листок и попробуйте нарисовать Улитку, с которой встретился на герой Муравьишка. Приложение 20.

Дети по памяти рисуют Улитку.

Психолог: Вы уже знаете, ребята, что улитка очень медлительная, а наше время закончилось. В следующий раз мы продолжим наше путешествие с Муравьишкой! Его ждут новые приключения.

Игра «Пчёлы и Осы»

Ребята делятся на 2 команды – пчёлы и осы. От каждой команды выбирается водящий. Ведущий прячет в кабинете 2 цветочка – красный и синий. Задача водящих – найти эти цветочки, а задача команд указать водящим нужное направление. Делать они могут это с помощью издаваемых звуков: пчелы могут жужжать, а осы шипеть. Показывать и издавать другие звуки нельзя. Чем громче звук, тем ближе цветочек. Чем тише звук, тем дальше цветочек. Выигрывает та команда, которая быстрее отыщет нужного цвета цветок.

Дети играют. Психолог проводит 2-3 прогона игры.

Психолог: Муравьишка так заигрался с пчелками, что не заметил, как наступил вечер. Пчелки пригласили его к себе. Поэтому, что произошло с Муравьишкой дальше – мы узнаем в следующий раз.

Зарядка

Психолог: Первое движение всегда будем делать с правой руки!

Психолог показывает – дети повторяют.

Правая рука на пояс, левая вслед за ней. Правая рука на плечо, затем левая. Правая рука на голову, левая также на голову. Правая рука - тянется вверх, за ней тянется левая. И в обратную сторону.

А пчелки научили Муравьишку делать свою зарядку.

Зарядка «Стрекоза»

Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза,
А сама как вертолёт,
Влево, вправо, взад, вперед.

Психолог сопровождает считалочку движениями, отслеживает правильное выполнение движений у детей.

Прилетела стрекоза – взмахи руками.

Как горошины глаза – руки приставляем к глазам.

А сама как вертолёт – поворот вокруг себя.

Влево, вправо, взад, вперед – делаем шаги в соответствующие стороны.

Психолог: Вот так Муравьишка и Стрекоза поиграли вместе!

А потом они решили вместе сделать что-нибудь интересное. Муравьишке очень захотелось нарисовать на память портрет Стрекозки.

Задание «Красавица-Стрекозка»

Психолог: Ребята, раскрасьте Стрекозу. Приложение 23. Представьте, что Стрекозка смотрит на вас. Раскрасьте правое верхнее крылышко в красный цвет, левое нижнее в голубой. Правое нижнее в зелёный, а левое верхнее в оранжевый. Какие на

Наши рекомендации