Методологическая характеристика основных психологических течений.
Уровни методологии науки.
· Философский уровень – высший. Объединяет в себе общие принципы познания с категориальным аппаратом науки в целом.
· Общенаучный. Определяет принципы, средства и форму научного познания в целом.
· Конкретно-научный – частный. Определяет принципы, средства и формы познания конкретной науки.
· Уровень методологического и технического исследования. Способы и приемы организации исследования, сбор, обработка и интерпретация информации.
· Парадигмальный уровень.
13. Общенаучная методология – это методология, которая состоит из приемов, операций, методов, которые уже описаны наукой и применяются ко всем отраслям наук. Общенаучная методология включает в себя такие принципы:
· Детерминизм – изучение объекта во взаимосвязи с причинами и следствиями.
· Развитие - необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов.
· Системность - это означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями.
Конкретнонаучная – те же принципы приемы и методы для конкретной науки.
16.Возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего. В психологии самый трудный предмет, по мнению Выготского, и его труднее всего изучить. Это сложность и многоплановость предмета исследования, его своеобразие. Новые методологические подходы нужны для изучения накопившегося эмпирического материала.
Методологическая характеристика основных психологических течений.
19.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования –та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
Предмет исследования – это сторона или аспект объекта, который непосредственно вычленяется сквозь призму проблемы.
27.
28. Гипотеза– этопредположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.
Верификация– это получение опытных данных в пользу предполагаемой гипотезы.
Фальсифицируемость – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы, претендующей на статус научной, быть отвергнутой в ходе эмпирической проверки.
Фальсификация– это получение опытных данных в пользу опровержения предполагаемой гипотезы.
31.Метод – это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний.
Группы методов психологии
Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).
На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.
Первая группа — организационные методы
К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
Уровни методологии науки.
· Философский уровень – высший. Объединяет в себе общие принципы познания с категориальным аппаратом науки в целом.
· Общенаучный. Определяет принципы, средства и форму научного познания в целом.
· Конкретно-научный – частный. Определяет принципы, средства и формы познания конкретной науки.
· Уровень методологического и технического исследования. Способы и приемы организации исследования, сбор, обработка и интерпретация информации.
· Парадигмальный уровень.
13. Общенаучная методология – это методология, которая состоит из приемов, операций, методов, которые уже описаны наукой и применяются ко всем отраслям наук. Общенаучная методология включает в себя такие принципы:
· Детерминизм – изучение объекта во взаимосвязи с причинами и следствиями.
· Развитие - необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов.
· Системность - это означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями.
Конкретнонаучная – те же принципы приемы и методы для конкретной науки.
16.Возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего. В психологии самый трудный предмет, по мнению Выготского, и его труднее всего изучить. Это сложность и многоплановость предмета исследования, его своеобразие. Новые методологические подходы нужны для изучения накопившегося эмпирического материала.
Методологическая характеристика основных психологических течений.
19.