Тема 26. Познание и речь. (наверх)
Первый вопрос. Язык и речь[461]. Виды и функции речи[462]. Проблема эгоцентрической речи.
В одной из тем подробно говорилось о средствах общения, одним из которых является и речь. Язык и речь различаем по психолингвисту Ф. Соссюр. Язык – это совокупность знаков и правил оперирования ими. Основное свойство языка – его условность (произвольность) знакового материала (необходимо разъяснять). Речь - это процесс оперирования языком.
У языка и речи три отличия: 1. Язык стабилен, речь динамична. 2. Язык суть совокупность общественных значений, речь индивидуальна (в этом смысле речь есть резерв развития языка). Единицей речевого мышления является значение слова. Это ещё не понятие. Значение или смысл? Выготский выбрал слово значение, чтобы можно было сказать, что когда ребенок освоит общественную речь (язык, правила), то сможет свободно пользоваться этими правилами, и можно будет говорить не только о значениях, но и о смыслах слов. Смысл доминирует над значениями. 3. Способ овладения языком и речью. Языком (например, иностранным) человек сначала овладевает (с точки зрения его лексики и грамматики) и только потом начинает говорить, т.е. пользоваться речью. А речь осваивается наоборот. Ребенок сначала говорит на родном языке, а лишь затем осваивает правила языка. Проблема соотношения житейских и научных понятий.
Виды и функции речи. Речь бывает знаковая и сигнальная. Общими функциями для той и другой является коммуникация и экспрессия. Знаковая речь в свою очередь делится на речь внешнюю и внутреннюю. Функции относимые, прежде всего, к внешней, но характерные и внутренней: индикативная, номинативная, сигнификативная и гностическая. Внешняя речь делится на монологическую и диалогическую. А монолог устный[463] или письменный[464].
Функции внутренней речи пока не все. Проблема эгоцентрической речи[465].
Полемика Выготского и Пиаже.
Характеристики | Содержание | Функции | Развитие |
Пиаже 1932г. «Речь и мышление ребёнка» | Э. р. внешне напоминает довольно странный диалог. По содержанию свернутая или сокращенная. Коллективный монолог. Иллюзия понимания собеседника. Выготский это понял как социальный аутизм. | Речь как признак соответствующего мышления. Данная речь не имеет функций, а является простым аккомпанементом эгоцентрического мышления. | Дальнейшая судьба этой речи исчезает в том смысле, что исчезает эгоцентризм. С преобразованием наглядно-интуитивного мышления. |
Выготский 1934г. «Мыщление и речь» | Свернутость, сокращ-ть, речь для себя. Речь внешняя по происхожд. Э.р. - переходная форма из внешней во внутреннюю речь. Речь социальна. | Как повысить коэф. Э. р.? В опред. стадии реш-я задачи, при столкновении с трудностями. Планирующее д-е и регуляция его вып-я. | Э. р. переходит во внутреннюю. Исчезает внешний план речи, её звучание. Но остаются функции во внутренней. |
Пиаже 1960-е годы | Социальная речь, но речь как признак познавательного эгоцентризма. Речь соответственно себе. | Признак эгоцентризма. Попытка продуктивного диалога со взрослым. Необходима для перехода от символических схем к интуитивным. | Происходит переход от интуитивных схем к операциональным. План речи был внешним, стал внутр. Социализация, признак внешнего диалога. Изменение в познании, ребенок может мыслить с полноценным учетом взрослого. |
Второй вопрос. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.
В этом вопросе разберём генетическую историю, которую рассказывает Выготский с соавтором. Л.С.Сахаров по поручению Выготского пытается посмотреть современный им материал стадий развития значений слов.
Ребёнок говорит в 1,5-2 года, а понятия появляются в 7-8 лет. Что заменяет понятие в допонятийном периоде? Каков функциональный эквивалент понятия. Что генетически предшествует понятию.
Выготский хочет построить методику двойной стимуляции[466]. Сахаров смотрит материалы вюрцбургской школы. Обнаруживает, прежде всего, что велось определения и сравнения понятий. Это методы не годятся, п.ч. понятия уже сформированы. Обнаружилась методика образования искусственных понятий (методика Аха).
Есть три стадии значения слов, первая из которых называется «синкретический образ». Коротко синкрет – это набор объектов, между которыми не наблюдаестя никаких объективных связей. Когда ребёнок подбирает, то трудно выбрать никакого признака. Но может быть есть какой-нибудь субъективный признак, но объективная стратегия отсутствует.
Вторая стадия – комплексов. Методика Выготского-Сахарова работает для изучения комплексов. Комплекс – это набор объектов, между которыми существуют объективные связи, но нет ни одного общего признака. Т.е. собирает ребенок объекты по признакам, но общего признака нет.
Есть две структуры комплекса. Первая называется ядерной. Все объекты подбираются по какому-то эталону (ядру). По его цвету, форме, размеру и т.д. Вторая структура – цепная. Дается эталон и он становится началом цепочки. По цвету подобрал второй объект, по форме второго объекта подобрал третий и т.д. Но общего признака у них нет.
Для Выготского было ещё важное обстоятельство. Например, эталон красный и избирается признаком цвет. Добавляется по признаку объект красного же цвета. Но может быть другой цвет с целью собрать коллекцию цветов. Типов групп три: 1) синкрет; 2) комплекс; 3) понятие.
Выделяется основания: структура комплекса (ядерная и цепная) и признак (сохранение параметра и изменение параметра): 1) Ядерный (ассоциативный); 2) Коллекция; 3) Цепной; 4) Диффузный.
Но есть и пятый тип комплекса. Псевдопонятие[467]. В конце-концов ребенок может подобрать такой набор, у которого какой-то общий признак всё-таки будет. А это уже тогда будет понятие. Но чем отличается комплекс от понятия? Сходство: внешнее (формальное, фенотипическое[468]) – это наличие общего признака. Отличие: если ребенок мыслит комплексно, то общий признак им не осознаётся. Ребенок в принципе и не ищет ничего общего в объектах. В такой ситуации генотипически[469]общий признак является комплексом. Джойс: «Художник не делает ошибок, его ошибки подсказки к открытиям».
Надо сказать об одной ошибке Выготского. Кое-где он говорит, что у комплекса конкретные признаки, а у понятия абстрактные. Вообще это так, но к методике Выготского-Сахарова это не имеет отношения. П.ч. у объектов нет никаких абстрактных признаков.
Когда мы говорили об аффективных комплексах по Фрейду, предупреждалось, что слово комплекс будет встречаться. Так вот тот, у кого комплексы по Фрейду, тот и мыслит комплексами по Выготскому, без понятий. Человек, который собирается мыслить о чем-то комплексно, это комплекс львиного Зигмунда, не надо так мыслить.
Например, комплекс градостроительства Москвы. Да не комплекс это, п.ч. там, где комплексы, там нет понимания. Или пример использования слова комплекс Тарковским. Комплекс можно использовать в случае, когда человек чего-то не понимает. Я не понимаю, какой жанр создал В.Высоцкий. Знаю только, что всего Высоцкого с его словечками, гитарами, ритмами надо брать в комплексе. Всё надо брать автоматически, всё может оказаться важным.
Собственно понятия.
Когда возникают понятия – это не особая стадия, а новая линия развития. У понятия ещё по Аристотелю есть объем (класс объектов, входящих в понятие) и содержание (признаки понятия). В комплексной линии развития ребёнок набирает объем. А вот вторая линия понятийная имеет дело с содержанием понятия. Ребёнок когда-то начинает обобщать по признакам. И тогда, смотря какие это признаки.
Возьмём различение «осознание признака» (есть/нет). Если нет – то это псевдопонятие (по внутренней структуре комплекс). Есть есть – надо спросить «Какой это признак?» (выделить тип признака). Второе различение «тип признака» (эмпирический/обобщенный). Если эмпирический, то понятие потенциальное, конкретное. Значит есть куда развиваться дальше Если обобщенный (абстрактный) – такое понятие будет истинным. Потенциальные понятия Выготский назовёт житейскими, а понятия истинные – научными.
Методика образования понятий Брунера. Прежде всего, отметим следующее. Выготский рассматривает становления понятий генетически (синкреты, комплексы, понятия). Брунер рассматривает функционирование понятиями в процессе их использования. Возможны разные стратегии работы с признаками. В отличие от методики Выготского-Сахарова признаки выделяются, в зависимости от способа использования.
Например, экспериментатор задумал понятие «зелёный круг». Фон не важен. И испытуемый говорит «не на красном, а на желтом фоне». Ему отвечают «это тоже круг». Он тогда понимает, что фон не важен и срезает признак фона. И так срезая лишние признаки, определит задуманное понятие. Выделяется две стратегии. Или испытуемый избирает все 4 признака из 4 или парциально только один признак. У целостной гипотезы стратегия «фокусировка». Второй человек рискует. Например, сказать «красный фон». Если экспериментатор задумал именно это понятие, то при вытягивании карточки нужно будет менять гипотезу. Вторая стратегия называется «сканирование». Здесь сканируются гипотезы. Первый отсеивает лишнее, второй собирает по частям. Первая надежнее (не нагружает память и напоминает алгоритм, хотя в сложных задачах этот путь очень длинный). Вторая рискованная, можно ошибиться, встретив отрицательный отвергающий пример, значит надо запоминать все примеры и положительные и отрицательные. Но уж если повезёт (как повезло исследователю афазии[470] – Брока, высказавшему частную гипотезу и оказавшемуся правым). Это эвристическая стратегия.
После Брунера возникло ещё много методик. Но в принципе они либо генетические, либо стратегические.