Тема 18. Развитие личности. (наверх)

Положа руку на сердце, мы говорили о развитии личности постоянно. Когда мы начинали то говорили: личность рождается дважды. Первое рождение - это структурирование мотивов. Первое направление - это прежде всего развитие мотивационной сферы человека. Здесь остаёмся общими психологами, но обращаемся и к психологии возрастной. Затем второе рождение личности грубо это осознание её мотивов, а следовательно определённое представление о себе. Это второе направление именуют развитие самосознания. И наконец. Вот развивается человек мотивационно, развивается представление о себе. И можно сказать об актуальном генезе личности, о том как происходит, о конкретном решение личностной проблемы. Это в строгом смысле личностный рост.

Таким образом тему можно уточнить. Не просто развитие личности, а развитие мотивационной сферы личности. А шире для возрастной психологии это проблема периодизации психического развития вообще. Оправдывающее обстоятельство. В курсе общей психологии не стоит задача точно подробно описывать все периоды возрастного развития личности. В этом курсе надо понять некоторые основания, по которым вообще выделяют период в психическом и мотивационном личностном развитии.

Вновь воспользуемся различением природное/социальное/собственно личностное. Какие только природные признаки не выделяются в качестве критериев психического развития. Это всегда созревание[394] организма. Скажем, становление сексуальной сферы или на ранних этапах сформированность зубов. А касаемся мы той классификации, где выделяются ключевые возрастные периоды. Младенчество, младший школьник и т.д. Иногда эти периоды у авторов несколько по разному называются или ставятся иначе возрастные границы. Мы будем различия помечать, но возрастные границы интересуют не в первую очередь.

Вторая группа критериев – социальные. Наверное, удобно начать с Л.С.Выготского – родоначальника не только психологии вообще, но возрастной и педагогической. И у него находим когда решается проблема психического возраста такое понятие, как социальная ситуация развития[395]. По сути Выготский имеет ввиду ближайшие жизненные условия для появления психических новообразований[396]. Причём эти жизненные условия вызвали появление новообразований. А затем добавляет, что эти новообразования изменяют социальную ситуацию и создают предпосылки для дальнейшего развития, для перехода на следующий уровень.

У ученика Выготского - Леонтьева это понятие преобразуется в ведущую деятельность – это та, в которой появляются и развиваются психические и личностные особенности субъекта. Определяется треям аспектами. Прежде всего, это условие для возникновение нового, для дальнейшего развития. Во-вторых, внутри этой деятельности развиваются отдельные психические процессы (в игре дошкольника – воображение, в учении младшего школьника – постепенно, отвлеченное абстрактное мышление и т.д.).. В-третьих, внутри ведущей деятельность образуются новые черты (новообразования в личности в данный период).

Вслед упомянем имя Д.Б.Эльконина. Прекрасно знал ребёнка, симпатичный, Маслоу бы сказал – самоактуализирующаяся личность[397]. Он считает возможным использовать ведущую деятельность как критерий выделения стадий психического развития (и конечно мотивационного развития). Когда-то человек входит в два мира - других людей (социальный, мир общения с другими). И второй мир культуры, материальной, знаний и т.д. Для Эльконина это разделение социального и культурного тоже ключ к тому, как выделять ведущие деятельности. Конкретный пример. В младенчестве ведущая деятельность – это эмоциональное общение, единство с матерью. Это первая ситуация развития. Но ведь ребенка окружают, скажем, игрушки. Появится другая деятельность, которая станет ведущей. В младенчестве – общение с матерьб. А в раннем детстве – манипуляция с игрушками. И таким образом на каждом этапе своя ведущая деятельность.

Есть и личностные критерии. И третья группа будет представлена всего одним автором – Э.Эриксон. Он в отличие от Даниила Борисовича рассмотрел всю жизнь человека, а не только её первые этапы, которые заканчиваются школьным обучением. Эриксон создаёт концепцию, суть которой в том, чтобы выделить стадии развития, которые как бы выходят за рамки природы. Развитие не есть созревание. Развитие организма (психики, психического субъекта) связано с развитием личности. Эриксон выделяет стадии по следующему критерию: личностный выбор (типовая ситуация требующая выбора). Знаменитое «Быть или не быть?». Пошёл по позитивному или негативному пути. Позитивный или негативный исход ситуации. Скажем, в младенчестве Эриксон выделяет в этом периоде позитивный и негативный исход. Основная проблема здесь – это встреча с миром. И проблема – примет тебя мир или нет. И тогда Эриксон скажет: позитивный исход – базовое доверие к миру (будем говорить о важности, значимости эмоциональных контактов с матерью, но значение периода более серьёзное). Либо негативный исход – недоверие к миру. Уже от этого первого периода многое зависит в дальнейшем.



Возраст Социальное окружение Ведущая деятельность по Эльконину Личностный выбор по Эриксону
1) Младенчество. Эльконин: до 1 года. Эриксон: до 2 лет. 1) Круг общения – мать. 1) Непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью. 1) Базовое доверие к миру или недоверие к нему. У Толстого есть воспоминание, первое раннее о том, как его младенца купают в ванной и как ему хорошо в этих жизненных условиях, в этой ситуации – яркий символ доверия к миру.  
2)Раннее детство. Эльконин: от 1 года до 3 лет. Эриксон: от 2 до 3 лет. Ползунковый период. 2) Родители. Семейная триада должна быть полной (по Фрейду в раннем детстве) 2)Предметно-манипулятивная. 2)Автономия и самостоятельность или сомнение и стыд.
3)Дошкольное детство. Эльконин: от 3 до 7 лет. Эриксон: от 3 до 6 лет. Второе детство. 3)Семья. Уже не только родители, но и братья и сестры. А также сверстники. И воспитатели. 3)Сюжетно-ролевая игра. Опробование социальных ролей, освоение новых знаний. 3)Инициативность или пассивность. Инициативность связана с игровыми ситуациями, принятие ответственности на себя. Напротив пассивность это подчинение, избегание ответственности.
4)Младший школьный возраст. Эльконин: от 7 до 11 лет. Эриксон: от 6 до 12 лет. Предпубертатный период. 4)Школа, учителя, сверстники ученики, соседи по дому. 4)Учение, как бы новое возвращение от социума к культуре. Доминирует вхождение в мир знаний. 4)Инструментальная умелость (владение знаниями, умениями, навыками) или инструментальная неполноценность.
5)Подростковый возраст. Эльконин: от 11 до 15 лет. Эриксон: от 12 до 18 лет. Юношеский период. 5)Достаточно малые группы сверстников и конкретные сверстники, межличностное общение 5)Интимно-личное общение со сверстниками. Хотя можно было поставить и социальное самоопределение и борьбу за место в коллективе и т.д. 5)Ролевая идентификация или путаница ролей.
6)Старший школьный возраст. Эльконин: от 15, 16 лет. Эриксон: от 18 до 35 лет. Ранняя зрелость. 6)Друзья, коллеги по работе. 6)Учебно-профессиональная деятельность, подготовка к труду, вхождение в общество. 6)Сотрудничество с другими или отчуждение и изоляция. Это и термин Адлера.
7)Средний возраст. Эриксон: от 35 до 60 лет. Кризис среднего возраста: от 30 до 42 лет. 7) Профессиональное окружение и собственная семья.   7)Солидарность и созидательность или изолированность и стагнация.
8) Поздняя зрелость. От 60 лет. 8) Близкие люди и всё человечество.   8) Единство Я и сохранение личности или одиночество и дезинтеграция личности.
         

Блестящая телеигра «Что где когда». Что такое личностный поступок? Личностный поступок это критическое испытание культурных предметов и испытание себя. Имеем ли мы ввиду социокультурные правила дорожного движения, создание произведений искусства и т.д. И тогда где необходим личностный поступок? На пределе возможностей применения этих предметов и возможностей их испытателя (как Солженицын, который представлял себе сферу, на пределе которой начинал личностную работу поиска и создания новых слов). Когда? В процессе жизни, в ходе решения проблем человек переживает катастрофу, более гладко и точно - утрату средств, утрату понимания себя. И выжить в этой катастрофе в личностном смысле как раз и позволяет обращение к культурным предметам. Например, тот самый Робинзон Крузо, потерпевший катастрофу и спасший и сохранивший себя потому что спасал и искал новые возможности применения оставшихся вместе с ним культурных предметов. Те вещи, которые он вынес с корабля потом применял самыми различными способами. Диагност скажет, что это было выполнение упражнения на дивергентность. Нет, поправим диагноста, он личностно растёт, он развивает культуру и себя в ней. Вот он сидит и прошло несколько лет и надежд вернуться к современным людям у него фактически уже нет. Он, например может сказать «Я создаю воссоздаю культурные предметы.» Нескромно, хотя и так. Но ведь фактически неизветсно, пригодятся ли его предметы другим или нет. И тогда более точно для него будет сказать «Я есть культурный предмет.» Личность – это средство испытания культуры, но и она сама является культурным предметом. В этот же момент он видит корабль, который вернёт его на Родину. И Робинзон вернется на Родину гражданином мира.

Наши рекомендации