Тест командных ролей М. Белбина (Belbin, M. (1981). Management Teams. London; Heinemann).
Описание
Опросник позволяет оценить у студентов навыки работы в команде. Тест построен по принципу константной суммы. Респонденту необходимо распределить баллы между различными стилями поведения в командной работе. Каждый стиль поведения соответствует определенной командной роли.
Инструкция: В каждой секции распределите 10 баллов среди тех предложений, которые, по вашему мнению, лучше всего определяют (описывают) ваше поведение. Эти баллы могут быть распределены среди нескольких утверждений; в исключительном случае 10 баллов могут быть распределены среди всех утверждений данной секции или соотнесены с одним единственным предложением. После этого необходимо внести баллы в таблицу.
1. Что, по-моему, мнению, я могу предложить команде:
Вари- анты | Баллы | Утверждения |
a | Я думаю, что могу очень быстро увидеть и определить преимущества новых возможностей | |
b | Я хорошо срабатываюсь с разными людьми | |
c | Одно из моих природных достоинств – способность предлагать новые идеи | |
d | Я могу задействовать потенциал людей, когда я чувствую, что им есть что предложить группе для достижения поставленных задач | |
e | Обычно при решении поставленных задач я полагаюсь на свой собственный потенциал | |
f | Я готов смириться с временной непопулярностью, если в конечном итоге это ведет к результатам | |
g | Обычно я чувствую, что является реалистичными и может сработать | |
h | Я могу предложить обоснованные причины для выбора альтернативных направлений, не вызывая предубеждений и предрассудков. |
2. Мои возможные недостатки при работе в группе могут проявляться в следующем:
Вари- анты | Баллы | Утверждения |
a | Мне трудно работать, если встречи плохо структурированы, плохо контролируются или плохо проводятся | |
b | Порой я уделяю слишком много времени и внимания людям, которые возможно и имеют интересные идей, но не имеют возможности высказывать их | |
c | Я склонен говорить слишком много, когда группа обсуждает новую идею | |
d | Из-за моего объективного видения поставленных задач мне трудно с готовность и энтузиазмом присоединиться к коллегам. | |
e | Иногда, если существует необходимость выполнить какую-нибудь задачу, меня воспринимают как сильную авторитарную личность | |
f | Я нахожу для себя трудным быть в первых рядах, вести за собой; возможно, это из-за моей сверхчувствительности к атмосфере в группе. | |
g | Я подвержен тому, что меня порой слишком увлекают новые идеи и, в результате, я теряю нить того, что происходит вокруг | |
h | Мои коллеги воспринимают меня как человека, который излишне беспокоится по мелочам и постоянно ожидает, что ситуация выйдет из-под контроля |
3. Когда я вовлечен в проект с другими людьми:
Вари- Анты | Баллы | Утверждения |
A | Я обладаю способностью влиять на людей, не оказывая при этом давления на них | |
B | Моя постоянная бдительность способствует предупреждению ошибок и упущений | |
C | Я готов давить на других людей для того, чтобы быть уверенным, что они не теряют время попусту и не теряют основную линию поставленных задач | |
D | Я мог считаться с человеком, который может привнести в работу команды что-нибудь оригинальное, нестандартное | |
E | Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах | |
F | Меня обычно интересуют новейшие идеи и разработки | |
G | Я уверен, что моя способность судить может помочь в принятии правильного решения | |
H | На меня можно положиться, если необходимо организовать работу |
4. Мой специфичный подход к работе в группе заключается в следующем:
Вари- Анты | Баллы | Утверждения |
A | Я очень заинтересован в том, чтобы узнать как можно лучше своих коллег | |
B | Для меня не проблема оспорить точку зрения другого или пребывать в меньшинстве со своей точкой зрения | |
C | Я обычно веду спор таким образом, что могу отклонить неприемлемые предложения | |
D | Я думаю, что у меня есть талант делать все в соответствии с планами, не отклоняясь | |
E | Я предпочитаю избегать очевидного и предлагаю неожиданные решения | |
F | Я привношу нотку перфекционизма (желания сделать все наилучшим образом) во все, чем бы я не занимался | |
G | Я готов воспользоваться своими контактами в не группы | |
H | Притом, что меня интересуют все точки зрения, я могу без колебаний принять решение, когда это необходимо |
5. Я получаю удовольствие от работы, потому что:
Вари- Анты | Баллы | Утверждения |
A | Мне нравиться анализировать ситуации и сравнивать возможные альтернативы | |
B | Я заинтересован в нахождении практического решения проблемы | |
C | Мне нравиться ощущать, что я развиваю хорошие деловые отношения | |
D | Я могу оказать сильное воздействие на процесс принятия решения | |
E | Я могу идти на встречу человеку, если он предлагает что-то новое | |
F | Я могу убедить людей согласиться с ходом действий, которые я считаю правильными | |
G | Я чувствую себя в своей тарелки, если могу отдать все сове внимание задачи | |
H | Мне нравиться находить такую область деятельности, которая требуют воображения |
6. Если я внезапно получаю задание, при этом я ограничен во времени и мне приходиться работать с незнакомыми людьми:
Вари- Анты | Баллы | Утверждения |
A | Мне хочется уединиться и обдумать выход из положения перед тем, как разработать план действий | |
B | Я буду готов работать с человеком, который предложит наиболее положительный подход | |
C | Я постараюсь каким-то образом сократить объем задания путем распределения отельных порций задания между теми, кто лучше справиться | |
D | Мое природное чувство времени поможет обеспечить выполнение дела в срок | |
E | Я думаю, что сохраню самообладание и способность думать | |
F | Я сохраню целеустремленность, несмотря на давление | |
G | Я буду готов показать пример в работе, если почувствую, что люди не справляются | |
H | Я открою дискуссию с целью стимулирования новых соображений и попытки сдвинуться с мертвой точки |
7. Относительно проблем, с которыми я сталкиваюсь, работая в группе:
Вари- Анты | Баллы | Утверждения |
A | Я склонен выказывать нетерпение к тем, кто препятствует движению вперед | |
b | Иные могут критиковать меня зато, что у меня слишком аналитический склад мышления и мне не хватает интуиции | |
C | Мое желание обеспечить качество работы может препятствовать движению вперед | |
D | Мне быстро надоедает заниматься делом, и я надеюсь на тех, кто может оживить меня и прогнать скуку | |
E | Мне трудно сдвинуться, пока я не уясню целей | |
F | Мне трудно растолковать и пояснить сложные моменты | |
G | Мне трудно просить других делать то, что не могу сделать сам | |
H | Я сомневаюсь в необходимости настаивать на своей точке зрения, когда встречаю настоящую оппозицию |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Внесите в таблицу поставленные баллы
Секция | Вариант | |||||||
a | b | C | d | e | f | g | h | |
Перенесите баллы из верхней таблицы в нижнюю, согласно секциям. Затем сложите цифры в каждой колонке, чтобы получить общий балл распределения роли в группе.
Секция | ПР | ФР | ИР | ФИ | РА | РК | ЗВ | МО | ||||||||
d | f | a | c | g | b | e | h | |||||||||
b | e | c | g | a | f | h | d | |||||||||
a | c | f | d | h | e | b | g | |||||||||
h | b | g | e | d | a | f | c | |||||||||
f | d | e | h | b | c | g | a | |||||||||
c | g | h | a | f | b | d | e | |||||||||
g | a | d | f | e | h | c | b | |||||||||
Итого |
Перенесите цифровые данные в графические
Тип | Знак | Типичные черты | Положительные качества | Простительные слабые стороны |
Работник Компании | РА | Консервативен, с чувством долга, предсказуемый | Организаторские данные, практический ум, работоспособность, самодисциплина | Недостаточная гибкость, неприятие необоснованных идей |
Председатель | ПР | Спокойный, уверенный в себе, сильный самоконтроль | Способность поощрять всех людей за их достоинства. Лишенный предубеждений. Сосредоточен на поставленных целях. | Средние творческие способности или интеллект |
Формирователь | ФР | Очень напряжен, динамичен, плохо владеет собой | Внутренняя сила, готовность бросить вызов инертности, неэффективности, самодовольству или обману | Склонность к провокации, раздражительность и отсутствие терпения |
Фабрика идей | ФИ | Индивидуалист, серьезный, неортодоксальный | Талант, воображение, интеллект, знание | Витающий в облаках, склонный игнорировать практические детали и инструкции |
Исследователь ресурсов | ИР | Экстраверт, энтузиаст, любопытный, общительный | Способность к контакту с людьми и исследованиями. Поддерживают контакт с внешней средой | Склонен терять интерес после того, как проходит первоначальное очарование |
Мониторщик | МО | Трезвый, неэмоциональный, предусмотрительный | Рассудительный, осторожный, практичный | Не хватает вдохновения и способности мотивировать остальных |
Работник команды | РК | Общительный, мягкий, чувствительный | Способность отзывчиво реагировать и поддерживать командный дух | Нерешительность в критические моменты |
Завершитель | ЗВ | Усердный, любит порядок, сознательный, беспокоящийся обо всем | Способность завершить дело, стремление к совершенству | Склонность к беспокойству по мелочам, нежелание пустить дело на самотек |