Тест командных ролей М. Белбина (Belbin, M. (1981). Management Teams. London; Heinemann).

Описание

Опросник позволяет оценить у студентов навыки работы в команде. Тест построен по принципу константной суммы. Респонденту необходимо распределить баллы между различными стилями поведения в командной работе. Каждый стиль поведения соответствует определенной командной роли.

Инструкция: В каждой секции распределите 10 баллов среди тех предложений, которые, по вашему мнению, лучше всего определяют (описывают) ваше поведение. Эти баллы могут быть распределены среди нескольких утверждений; в исключительном случае 10 баллов могут быть распределены среди всех утверждений данной секции или соотнесены с одним единственным предложением. После этого необходимо внести баллы в таблицу.

1. Что, по-моему, мнению, я могу предложить команде:

Вари- анты Баллы Утверждения
a   Я думаю, что могу очень быстро увидеть и определить преимущества новых возможностей
b   Я хорошо срабатываюсь с разными людьми
c   Одно из моих природных достоинств – способность предлагать новые идеи
d   Я могу задействовать потенциал людей, когда я чувствую, что им есть что предложить группе для достижения поставленных задач
e   Обычно при решении поставленных задач я полагаюсь на свой собственный потенциал
f   Я готов смириться с временной непопулярностью, если в конечном итоге это ведет к результатам
g   Обычно я чувствую, что является реалистичными и может сработать
h   Я могу предложить обоснованные причины для выбора альтернативных направлений, не вызывая предубеждений и предрассудков.

2. Мои возможные недостатки при работе в группе могут проявляться в следующем:

Вари- анты Баллы Утверждения
a   Мне трудно работать, если встречи плохо структурированы, плохо контролируются или плохо проводятся
b   Порой я уделяю слишком много времени и внимания людям, которые возможно и имеют интересные идей, но не имеют возможности высказывать их
c   Я склонен говорить слишком много, когда группа обсуждает новую идею
d   Из-за моего объективного видения поставленных задач мне трудно с готовность и энтузиазмом присоединиться к коллегам.
e   Иногда, если существует необходимость выполнить какую-нибудь задачу, меня воспринимают как сильную авторитарную личность
f   Я нахожу для себя трудным быть в первых рядах, вести за собой; возможно, это из-за моей сверхчувствительности к атмосфере в группе.
g   Я подвержен тому, что меня порой слишком увлекают новые идеи и, в результате, я теряю нить того, что происходит вокруг
h   Мои коллеги воспринимают меня как человека, который излишне беспокоится по мелочам и постоянно ожидает, что ситуация выйдет из-под контроля


3. Когда я вовлечен в проект с другими людьми:

Вари- Анты Баллы Утверждения
A   Я обладаю способностью влиять на людей, не оказывая при этом давления на них
B   Моя постоянная бдительность способствует предупреждению ошибок и упущений
C   Я готов давить на других людей для того, чтобы быть уверенным, что они не теряют время попусту и не теряют основную линию поставленных задач
D   Я мог считаться с человеком, который может привнести в работу команды что-нибудь оригинальное, нестандартное
E   Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах
F   Меня обычно интересуют новейшие идеи и разработки
G   Я уверен, что моя способность судить может помочь в принятии правильного решения
H   На меня можно положиться, если необходимо организовать работу

4. Мой специфичный подход к работе в группе заключается в следующем:

Вари- Анты Баллы Утверждения
A   Я очень заинтересован в том, чтобы узнать как можно лучше своих коллег
B   Для меня не проблема оспорить точку зрения другого или пребывать в меньшинстве со своей точкой зрения
C   Я обычно веду спор таким образом, что могу отклонить неприемлемые предложения
D   Я думаю, что у меня есть талант делать все в соответствии с планами, не отклоняясь
E   Я предпочитаю избегать очевидного и предлагаю неожиданные решения
F   Я привношу нотку перфекционизма (желания сделать все наилучшим образом) во все, чем бы я не занимался
G   Я готов воспользоваться своими контактами в не группы
H   Притом, что меня интересуют все точки зрения, я могу без колебаний принять решение, когда это необходимо


5. Я получаю удовольствие от работы, потому что:

Вари- Анты Баллы Утверждения
A   Мне нравиться анализировать ситуации и сравнивать возможные альтернативы
B   Я заинтересован в нахождении практического решения проблемы
C   Мне нравиться ощущать, что я развиваю хорошие деловые отношения
D   Я могу оказать сильное воздействие на процесс принятия решения
E   Я могу идти на встречу человеку, если он предлагает что-то новое
F   Я могу убедить людей согласиться с ходом действий, которые я считаю правильными
G   Я чувствую себя в своей тарелки, если могу отдать все сове внимание задачи
H   Мне нравиться находить такую область деятельности, которая требуют воображения

6. Если я внезапно получаю задание, при этом я ограничен во времени и мне приходиться работать с незнакомыми людьми:

Вари- Анты Баллы Утверждения
A   Мне хочется уединиться и обдумать выход из положения перед тем, как разработать план действий
B   Я буду готов работать с человеком, который предложит наиболее положительный подход
C   Я постараюсь каким-то образом сократить объем задания путем распределения отельных порций задания между теми, кто лучше справиться
D   Мое природное чувство времени поможет обеспечить выполнение дела в срок
E   Я думаю, что сохраню самообладание и способность думать
F   Я сохраню целеустремленность, несмотря на давление
G   Я буду готов показать пример в работе, если почувствую, что люди не справляются
H   Я открою дискуссию с целью стимулирования новых соображений и попытки сдвинуться с мертвой точки

7. Относительно проблем, с которыми я сталкиваюсь, работая в группе:

Вари- Анты Баллы Утверждения
A   Я склонен выказывать нетерпение к тем, кто препятствует движению вперед
b   Иные могут критиковать меня зато, что у меня слишком аналитический склад мышления и мне не хватает интуиции
C   Мое желание обеспечить качество работы может препятствовать движению вперед
D   Мне быстро надоедает заниматься делом, и я надеюсь на тех, кто может оживить меня и прогнать скуку
E   Мне трудно сдвинуться, пока я не уясню целей
F   Мне трудно растолковать и пояснить сложные моменты
G   Мне трудно просить других делать то, что не могу сделать сам
H   Я сомневаюсь в необходимости настаивать на своей точке зрения, когда встречаю настоящую оппозицию

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Внесите в таблицу поставленные баллы

Секция Вариант
a b C d e f g h
               
               
               
               
               
               
               

Перенесите баллы из верхней таблицы в нижнюю, согласно секциям. Затем сложите цифры в каждой колонке, чтобы получить общий балл распределения роли в группе.

Секция   ПР   ФР   ИР   ФИ   РА   РК   ЗВ   МО
d   f   a   c   g   b   e   h  
b   e   c   g   a   f   h   d  
a   c   f   d   h   e   b   g  
h   b   g   e   d   a   f   c  
f   d   e   h   b   c   g   a  
c   g   h   a   f   b   d   e  
g   a   d   f   e   h   c   b  
Итого                                

Перенесите цифровые данные в графические

Тест командных ролей М. Белбина (Belbin, M. (1981). Management Teams. London; Heinemann). - student2.ru

Тест командных ролей М. Белбина (Belbin, M. (1981). Management Teams. London; Heinemann). - student2.ru

Тип Знак Типичные черты Положительные качества Простительные слабые стороны
Работник Компании РА Консервативен, с чувством долга, предсказуемый Организаторские данные, практический ум, работоспособность, самодисциплина Недостаточная гибкость, неприятие необоснованных идей
Председатель ПР Спокойный, уверенный в себе, сильный самоконтроль Способность поощрять всех людей за их достоинства. Лишенный предубеждений. Сосредоточен на поставленных целях. Средние творческие способности или интеллект
Формирователь ФР Очень напряжен, динамичен, плохо владеет собой Внутренняя сила, готовность бросить вызов инертности, неэффективности, самодовольству или обману Склонность к провокации, раздражительность и отсутствие терпения
Фабрика идей ФИ Индивидуалист, серьезный, неортодоксальный Талант, воображение, интеллект, знание Витающий в облаках, склонный игнорировать практические детали и инструкции
Исследователь ресурсов ИР Экстраверт, энтузиаст, любопытный, общительный Способность к контакту с людьми и исследованиями. Поддерживают контакт с внешней средой Склонен терять интерес после того, как проходит первоначальное очарование
Мониторщик МО Трезвый, неэмоциональный, предусмотрительный Рассудительный, осторожный, практичный Не хватает вдохновения и способности мотивировать остальных
Работник команды РК Общительный, мягкий, чувствительный Способность отзывчиво реагировать и поддерживать командный дух Нерешительность в критические моменты
Завершитель ЗВ Усердный, любит порядок, сознательный, беспокоящийся обо всем Способность завершить дело, стремление к совершенству Склонность к беспокойству по мелочам, нежелание пустить дело на самотек

Наши рекомендации