Симбиотическая связь. Делится на две формы: пассивная форма – мазохизм (подчинение). Тип отношений – идолопоклонство; активная форма – садизм (господство). Тип отношений – подавление.

Зрелая любовь – связь, предполагающая сохранение целостности личности.

Парадокс зрелой любви: два существа составляют единое целое и все же остаются двумя самостоятельными существами.

Четыре компонента зрелой любви: забота, ответственность, уважение, знание.


Вопрос 37.Характеристика явления альтруизма.

Альтруизм(лат. Alter — другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.Понятие, которымосмысливаетсяактивность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других;соотносится с понятиемсамоотверженность - то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом - ради общего блага. Альтруизм – мотив оказания кому-либо помощи, не связанной сознательно с собственными интересами.

Альтруистическое поведение – поступки, направленные на благо другого человека, при том что у донора есть выбор, совершать их или нет.

Моральный и нормативный альтруизм

Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек.

Ещё одной формой морального альтруизма является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах.

Альтруизм из симпатии и сочувствия

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений.

Рациональный альтруизм - это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер)

Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учет произведённых усилий и их компенсацию.

Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает.

Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).

Парето-альтруизм. Согласно итальянскому социологу Парето, Вильфредо, его распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах.

Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого.

Теории альтруизма: 1)Теория социального обмена. Мы обмениваемся не только материальными ценностями, но и такими социальными ценностями, как любовь, услуги, информация и статус. При этом мы используем стратегию «минимакса»-стремимся свести к минимуму собственные затраты и получить максимально возможное вознаграждение. 2.Теория социальных норм - исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром тем, кто пришел к нам на помощь. Норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас (забота о детях, стариках, инвалидах) 3)Эволюционная теория. Наши гены заставляют нас вести себя так, чтобы создать условия, максимально благоприятные для их выживания. Наши гены располагают нас к заботе о тех, кто, как и мы, являются их носителями. У родителей, ставящих интересы своих детей выше собственных, больше шансов передать потомкам свои гены, чем у тех, кто пренебрегает своими обязанностями.




Вопрос 38.Факторы, способствующие оказанию альтруистической помощи.

Психологи выявили ряд факторов, от которых зависит проявление альтруизма (благоприятствуют или препятствуют проявлению альтруизма). Проявление просоциального поведения зависит от многочис­ленных ситуативных факторов:

1 Число очевидцев.Бибб Латане и Джон М. Дарли инсценировали ориги­нальные ситуации и выяснили, что только единственный ситуационный фак­тор - присутствие других людей - в значительной степени уменьшает воз­можность вмешательства. Примерно в 90% этих сравнений, включающих почти 6000 человек, очевидцы происходящего были более склонны к оказанию помощи, когда счита­ли, что находятся в одиночестве. Иногда, когда вокруг много людей, жертва действительно меньше может рас­считывать на получение помощи. По мере увеличения числа присут­ствующих каждый очевидец менее склонен замечать происшедшее, менее скло­нен считать его проблемой или чрезвычайным обстоятельством и менее склонен брать на себя ответственность и оказывать помощь. Таким образом, оказывает влияние Восприятие, оценка и интерпретация ситуации. A. Прежде всего, необходимо ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Б. Интерпретировать событие как бедственное. Как только мы замечаем что-то непривычное, мы сразу же должны дать этому событию интерпретацию. Здесь срабатывает так называемый эф­фект "множественной неосведомленно­сти".

Множественная неосведомленность ха­рактеризует ста­дию оценивания ситуации. Будучи не один, человек при оцени­вании ситуации использует реакции окружающих. В то же время каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию, чтобы ее чрезмерная си­ла или по­спешность не поставили его в неловкое положение, не при­влекли к нему вни­мание. Но поскольку в такое замешательство, веду­щее к задержке реакции, первоначально впадают все присутствую­щие, то требующая неотложной по­мощи ситуация несчастья ошибоч­но интерпретируется как менее критическая.

В.Эффект очевидца. Человек с меньшей вероятностью будет склонен оказывать кому-либо помощь, когда имеются очевидцы. Для пострадавшего, таким образом, число очевидцев не яв­ляется спасением. Чем больше информации предоставляет просящий, чем выше его "сигналь­ность", тем выше вероятность интерпретации ситуации как бедственного, тре­бующего оказания помощи положения. Соответственно повыша­ется и частота ее предоставления.

Наши рекомендации