Виды наблюдения. Классификация наблюдений

Несистематическое наблюдение Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях
систематическое наблюдение Проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования
Сплошное наблюдение Исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения
выборочное Исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. Д.
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду
включенное Имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем
стороннее Событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны»
По месту проведения
полевое Проводится в условиях, обычных для жизни и деятельности участников
лабораторное Проводится в условиях лаборатории
По характеру взаимодействий с объектом
скрытое Люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем скрытую видеокамеру)
открытое Люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе
В зависимости от объекта наблюдений
внешнее За поведением других людей
интроспекция (От лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты интроспекции в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования
Относительно времени исследования
однократное Единичное, производимое только один раз
периодическое Осуществляемое в течение определенных промежутков времени
лонгитюдное (От англ, «долгота»), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени
По характеру восприятия
сплошное Исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты
выборочное Интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.)
По характеру регистрации данных
констатирующее Задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты
оценивающее Исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга
По степени стандартизированности процедур
свободное или поисковое Лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. и. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы
структурированное или стандартизированное Происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов




Наши рекомендации