Несистематическое наблюдение | Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях |
систематическое наблюдение | Проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования |
Сплошное наблюдение | Исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения |
выборочное | Исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. Д. |
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду |
включенное | Имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем |
стороннее | Событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны» |
По месту проведения |
полевое | Проводится в условиях, обычных для жизни и деятельности участников |
лабораторное | Проводится в условиях лаборатории |
По характеру взаимодействий с объектом |
скрытое | Люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем скрытую видеокамеру) |
открытое | Люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе |
В зависимости от объекта наблюдений |
внешнее | За поведением других людей |
интроспекция | (От лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты интроспекции в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования |
Относительно времени исследования |
однократное | Единичное, производимое только один раз |
периодическое | Осуществляемое в течение определенных промежутков времени |
лонгитюдное | (От англ, «долгота»), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени |
По характеру восприятия |
сплошное | Исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты |
выборочное | Интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.) |
По характеру регистрации данных |
констатирующее | Задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты |
оценивающее | Исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга |
По степени стандартизированности процедур |
свободное или поисковое | Лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. и. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы |
структурированное или стандартизированное | Происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов |