ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ – компо-

нент структуры личности, проявляющийся в чувстве собственного досто- инства, самоуважении, или, наоборот, в порицании, осуждении себя, в упреках малоценности, малодушии и т. п. Э.-ц. о. к себе – результат осмысления в свете значимых этических оценок своего поведения, пере- живаний, решений. Оно связано также с познанием других людей, осо- бенностей общения и взаимодействия с ними, их отношения (симпатии, антипатии и др.) к данному человеку. Личность нередко избегает актуаль- ного осознания негативного отношения к себе, что не способствует пра- вильной самооценке. Усвоенные научные знания о человеке, предназна- чении и смысле его жизни, общечеловеческие качества могут способство- вать положительному развитию Э.-ц. о. к себе.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ– формально-динамическая составляющая тем- перамента, выражающая знак или характер отношения человека к окру- жающему миру, обществу и к себе.

ЭМПАТИЯ(от греч. сопереживание) – понимание и чувствование в пе- реживании, эмоции, психические состояния другого человека. Процесс Э. является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему со- держанию. При этом эмоции, чувства субъекта Э. не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом Э.

Э. рассматривается как системное образование, которое включает следу- ющие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень), сопереживание или сочувствие, которое испыты- вает субъект Э. в отношении к другому лицу (аффективный уровень), ак- тивное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень).

Э. как личностное свойство имеет биосоциальную природу и поддается в известной мере целенаправленному формированию.

ЭРГОНОМИКА– область научного знания, связанная с научением тру- довой (ратной) деятельности человека (военнослужащего) и имеющая це- лью разработку научных основ для создания средств, условий и методов высокопроизводительного безаварийного труда.

Э. комплексно изучает системы «человек – машина – среда», пути со- вершенствования и повышения эффективности труда (см. Эффектив- ность труда), использует достижения инженерной психологии, физиоло-

гии и гигиены труда, антропологии, технической эстетики, теории управ- ления и др.

ЭРУДИЦИЯ– глубокие познания в какой-либо области знаний или во многих областях. Различают эрудированность в ряде наук или об- ластей культуры и эрудированность в одной науке или области культуры. Э. свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии личности, раз- витости ее духовных сил, памяти, мышления. Э. является результатом кропотливой и настойчивой работы, систематической учебы, научного по- иска, собственных раздумий над проблемами. Глубокая Э. – атрибутив- ная черта военнослужащего.

ЭССЕНЦИАЛИЗМ(от фр. эссенц – сущность) – этическое учение о со- вершенствовании рода людского через отдельную личность и установле- ние духовного образа жизни, свободного от ненависти, насилия, террора, коррупции и войны. Основатель и пропагандист этого учения францужен- ка Сундари – писательница, философ, гуманист. Ее девиз: «Переделай са- мого себя и мир изменится». Последняя книга Сундари «Золотое правило истинной жизни» переведена на русский язык и издана в Москве (1994). Ради будущего и с тем, чтобы выжить, люди должны произвести, согласно ее утверждениям, личную и добровольную реформу, отрешиться от эгоизма, гордыни, лицемерия и своих ошибочных представлений. Индивидуальная реформа – это изменение своего характера, своего ошибочного способа мыслить, говорить, действовать, питаться. Это взращивание и развитие люб- ви к людям всех рас, всех религиозных исповеданий и социальных положе- ний. Это самосовершенствование на основе трезвой оценки своего собствен- ного внутреннего состояния. Когда каждый станет ее присваивать себе, меж- ду людьми установится атмосфера истинной, бескорыстной взаимопомощи.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА– переживание эстетического отношения к действительности. Они выражают понимание прекрасного, активизиру- ют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека, осуждать неблаговидные поступки, заставляют быть пунктуальным, со- бранным, аккуратным, следить за одеждой, чистотой помещений, точно и четко выполнять обязанности. Э. ч. разнообразны: чувство удовлетворе- ния, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д. Чув- ство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низ- менного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Развитие Э. ч. требует от учащихся выработки эстетического идеала и усвоения эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой.




В работе «Педагогическая психология» Л. С. Выготский рассматривал эстетическое переживание как средство воспитания. В частности, эстети- ческое переживание предполагает наличие трех моментов: раздражение, переработка и ответ. Центральным звеном выступает процесс переработ- ки, предполагающий осуществление слушателями или зрителями слож- нейшей конструктивной деятельности. Она заключается в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам стро- ит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его по- следующие реакции». Эти последующие реакции, по мнению Л. С. Вы- готского, могут быть названы «вторично творческим синтезом». Таким образом, то содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объ- ектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Про- исходит процесс так называемого «вчувствования», в ходе которого про- исходит возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составля- ет существо эстетической активности человека.

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ– термин «этика» происходит от греческого

«ethos», что означает «привычка, традиция, обычай». Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценно- сти люди должны ориентировать свою деятельность. Более двух с полови- ной тысяч лет назад философ и педагог Конфуций (древний Китай) заве- щал систему этических норм – честность, бережливость, верность долгу, милосердие, уважение к старшим, неприятие доносов, склонность к ком- промиссу. Учения для Конфуция – нравственная потребность, одна из ра- достей, путь раскрытия человеческих способностей. Идеи Конфуция сы- грали большую роль в истории Китая и наложили отпечаток на все сторо- ны жизни страны. Этика обосновывает различие добра от зла, принципы и нормы поведения человека, его отношений с другими людьми, предна- значение, смысл и ценность жизни. Этическое и психологическое в жизни человека находятся в единстве. Восприятие нравственных норм зависит от свойств личности. И. Кант указывал, что относиться с одобрением к хо- рошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетво- ренность своими добрыми поступками и угрызения совести от амораль- ных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью.

Психология рассматривает психические процессы, состояния, образова- ния, свойства личности (см. Психология), их природу, развитие и форми- рование. Этика же отвлекается в известной мере от психологических ме- ханизмов поведения и дает прежде всего ему положительную или отрица- тельную оценку. Эта оценка затрагивает и проявляемые человеком каче- ства. Э. Фромм, посвятивший целую книгу проблеме связи этики и психо- логии, считает, что проблемы этики нельзя исключать из изучения лично-

сти, психологию не следует отделять от этики. Психология, по его мне- нию, должна не только разоблачать ложные этические оценки, но и мо- жет, свыше того, быть основой для построения общеизвестных и пра- вильных норм поведения.

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ– форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому принципу. Источником Э. к., как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия. Э. к. сопрово- ждается ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени эт- ническому самосознанию любого уровня развития, усилением уровня ин- тенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии. Внутренним, собствен- но этническим источником Э. к. может быть столкновение национальных интересов, т. е. тех же социально-политических и экономических интере- сов, но признаваемых на уровне национального самосознания фундамен- тальными жизненными потребностями данной этнической общности. Осознание этих интересов все большим количеством членов данной этни- ческой группы в ситуации столкновения приводит к появлению угрозы этим интересам (действительным или мнимым), и, соответственно, к по- требности защитить их. Другим источником Э. к. может служить полити- зация политической принадлежности, т. е. процесс, при котором противо- стоящие социальные слои и группы поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах Э. к. может приобрести благодаря большому эмоциональному потенциалу этнического самосознания людей, возможности быстрой консолидации всех социальных групп данной общ- ности по этническому признаку.

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ– усвоенные и включенные в жизненный опыт людей национальные традиции, обычаи, ритуалы, способы решения тех или иных задач. Э. с. выступают вместе с тем и в виде установок, ожи- даний по отношению людей других национальностей. Личностные Э. с. складываются к 18 годам и включают автостереотипы и образы (нередко ошибочные) представителей других национальностей. Э. с. влияют на вос- приятие и оценку психологических и нравственных качеств, на манеры поведения людей других национальностей. В сложных и трудных ситуаци- ях в многонациональной группе этнические стереотипы отступают на вто- рой план перед проявлениями общечеловеческих и деловых качеств. Ав- торитетным может стать человек любой национальности.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ(от греч. племя, народ) – исследует национальные особенности народов, их чувства, самосознание, обычаи, традиции, влия- ние национальной принадлежности на личность и взаимоотношения между

людьми. Среди этнических общностей наибольшей численностью и устой- чивостью обладает нация, для которой характерны языковая близость, бли- зость культуры, психического склада и экономических условий жизни.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ– склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассматриваемой как эталон, т. е. при известном ее предпочтении.

ЭФФЕКТ КРАЯ–явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Этот эф- фект установлен немецким психологом Г. Эббингаузом и подтвержден ис- следованиями других психологов. Э. к. проявляется как при непосред- ственном, так и при отсроченном воспроизведении.

Командирам надо ориентироваться на то, что лучшее начало и конец за- нятий по боевой подговке имеют особое значение в процессе запомина- ния материала воинами.

ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ– явление, характеризую- щее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установ- лен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерван- ные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоми- наются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что коли- чество запоминавшихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Э. н. д. зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его за- интересованности в выполнении задания и т. д.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА– в религиозном изобразительном искусстве ореол вокруг человека – символ святости. В социальной психологии – влияние первого впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Если первое впечатление благоприятное, то в дальнейшем его положительные черты и качества переоцениваются, а отрицательные как бы не замечаются. Если же первое впечатление о человеке отрица- тельное, то положительные поступки почти не замечаются, а недостатки преувеличиваются. Следовательно Э. о. может стать социально- психологической предпосылкой различных предубеждений.

Э. о. был описан Э. Торндайком в 1920 г.

ЭФФЕКТЫ ПЕРВИЧНОСТИ И НОВИЗНЫ– тенденция людей при про- тиворечивой информации о другом человеке придавать больший вес дан-

ным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).

ЭФФЕКТ ПРОЕКЦИИ– свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному – своих недо- статки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих.

ЭФФЕКТ СНИСХОЖДЕНИЯ– тенденция давать слишком положитель- ную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты.

ЭФФЕКТ СРЕДНЕЙ ОШИБКИ– тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– степень соответствия реально достигнутого в процессе деятельности результата намеченной цели и нор- мативным требованиям.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА– достижение в результате трудового процес- са запланированной цели труда (в ее соответствующем материальном и ином выражении). Э. т. является интегративным показателем. Она опре- деляется продуктивностью труда и его надежностью. С учетом цели и фак- торов Э. т. можно получить полную его психологическую характеристику.

Ю

ЮВЕНОЛОГИЯ– научно-практическая область, изучающая возможно- сти продления молодости, омоложения всего организма и предупрежде- ния старения человека. Ю. рекомендует человеку знать опасности для здо- ровья и смолоду не вредить ему. Например, курение ускоряет процесс старения. Самое общее положение Ю. – биологический возраст зависит от образа жизни. Необходимо соблюдать правила гигиены, избегать за- болеваний и травм. Нужна умеренность в еде, питание без постоянной перегрузки, нужно правильно дышать, заботиться о закалке организма, проявлять физическую активность в труде, ходьбе, беге, гимнастике, физ- культурных играх, в различных видах спорта.

ЮМОР– выражение доброжелательного и шутливого отношения к со- бытиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Ю. – предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основыва- ется на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, воз-

вышаться над обстоятельствами жизни, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественны- ми, второстепенными моментами. Ю. по отношению к себе – признак развитого самосознания и зрелости личности, он неразрывно связан с уме- нием субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действитель- ности. Например, для офицера Ю. является одним из важнейших профес- сиональных качеств, что подтверждается целым рядом исследований. Уместное и умелое применение на занятиях каламбуров, забавных корот- ких историй освежает внимание, дает возможность передохнуть воинам. О чувстве Ю. можно судить по тому, как человек понимает шутку, анекдо- ты, шаржи, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не толь- ко над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выражен- ность Ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ– период жизни человека от 15 до 21 года. Для юношей этой возрастной ступени характерно своеобразие социали- зации, личностная активность, динамичность протекания психических процессов. Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к са- мостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завы- шенные самооценки и самомнение, беспечность, а порой и бездумное от- ношение к здоровью и жизни. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру. Неосознанный нигилизм как свое- образная форма самоутверждения молодых людей требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям. Юность – время развития социальной зрелости, движения к сознатель- ной и ответственной жизни. Эти процессы зависят от социально- экономических условий в обществе, воспитания, обучения в школе и вузе, от индивидуальных особенностей и т. д. Основными видами деятельности в Ю. в. являются учение и производительный труд. Юноши осознают, что необходимыми условиями полноценной трудовой жизни являются: приобретение знаний, навыков, умений, личностных качеств, овладение профессией. Развиваются познавательные интересы, усиливается изби- рательное отношение к определенным областям знаний, умение аргумен- тировать и доказывать положения, делать выводы. Умственная работа приобретает активный, самостоятельный, критический и творческий ха- рактер. В Ю. в. заметно крепнут волевые качества, умение владеть собой; эмоции, чувства становятся разнообразнее. Испытываемая половая по- требность у одних юношей в зависимости от общечеловеческих и других качеств может способствовать проявлению настоящей дружбы, любви, у других же – распущенности, цинизма. Повышается интерес к мировоз- зренческим проблемам, к самовоспитанию.

Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и скла- дываются в единую систему социальных ориентаций и установок.

Ю. в., по результатам исследований Б. Г. Ананьева, характеризуется наи- меньшей величиной латентного периода реакций на различные сигналы, оптимумом абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшей пластичностью образования сложных психомоторных и дру- гих навыков. По сравнению с другими в юношеском возрасте отмечается высокая развитость оперативной памяти, переключения внимания, уме- ния решать вербально-логические задачи. Ю. в. – период наиболее ак- тивного развития умственных, нравственных и эстетических качеств, ста- новления и стабилизации характера, овладения комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «эконо- мической активности», т. е. включения человека в самостоятельную про- изводительную деятельность, начало трудовой биографии и создание соб- ственной семьи. Значительная часть рядового состава находится в Ю. в.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(от лат. права) – область прикладной психологии, изучающая правосознание, психические особенности пове- дения личности в сфере правовых отношений, методы профилактики пра- вонарушений. Ю. п. изучает также психологический профиль юриста, профессиограммы юридических профессий, проблемы профотбора и про- фориентации лиц соответственно требованиям юридической деятельно- сти. Ю. п. подвергает анализу стадии правосудия, она включает судебную психологию, изучающую личность преступника, развитие преступной мо- тивации и установок, умысел и стереотип преступления личности, группы. Ю. п. включает также следственную психологию (психология и тактика допроса, осмотра места преступления, обыска, опознания и т. д.). Ю. п. интересует личность потерпевшего, методы получения от него объектив- ных и обоснованных показаний, судебный процесс, его воспитательное влияние и приговор преступнику.

Ю. п. включает исправительно-трудовую психологию, исследующую ди- намику личности и процесс перевоспитания преступника, формирование у него трудовой мотивации, адаптации к нормальной социальной среде. Обширны связи Ю. п. с социальной и возрастной психологией, психоло- гией личности, труда, этикой, криминологией, карательным правом.

Я

Я– понятие, выражающее единство, целостность и неповторимость лич- ности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-

неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально- неповторимого, социально значимого и общечеловеческого. «Я» – поня- тие, используемое во многих психологических теориях для обозначения такого компонента личности, как отношение к самой себе различных пред- ставлений и образов о своих качествах в настоящем и будущем.

«Я» идеальное – совокупность представлений, отражающих то, чем че- ловек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. «Я» реальное – представление, складывающееся у человека о самом себе на основании личного опыта.

Понятие «Я» не исчерпывает понятия о личности и шире понятия о само- сознании. Различают «Я» действующее и «Я» рефлексивное. Сосредото- чение внимания человека на первом способствует совершенствованию деятельности, сосредоточение на втором усиливает определенность инди- видуальности. Личность не может осознать себя вне конкретной ситуации и системы отношений, в которой развивается ее деятельность.

Все существующие методы познания «Я» другого человека (самоотчеты, анализ продуктов творчества, наблюдение извне, эмпатическая иденти- фикация) не дают исчерпывающего познавательного результата. Практи- ческим критерием понимания чужого «Я» может быть предсказательная способность действий, поступков. Более глубокое его понимание связано с проникновением в мысли и чувства людей. Однако наиболее исчерпы- вающими являются слова: «Только вся наша жизнь способна дать нам от- вет, кто мы есть на самом деле».

Психологические исследования, посвященные особенностям формирова- ния у человека образа «Я», позволяют выделить некоторые наиболее об- щие качества, составляющие содержание этого образа. К ним относятся: интеллектуальность – неинтеллектуальность, инициативность – пассив- ность, эмоциональность – рассудочность, импульсивность – самооблада- ние, выносливость – утомляемость, привлекательность – непривлека- тельность, тревожность – уверенность. Названные качества представля- ют собой своеобразные шкалы, по которым человек оценивает самого себя и других людей.

З. Фрейд выделял в структуре личности «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» и «Сверх-Я» выполняют функции восприятия и контроля. «Сверх-Я» не только контролирует проникновение бессознательного «Оно», но и препятствует его проникновению в сознание. Сопротивление цензу- ре («Я» и «Сверх-Я») приводит к тому, что «Оно» вынуждено обличать- ся или в символические образы сновидений, или проявляться в оговор- ках, описках и т. д. По мнению З. Фрейда, именно бессознательное «Оно» является истинным стрежнем личности. Он утверждал, что если заняться самоанализом, то всегда можно обнаружить, что есть какая-то причина, побуждающая нас поступать так или иначе. Основные причины наших

действий – подсознательны. З. Фрейд придавал особое значение раннему детству.

Фрейд считал, что все детские привычки, хотя и ушли в прошлое, но ни- сколько не угасли. Сила этих желаний, ставших теперь подсознательны- ми, зависит от того, насколько жестокой или доброй была к нам жизнь.

Я-КОНЦЕПЦИЯ– представления о себе как объекте самонаблюдения и самооценки. Эти представления делятся на реальные – как вижу себя в настоящий момент; динамические «Я» – кем стремлюсь стать; фанта- стические «Я» – кем бы я хотел быть; идеальное «Я» – то, каким субъ- ект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы.

«Я» – важный структурный компонент личности. Это образ собственного

«Я» (см. Я), включающий компоненты: когнитивный (образ своих ка- честв, способностей, внешности, социальной значимости); эмоциональ- ный (самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость и др.); оценочно- волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение, самоутвердиться в своей профессии). Я-к. способствует углубленному по- ниманию самосознания человека.

Применительно к профессионально-психологическим качествам офицера Я–к. позволяет выделить:

1) «настоящее Я» (самооценка собственных личностных качеств);

2) «идеальное Я» (представления о качествах, характерных для идеала личности офицера);

3) «антиидеальное Я» (представления о качествах, нежелательных в об- лике офицера);

4) «профессиональное Я» (оценка своих профессиональных качеств, мо- тивов и ценностных ориентаций, стиля и эффективности своей работы с воинами и др.).

Выделение и анализ этих комплексов компенсирует и расширяет пред- ставления о профессиональном самосознании офицера.

Я-к. – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллек- туальных и других качеств, так и самооценка, а также собственное вос- приятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Понятие Я-к. объединяет развитие у человека представлений о самом себе, о своей личности в первые 20 лет жизни.

Трудности многих воинов не являются следствием их умственной или фи- зической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе, как о неспособных к серьезному учению. Ничто так не способствует успе- ху, как уверенность в нем.

Положительная Я-к. определяется тремя факторами: твердой убежденно- стью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ– система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как о субъекте профессиональ- ной деятельности, члене профессионального сообщества, носителе про- фессиональной культуры и вариантах собственного саморазвития как про- фессионала.

Профессиональная Я-концепция, объединяя в своем составе Я-образ, са- мооценку и самоотношение, концептуальную модель профессии и про- фессионала, систему интенций в отношении своего профессионального будущего, служит своеобразной мотивационно-ориентировочной систе- мой, определяющей направленность, интенсивность и содержательную специфику проявления профессиональной активности, а также фактором обеспечения идентичности, внутренней определенности, относительной устойчивости деятельности и поведения при изменении условий взаимо- действия субъекта с окружающим миром.

ЯЗЫК– общественно обусловленная система словесных знаков, служа- щих средством обозначения разнообразной информации и общения меж- ду людьми.

В мире насчитывается более 5000 языков и диалектов. Каждый язык име- ет словарный фонд и грамматический строй. Слова любого языка совме- щают физические и смысловые свойства, могут быть носителями поня- тий.Благодаряэтомувозможноосмысленноеотражениедействительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем Я. присущи некоторые общие закономерности, системная организа- ция единиц Я. и др. К наиболее распространенным Я. относятся: китай- ский, английский, русский, испанский, арабский.

Я. изменяется медленно. Лингвисты подсчитали, что язык сохраняется за 1000 лет на 81 ± 2%. Каждый отдельный человек овладевает языком, его фонетикой, словарным фондом, грамматическим строем, учится гово- рить, писать и т. д. Процесс овладения языком оказывает огромное влия- ние на все стороны психики человека, является условием формирования его сознания.

ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ– психогении, обусловленные неосто- рожными высказываниями или поведением медицинских работников, создавших у больного представление о наличии у него какого-либо забо- левания или особой тяжести его болезни.


Наши рекомендации