Виды соматопсихологического оружия

Название оружия Краткая характеристика оружия
Лазерное оружие Лазерные генераторы и устройства, применяемые для временного ослепления военнослужащих войск про- тивника.
Средства обездвижения людей Быстро затвердевающие суперклеевые составы, распы- ляемые над войсками противника и приклеивающие лю- дей к боевой технике, почве, друг к другу. Суспензии, многократно снижающие коэффициенты тре- ния и делающие невозможными передвижения людей и боевой техники, что порождает чувства бессилия, страха, отчаяния.

Название оружия Краткая характеристика оружия
Средства постановки «психологических заграж- дений» Генераторы трудно переносимого шума, составы с непе- реносимым запахом, перцовые, слабительные, рвотные и др. аэрозоли, распыляемые над определенной терри- торией и создающие условия, невозможные для пребы- вания на ней войск противника и других людей.
Биологическое оружие нелетального действия Микроорганизмы, искусственно выведенные насекомые, вызывающие недомогания (плохое самочувствие, чесот- ку, нестерпимый зуд, обширные язвы и др.) и заболева- ния, препятствующие ведению войсками противника активных боевых действий и способствующие их демора- лизации.
Экологическое оружие нелетального действия Средства создания и поддержания в течении длитель- ного времени погодно-климатических условий, крайне неблагоприятных для жизнедеятельности войск против- ника.

СОПЕРНИЧЕСТВО– способ разрешения межличностного конфлик- та, при котором один из конфликтующих или оба стараются удовлетво- рить в первую очередь собственные интересы в ущерб интересам другого, вынуждая его принимать свое решение проблемы.

СОПРОТИВЛЕНИЕ– психоаналитический термин, обозначающий закры- тость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново пе- реживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами.

СОРЕВНОВАНИЕ– взаимное стимулирование активности в процессе совместной деятельности. Если взаимоотношения между ее участниками складываются на основе взаимопомощи и коллективизма, обмена опы- том, С. может выразиться в увеличении результатов индивидуальных или общих действий. Но даже простой контакт в ходе группового взаимо- действия вызывает у людей некоторый прилив жизненной энергии.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ– свойство сознания, соотносимое с такими его показателями, как единство и целостность. Это выражение возмож- ности интеллекта и воли к контролю над быстро меняющимися ситуация- ми. Правомерно говорить о С. внимания, восприятия, памяти, воображе- ния, а также С. всей личности на определенных видах деятельности и общения. С. имеет большое значение для оптимального протекания по- знавательной и практической деятельности человека, особенно в процес- се учения и в деятельности военнослужащих ряда специальностей: снай- пер, окустик, наблюдатель, оператор РЛС и др.

СОСТРАДАНИЕ– одна из форм проявления человеколюбия, участливо- го понимания психического состояния другого человека. Тактично выра-

женное С., готовность помочь смягчают тяжелые, неприятные чувства, возникшие у другого человека в случае неудачи, потери близких и т. п. Чувство С. – это конкретный гуманизм межчеловеческих отношений. Оно подсказывает, как увидеть в другом себе подобного, как поставить себя на место этого другого, понять значение моральной и психологиче- ской поддержки среди людей.

СОТРУДНИЧЕСТВО– способ разрешения межличностного конфлик- та, когда участники конфликта в результате активных совместных дей- ствий приходят к альтернативному решению, полностью удовлетворяю- щему интересы обеих сторон.

СОХРАНЕНИЕ– способность удерживать в памяти какое-то время полу- ченную информацию. Удерживая что-то в памяти, человек додумывает, подвергает смысловой обработке, обобщает. Происходит систематиза- ция, установление связей с ранее запомнившимся, выделяется главное. С. в памяти материала происходит и с помощью повторений, применения специальных приемов (см. Мнемоника), включения в деятельность ранее полученных знаний, их осмысливания.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ– процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими пред- расположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнеде- ятельности в обществе. В процессе С. л. особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народно- стей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т. д.) биологически обусловлены и в процессе С. л. почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс С. л. факторы национальной культуры, носителями которой являются окружа- ющие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования формиру- ются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям дей- ствующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций. С. л. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправ- ленного ее воспитания. Начинается С. л. в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве, в армии.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологии, изучающая законо- мерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характерис- тики самих групп. В течение длительного периода социально-психологичес- кие взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений.

Элементы С. п. складывались и внутри конкретных наук – в психологии и социологии, а также антропологии, этнографии, криминологии, языкоз- нании. С. п. как наука включает в себя следующие основные разделы: зако- номерности общения и взаимодействия людей; психологические особенно- сти социальных групп как больших (нации), так и малых (где изучаются та- кие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия групповых ре- шений и др.); психология личности (сюда в частности относится проблема социальной установки, социализации и др.); практические приложения С. п. Большое значение приобретает создание психологической службы, кото- рая могла бы обеспечить решение прикладных проблем С. п. в экономи- ке, в системе воспитания, в сфере массовой информации, спорте, сфере быта и семьи, в вооруженных силах и других силовых ведомствах.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ– совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определен- ное положение (статус) в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ– специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека с социальной действи- тельностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совмест- ной деятельности с другими людьми.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ –

устойчивая система связей между факторами социальной среды и психо- логическими факторами профессиональной деятельности, в рамках кото- рой происходит развитие структуры сознания и появление новых психиче- ских образований. С. с. п. р., характеризуя включенность человека в си- стему ценностей и норм определенной профессии, призвано отразить осо- бенности и динамику профессионального развития человека на различ- ных его этапах. Содержание и структура каждой С.С.П.Р. характеризует- ся: комплексом действующих объективных и субъективных условий и по- рождаемых ими противоречий; ведущей задачей, которую призван разре- шить данный этап; преобладающим типом активности субъекта деятель- ности и механизмами взаимного «сближения» личности и профессии.

Наши рекомендации