САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ – мотива-

ционный процесс психической активности, направленный на достижение личностно-значимых результатов в профессиональной сфере, посред- ством актуализации военнослужащим «Я – концепции» и создания до- полнительного мотива его профессиональной деятельности.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ– стремление за-

нять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая обеспечивала бы данной личности ува- жение, признание или доверие, благосклонность и поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, раскрытию ее наиболее сильных сторон.

В процессе С. реализуется стремление человека проявить свои возмож- ности в деятельности, добиться определенных результатов в ней, в отно- шениях с окружающими, приобрести общественную и личностную значи- мость.

САМОЧУВСТВИЕ– целостное выражение единства состояния телесных и душевных процессов. С. влияет на работоспособность не только в бла- гоприятные, но и в трудные, критические моменты жизни. С. – следствие реального представления о ценности наших поступков, о нашей значимо- сти для других. С. зависит от того, что мы сами думаем о себе, согласны ли с нашей самооценкой другие. С. предсказывает человеку, когда и в какой мере он должен быть активным, можно ли рассчитывать на других или только на себя. В С. отражаются душевная гамма человека, его тем- перамент, состояние здоровья, стиль деятельности и общения с другими. Люди с оправданно хорошим С. создают атмосферу не только располага- ющую, но и обязывающую окружающих.

Когда С. нормальное, оно не ограничивает наши действия. Для хорошего С. нужны благоприятные условия везде, где работает и бывает человек, но особую роль здесь играет семья. С. – не замкнутая категория. Оно связано со всеми событиями, происходящими в обществе. Человек дол- жен, используя свой интеллект, свое умение управлять собой, содейство- вать выработке и поддержанию благоприятного С.

САНГВИНИК(от лат. кровь) – человек с сангвиническим темперамен- том. Ему присущи живость, уравновешенность, он быстро привыкает к новой обстановке, без особого труда перестраивается в работе, приспо- сабливается к новым условиям жизни и деятельности. Характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. С. стремится к частой смене впечатлений, сравни- тельно легко и быстро переживает неудачи. В трудной обстановке он ско- рее других обретает бодрость, уверенность, положительно влияет на дру- гих, поднимает их настроение.

С. быстро находит контакт с людьми, коммуникабелен, не чувствует ско- ванности в общении с новыми для него людьми. В коллективе весел, жиз- нерадостен, способен к увлечению. Подвижность и гибкость ума позволя- ют С. быстро схватывать новое, легко переключать внимание.

При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влия- ниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, нео- правданную поспешность поступков, поверхностность.

К отрицательным чертам проявления темперамента у С. можно отнести: нежелание выполнять обыденную работу, склонность переключаться на более интересное дело, иногда возникает склонность переоценивать свои возможности и результаты труда.

СВЕРХСОЗНАНИЕ– разновидность неосознаваемого. Это – эмоцио- нальнообразная активность по разрешению сложных эмоциональных за- дач, попытка выйти из трудных ситуаций. К проявлениям С. можно отне- сти преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.). Физиологический механизм С. – правополушарная доминанта. П. Симо- нов считает, что С. в отличие от подсознания призвано не разгружать, а, напротив, нагружать сознание работой.

СВОБОДА ВОЛИ– возможность самоуправления своим поведением. Если человек считает свои действия необходимыми, как бы они ни были для него трудны, хорошо управляет собой в соответствии с поставлен- ной целью, то в этом и выражается его свобода. Чем лучше развиты лич- ные качества (мировоззрение, характер, способности, самосознание), тем меньше внутренних трудностей (отрицательных чувств, неправиль- ных знаний, вредных привычек), тем разумнее, а стало быть и свобод- нее, поступает человек. С. в. следовательно зависит от мотивов поведе- ния, опыта человека, его привычек и убеждений.

СДВИГ К РИСКУ– феномен, проявляющийся в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку.

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ– комплексы ассоциативных значений, не- произвольно проявляющихся при восприятии данного слова.

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО– совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирую- щих объекты (значения) некоторой содержательной области; пространственно-координатная модель индивидуальной или групповой системы представлений.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– область психотерапии, предполагаю- щая изучение семейных отношений и воздействие на них в целях профи- лактики и лечения нервно-психических отклонений и расстройств. Способность членов семьи к сопереживанию, эмоциональному, интел-

лектуальному пониманию друг друга – важное условие сотрудничества и взаимодействия.

СЕНЗИТИВНОСТЬ(от лат. чувство, ощущение) – характерологиче- ская особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствитель- ности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойствен- ны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжи- тельному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью), так и особенностями воспитания.

СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ– исходный уровень психического отраже- ния и регуляции деятельности. Основными составляющими С. п. являют- ся поиск, обнаружение, различение и опознание. Любой орган чувств можно рассматривать как измеритель внешних воздействий со своими по- рогами, чувствительностью, константностью и другими свойствами. Совершенствование С. п. зависит от возраста и развития умения осмыс- ленно истолковывать чувственные данные. Например, способность к цве- торазличению совершенствуется с возрастом и достигает максимума при- мерно к 25 годам. Затем от 30 до 60 лет оно значительно не снижается, а далее заметно падает.

СИГНАЛЫ ЛИЧНОСТИ– условное название совокупности избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих желательной для себя оценки его личности.

Тот, кто умеет осознанно воспринимать эти сигналы, понимает язык моти- вов. Он понимает больше, чем это могло бы быть выражено словами, и его не так-то легко провести.

Тот, кто владеет языком мотивов, может и сам посылать сигналы и таким образом целенаправленно содействовать быстрому достижению заданной цели. Посредством собственных сигналов человек информирует окружа- ющих нас людей о своем состоянии и истинных намерениях.

С. л. описывают то, что мы (чаще бессознательно) ежедневно познаем и применяем в повседневной практике, а именно: молниеносное восприя- тие и оценку личности встречающегося нам человека по многим и разно- родным знакам, признакам, символам или сигналам. Латинское слово signum означает знак.

В качестве С. л. описываются и анализируются знаки, которые исполь- зует один человек, чтобы дать другому человеку понять, какого рода

личностью он хотел бы считаться. Сигналы могут появляться при са- мых различных видах поведения, от надменного, заносчивого, высоко- мерного важничания и чванства вплоть до преднамеренной напускной скромности и сдержанности в качестве завуалированного желания по- нравиться.

СИЛА МОТИВА– мера влияния побуждения субъекта на его активность и поведение. В 1908 г. американские психологи Р. М. Йеркс и Дж. Додсон при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электро- удары) установили, что продуктивность деятельности зависит от интен- сивности мотивации. Они вывели закон оптимальной мотивации: по мере увеличения силы мотивации качество деятельности сначала повышается, а затем постепенно понижается.

СИМУЛЯЦИЯ– разновидность отклоняющегося поведения, направлен- ная на имитацию присутствия тех или иных симптомов (например, болез- ни) в целях введения в заблуждение лиц, от которых зависит участие или неучастие в конкретной деятельности.

В боевой обстановке С. используется для избегания участия в боевых действиях или демобилизации. Проявляется в виде имитации сомати- ческих и психических заболеваний, травматизации, отравления, нане- сения себе физических травм (ранений, нанесения отравляющих ве- ществ в сублетальных дозах на кожу, принятия мочи больных инфекци- онными заболеваниями и др.), а также вывода боевой техники и ору- жия из строя.

СИНДРОМ(от греч. скопление, стечение) – определенное сочетание признаков какого-либо явления, объединенных одним механизмом воз- никновения. Термин «С.» употребляется в патопсихологии для обозначе- ния определенного сочетания признаков болезни. Расширенное толкова- ние С. связано с характеристикой проявлений свойств нервной системы, а также с сочетанием определенных признаков, выявляющих акцентуиро- ванные черты характера.

СИНДРОМ СГОРАНИЯ– сложный психофизиологический феномен, ко- торый определяется как эмоциональное, умственное и физическое исто- щение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки вследствие то- тального подчинения себя какой-либо идее, деятельности.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (В ПСИХОЛОГИИ)– методологический под- ход к изучению психики, при котором она рассматривается как совокуп- ность компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостное единство. Для психики характерны иерархич-

ность, многоуровневость, взаимосвязь компонентов (психических про- цессов, состояний, опыта и т. д.). Свойства психики как целостной систе- мы определяются не только и не столько суммированием свойств ее от- дельных компонентов, сколько свойствами ее структуры, системообразу- ющими, интегративными связями. Для понимания психики необходимо выявить реализуемые ею, как системой, процессы управления, формы передачи информации, способы воздействия одних компонентов на дру- гие, вероятность их изменения.

С. а. сознания человека тесно связан с изучением всей полноты его телесно-духовного бытия, так как сознание – это не единственное изме- рение человеческой личности.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД– методологический принцип, который по сво- ему месту в иерархии уровней методологии науки выступает как связую- щее звено между философской методологией и методологией специаль- ных наук. Важным этапом в развитии С. п. стала общая теория систем ав- стрийского биолога Людвига фон Берталанфи. Понятие «система» опре- деляется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и свя- зях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы в самых разных исследованиях выступают: целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность, множественность описания.

С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концеп- циях личности. Одной из самых широких систем, в которой осуществляет- ся жизнь человека, является биосфера. Биоэнергетические процессы и обмен веществ в ходе жизни – системообразующее основание биосфе- ры как системы. Эта система в свою очередь входит в систему солнечной галактики и зависит от изменений солнечной активности. В повседневной жизни биоэнергетические свойства человека дают знать о себе (люди, ча- сто жалуясь на неважное самочувствие, тоску и даже депрессию, связы- вают это с перепадами погоды).

Системное видение человека как биоэнергетического существа в биосфе- ре приводит не только к рождению новых наук, но и к изменению «техно- логии» обращения с человеком. Человек как «элемент» в системе обще- ства становится носителем совокупности социальных системных качеств, порождаемых в ходе его жизнедеятельности в обществе.

В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобще- ние человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает целенаправ- ленная совместная деятельность.

Теоретико-методологический анализ психических явлений как системы предпринимался неоднократно. Б. Ф. Ломов (1984) исходит из основных принципов С. п., из их приложения к психологии: многомерности, много- уровневого (иерархического) строения, существования системных свойств

(«пирамиды свойств»), динамичности и развития психических явлений. Большое внимание уделяется проблеме многоуровневого строения систе- мы психических явлений. В ней выделяются три неразрывно связанные подсистемы, обладающие различными функциональными качествами (познавательная, регулятивная и коммуникативная), каждая из которых может быть расчленена. Регулятивная и особенно коммуникативная под- системы изучены пока слабо, подробно рассмотрено иерархическое стро- ение познавательных процессов: от относительно простых сенсорно- перцептивных к уровню представлений и далее к высокому уровню речемыслительных процессов, понятийного мышления, интеллекта. Си- стемно исследована иерархия свойств личности.

Эрик Берн, американский психолог и психиатр, развивал идеи о том, что человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная ди- намических стремлений. Как и любая энергетическая система, она все время пытается прийти в состояние покоя. Вышедшая из равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке физически и психически. Потребность к равновесию и снятию напряжения называется Э. Берном же- ланием. Одна из самых интересных задач современной психологии – распо- знание и изучение желаний и их связей. Надо удовлетворить наши желания, не вступая в конфликт с самим собой. Беспокойство – это признак напря- жения; оно убывает, когда восстанавливается энергетическое равновесие. Два самых мощных стремления человека – к созиданию и к разрушению.

СИТУАЦИЯ– целостная часть деятельности, осуществляющаяся от на- чала до конца решения задачи в конкретных условиях.

СИТУАЦИИ БЫТИЙНЫЕ– обширный класс ситуаций взаимодействия человека с окружающей его природной или техногенной средой, не свя- занных с его профессиональной деятельностью.

СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ– ситуации, возникающие в ходе взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого актуализиру- ется существующая система отношений с ними или возникают новые от- ношения.

СИТУАЦИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ– положительные или отрица- тельные переживания, в которых отражаются проблемы или достижения человека во взаимодействии с внешним миром, а также чисто «внутрен- няя работа» сознания над самим собой.

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ– совокупность об-

стоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем.

СИТУАЦИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ– совокупность условий, в ко- торые включены субъекты военно-профессиональной деятельности, обу- словливающие возникновение и развитие у них психической травмы.

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ– ситуация, которая не может быть разрешена при сохранении прежнего уровня психического и физического напряже- ния и требует от субъекта дополнительной мобилизации внутренних ре- сурсов для достижения наиболее полного соответствия результата наме- ченным целям.

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ– психически напряжен- ная ситуация, в которой субъект взаимодействия (его присутствие, дей- ствие или бездействие) рассматривается другим субъектом в виде угро- зы, препятствия для реализации своего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей, убеждений и т. д.). С. т. м. лежит в основе многих негативных психологических явлений в воинских коллективах (неуставных взаимоотношений, деструктивных конфликтов, драк, самоу- бийств и т. п.).

СИТУАЦИЯ НЕСТАНДАРТНАЯ (НЕНОРМАТИВНАЯ)– ситуация,

не описанная в нормативных документах, а также отсутствующая в лич- ном опыте военнослужащего.

СИТУАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ– трудная нестандартная ситуация, свя- занная с опасностью для жизни (здоровья) участников, выход из которой требует принятия неординарных решений в предельно короткие сроки.

СКЛОННОСТЬ– избирательная направленность личности на ту или иную деятельность, выражающаяся в положительном отношении, интересе к ней. В основе С. лежит относительно слабо осознаваемая потребность в данном виде деятельности, связанная с удовлетворением функциональных потребно- стей, соответствием сложившимся способностям, с переживаемым успехом и одобрением окружающих. В некоторых случаях С. формируется под влия- нием внушенным ближайшим социальным окружением представлением о престижности и перспективности этой деятельности. С. является одним из благоприятных условий выбора профессии и формирования полноценной психологической готовности к данной деятельности как профессиональной, включая способности, так и мотивационно-ценностную направленность.

СЛАБОДУШИЕ– психологическая черта личности, проявляемая в боязни трудностей, в пониженной способности к преодолению негативных жизнен- ных обстоятельств. Слабодушный человек отступает перед жизненными пре- пятствиями. С. может усиливаться в неблагоприятных ситуациях, когда тре-

буются высокая собранность, большие волевые усилия, стойкость, выдержка, бесстрашие. С. может быть следствием слабого физического здоровья, недо- статочных знаний и умений, чаще всего – неправильного воспитания. С. под- дается преодолению при сознательном стремлении самой личности к этому.

СЛУХИ– явление межличностного обмена искаженной эмоционально окрашенной информацией; стихийное или преднамеренное распростра- нение искаженной информации.

Психологическими механизмами живучести и быстрого распространения С. являются: неудовлетворенность людей информацией о жизненно важ- ных событиях, стремление людей занимать ключевые, высокостатусные позиции в информационных потоках, компенсировать дефицит общения, трудность «удержания» актуальной информации и др.

С. являются одним из средств осуществления психологических опера- ций. Выделяют С.: пугала, желания, агрессивные. Борьба со слухами яв- ляется важной задачей противодействия психологическим операциям противника.

СЛУШАНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ (ПОНИМАЮЩЕЕ)– внимательное

молчание, сопровождаемое такими формами психологической поддержки говорящего, как угу-поддакивание, покачивание головой, мимическое, пантомимическое реагирование, жестикуляция, употребление междоме- тий, покашливания и др. неречевых средств общения. Цель. С. н. состоит в оказании психологической помощи собеседнику в нормализации психи- ческого состояния.

СЛУШАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ– вид слушания с объективной обратной связью для говорящего в виде заинтересованных вопросов-уточнений и ин- терпретаций, служащих критерием точности восприятия услышанного, уточнения, перефразирования, резюмирования эмоционального отражения.

СМЕЛОСТЬ– волевое качество, выражающееся в способности военнос- лужащего сознательно идти на риск, выполняя поставленную задачу в условиях обстановки опасности, исход действий в которой не всегда ясен.

СМЫСЛ ЖИЗНИ– кардинальная мировоззренческая проблема челове- ческого существования, решение которой позволяет уяснить сущность че- ловека, его место в мире, жизненное предназначение. Проблема С. ж. возникает вследствие критическо-оценочной рефлексии, направленной на основополагающие вопросы бытия человека. Поиск личного С. ж. предполагает анализ собственного духовного опыта и связан с формиро- ванием целей, придающих личную значимость содержанию конкретных проявлений поведенческой и умственной активности человека.

Найдя С. ж., личность определяет свой жизненный путь соответственно с определенными планами, ориентирует свои стремления, намерения на главную цель жизни, которая открывает глубокую перспективу, рас- ширяет жизненный горизонт и возможности человека. От С. ж. личности зависит выбор его жизненного пути, профессии, критерия общения и взаимоотношений с другими людьми. У человека, живущего и действу- ющего с полной отдачей нравственных, интеллектуальных и физических сил, С. ж. отождествляется с полнотой непосредственного жизневыявле- ния, самоактуализации, поскольку его жизнь является сотворением себя и своих жизненных обстоятельств соответственно со С. ж. и ее ведущей целью.

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ– понятия, используемые в психологии для раз- личения субъективного и объективного в сознании человека. Понятие

«смысл» в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не сводимо к безлич- ному знанию, что оно в силу принадлежности к живому субъекту и реаль- ной включенности в систему его деятельности всегда страстно, что созна- ние есть не только знание, но и отношение. Иначе говоря, понятие

«смысл» выражает усовершенствованность индивидуального сознания в бытии человека, а понятие «значение» – подключенность этого знания к сознанию общественному, к культуре. Значение – это содержание за- крепленной за словами, предложениями информации. Пути изучения со- знания связаны с анализом процессов извлечения (вычерпывания) его из ситуации или с «вчитыванием» их в ситуацию.

С., как и 3., связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наибо- лее очевидны отношения между значениями и смыслами в рефлексивном поле сознания. Они могут характеризоваться по степени адекватности. Великие мнемонисты способны запомнить огромные массивы бессмыс- ленной информации, но испытывают трудности извлечения смысла из ор- ганизованной, осмысленной информации, где смысл очевиден.

На несовпадении С. и З. (так называемый сематический сдвиг) строятся многие приемы создания комического.

Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации С. и 3. Эти процессы характерны тем, что составляют самое существо диа- лога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание. Взаимо- понимание не должно быть абсолютным, полным. Всегда имеются эле- менты непонимания, связанного с трудностями осмысления значения или недосказанности, связанной с трудностями не только означения смыс- ла, но и его нахождения или построения. Недосказанность в искусстве – это и художественный прием, и следствие трудностей, испытываемых ма- стером при их построении и выражении. Значение более объективно, чем смысл, который полностью субъективен.

Понятия С. и 3. позволяют подойти к вопросу об осознании смысла жиз- ни. Критически-оценочная рефлексия, собственный опыт формулирова- ния личностно-значимых целей придают смысл конкретным проявлениям поведения и умственной активности человека. Найдя смысл жизни, лич- ность соответственно ему организует жизненный путь, ориентирует свои намерения, планы, перспективы, выбирает профессию по призванию.

СОВЕСТЬ– черта духовного облика личности, выражающая ее способ- ность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, сво- их чувств, а также действий, мнений других людей. Слабое развитие С. у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда (см. Стыд), недовольства собой и стремления по- править дело. С. предполагает осознание личностью своего долга и от- ветственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке С. заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со сторо- ны близких людей, боевых товарищей, всего народа. Когда говорят о сво- боде С., имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

В понятии С. отражается тесная связь этики и психологии (см. Этика и психология).

СОВМЕСТИМОСТЬ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ)– взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей. С. специалистов позволяет им быстро дости- гать сработанности и обеспечивать высокий уровень эффективности со- вместной деятельности. С. – условие интеграции и сплочения группы, коллектива, правильного подбора лидеров и руководителей в области управления. Несовместимость может стать предпосылкой конфликтов и срывов в общей работе в сложных ситуациях. Проверка С. осуществля- ется с помощью специальной аппаратуры и реальных практических дей- ствий во время комплектования групп с исключительно трудными и ответ- ственными задачами (боевой расчет, экипаж космического корабля, ма- шина скорой помощи и др.). Для С. необходимо не только психофизиоло- гическое соответствие в быстроте реакций, энергозатратах и т. д., но и единство взглядов на задачи общей деятельности, готовность к со- трудничеству, взаимное приятие партнеров, основанное на сходстве цен- ностных ориентаций. Основные проблемы психологической С. распро- страняются и на групповую деятельность работников образования.

СОВМЕСТИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ– способность людей ра- ботать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованно- сти действий и хорошего взаимопонимания.

СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУППОВАЯ– условие и социально-психологичес- кий показатель сплоченности группы, отражающий возможность бескон- фликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях со- вместной деятельности. Выделяют три уровня С. г.: 1) психофизиологиче- ская совместимость темпераментов и характеров, 2) согласованность функционально-ролевых ожиданий, 3) предметно целевое и ценностно- ориентировочное единство и взаимная референтность членов группы. Особое значение С. г. имеет в малых группах (экипаж, расчет, отделение, дежурная смена) при осуществлении совместной деятельности в экстре- мальных условиях.

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ– взаимное принятие партне- ров по совместной деятельности и общению, порождаемое оптимальным сочетанием ценностных ориентаций, мотивов, характеров, темпераментов, потребностей и других индивидуально-психологических характеристик.

С. м. проявляется в степени удовлетворенности участников совместной деятельности результатами и процессом взаимодействия.

Особое значение С. м. приобретает в экстремальных условиях деятельно- сти, при нехватке средств, времени, пространства, исполнителей и т. д.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ– процесс группового достижения це- лей. Группа выступает как совокупный субъект С. д. с определенными мо- тивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, отражающее су- щественные черты С. д. На достижение положительных результатов С. д. влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно груп- повым нормам поведения и притязания личностей, организация само- управления, этичная регуляция межличностных отношений, психологиче- ская совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласован- ность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управ- ление являются условиями успешного осуществления С. д.

СОВОКУПНОСТЬ ВЫБОРОЧНАЯ– совокупность элементов (тестовых задач, испытуемых), являющихся частью генеральной совокупности.

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ– множество элементов, объединен- ных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к опре- деленной системе. Например: всех возможных заданий для выявления из- меряемой черты или свойства, или всего контингента испытуемых, относящегося к определенной социальной или половозрастной группе.

СОЗНАНИЕ– высшая форма отражения действительности, использую- щая системы понятий, категорий.

С. интегративное выражение психических процессов, позволяющее по- нимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Не все психические процессы в каждый данный момент включаются в С., некото- рые из них могут находиться как бы «за порогом» его. Благодаря С. чело- век выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. С. позволяет воспринимать мир в его объективных формах, выходить за рамки субъективной значимости. Объектом С. выступает и внутренний мир человека. На основе С. разви- вается и самосознание. Самосознание можно считать основным свой- ством личности (см. Самосознание). Осознавая себя, свои действия, че- ловек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки. Развитие С. – это не только интегративное усложнение и фор- мирование восприятий, представлений, воображения, мышления, эмо- ций, чувств, воли, интересов, потребностей, целей, но вместе с тем и про- цесс развития ответственности и профессиональной пригодности, умения предвидеть последствия своих действий, общаться, осуществлять само- воспитание.

Благодаря С. воспринимаемые предметы, явления приобретают для лич- ности определенный смысл и значение. Ошибочно считать, что С. – это какая-то сумма психических процессов, состояний и свойств личности. Для анализа С. определенное значение имеет идея И. Канта о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем С., накладывающихся на не- прерывно меняющийся поток информации, поступающей от органов чувств, и организующих его определенным образом.

Есть основания говорить о С. ученого, оперирующего профессиональны- ми знаниями, о С. художника, использующего богатство разнообразных образов. С. человека, который имеет дело с будничными, повторяющими- ся ситуациями и событиями (слесарь, водитель и т. д.), все же может об- ладать значительной познавательной ценностью, о чем свидетельствуют такие его описания, как здравый смысл, народная мудрость и др.

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ– понятие, традиционно связывав- шееся с общественным сознанием принципом дихотомии или произво- дности (выведения С. и. из общественного, культуры и т. д.). Основным критерием выявления С. и. является его определение как сознания лич- ности (в противоположность безличному его определению). Только при таком подходе возможно раскрыть его многоуровневость (бессозна- тельное, неосознаваемое, осознанное, сознательное, надсознательное), его многофункциональность (отражение, отношение, переживание, знание, регулятор деятельности, отношений и жизни в целом), и его многомодальность как процесса, свойства, структуры, способности лич- ности. Основными методологическими проблемами и принципами, ве- дущими к уточнению его определений и раскрытию сущности является

проблема социальной детерминации сознания, проблема его развития (наиболее разработанная в антропогенетическом и онтологическом аспектах), проблема связи его отражательных, коммуникативных и др. характеристик.

СОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ(«сомы» от греч. тело) – процессы, свя- занные с состоянием тела; они влияют на психику, могут возникать и влияния обратного рода, когда слово влияет на телесные процессы (слово «ранит»). Острота вопроса о соотношении психики и телесности становится более заметной, если либо тело, либо психика претерпевает нарушения, прихо- дит в болезненное состояние. Например, телесное хроническое заболева- ние кожи, выражающееся в появлении пигментации, высыпании мелких узелков, чешуек, требует не только изменения поведения, образа жизни (соблюдение определенной диеты, приема лекарств), но и порождает му- чительные душевные переживания (чувство стыда, неудобство при обще- нии с окружающими, кожный зуд и др.), ограничивается контакт с людь- ми, пересматриваются жизненные планы.

Стремление человека встать выше своего физического недостатка и максимально использовать и развивать имеющиеся возможности по- зволяет ему найти подходящую, доступную деятельность и быть в ней успешным.

СОМАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ– технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и, на этой основе, стимулирующие развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения.

Таблица 2

Наши рекомендации