Профессиональное становление личности. в философ-

ском плане становление – это возникновение и завершенное развитие какого-либо предмета, явления. Процесс П. с. л. начинается с решения о выборе профессии, затем следуют профессиональное обучение, адапта- ция к практической работе. П. с. л. зависит от многих внутренних и внеш- них условий: отношение к избранной профессии, успешное овладение ею, оказание помощи со стороны опытных специалистов и т. д. П. с. л. может быть сопряжено с отрицательными переживаниями в случае разочарова- ния в избранной профессии и влиять вообще на состояние человека (че- ловек меняет профессию).

ПРОФЕССИЯ– исторически возникшая форма деятельности, необходи- мая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессиональ- но важные качества.

ПСИХИКА– системное свойство высокоорганизованной материи, за- ключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, по- строении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего пове- дения и деятельности.

У животных проявление этого свойства имеет значительные ограничения (см. Зоопсихология) по сравнению с человеком, который наделен речью, сознанием, самосознанием, творческими способностями и у которого это свойство предстает в выраженной субъективности. П. – результат раз-

вития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. П. человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), со- стояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт на- ходятся в единстве, образуя иерархическую систему, ведущая роль в кото- рой принадлежит психическим свойствам.

П. – система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды) и самого субъекта.

В конечном счете П. – это система субъективных моделей (образов в ши- роком смысле слова) мира, находящегося за пределами субъекта.

Наряду с индивидуальной П. есть еще возникающие у групп людей социально-психологические явления: мнения, традиции, оценки, интере- сы, вкусы и т. п. Психология группы характеризуется взаимоотношения- ми людей, их настроениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями и т. д. Личность и группа людей находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого за- висит от их качеств. Социально-психологические явления играют важ- ную роль в деятельности, в решении задач воспитания, обучения, руко- водства (см. Социальная психология).

Изучение П. предполагает как выявление динамики ее взаимодействия с окружающими условиями, становления и развития, так и соотношения, связи ее компонентов (психических процессов, состояний и т. д.) между собой, их самоизменения.

«ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА»– условное наименование атаки войск или сил флота с выраженными элементами внешнего эффекта, психологического воздействия на обороняющегося противника в целях достижения мораль- ного превосходства над ним.

П. а. применялась в Первой и Второй мировых войнах. В современных условиях П. а. может применяться в ходе боевых действий как одно из эф- фективных средств психологической войны.

ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ– см. напряженность психическая.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ– действительно существующее психи- ческое, субъективное отражение; явления психики, сознания.

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ– психическое воздействие чело- века на самого себя для целенаправленной регуляции всесторонней дея- тельности организма, его процессов, реакций и состояний.

Задачи П. с.: а) снятие чрезмерной эмоциональной напряженности, раз- личных стрессовых реакций и предотвращение их нежелательных послед- ствий; б) мобилизация психических и физических ресурсов, обеспечиваю- щих оптимальную работоспособность (боеспособность); в) управление психологическими порогами чувствительности к психотравмирующим стресс-факторам (боль, температура окружающей среды и др.).

В процессе П. с. используются следующие каналы самовоздействия: из- менение тонуса скелетных мышц; изменение типа дыхания; использова- ние мысленных образов; использование регулирующей и программирую- щей роли слова и др.

К методам П. с. относят: технику активной нервно-мышечной релаксации; аутогенную тренировку; медитацию; приемы самогипноза; идеомоторную тренировку; приемы рефлекторного закрепления состояний и др.

ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ– сохранение продуктивного функ- ционирования психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации. П. у. – предпосылка преодоления трудностей, активного и без- ошибочного выполнения задач в сложной обстановке. Она позволяет сконцентрировать и распределить внимание, ориентироваться, использо- вать знания, навыки, умения, выдержать большие внешние и внутренние нагрузки. П. у. может быть относительно постоянной характеристикой личности. В этом случае она обеспечивается равновесием психических процессов, состояний и свойств личности, такой организацией ее внутрен- него мира, при которой в трудной ситуации доминирующими оказываются высшие чувства и мотивы, положительные черты характера. П. у. может быть и ситуативной. В структуре ситуативной П. у. важное место занима- ют положительные мотивы поведения, сознательное самоуправление, правильная оценка обстоятельств. Психическая неустойчивость проявля- ется в неадекватных целям изменениях внутренней жизни, в доминирова- нии самосохранительных эмоций, в податливости внешним воздействиям, ослаблении самоконтроля. Люди со слабым типом нервной системы бо- лее подвержены отрицательному влиянию сложных ситуаций. Формиро- вание П. у. у воинов предполагает воздействие на различные стороны их личности с учетом требований будущей профессиональной деятельно- сти, накопление адекватного этой деятельности опыта поведения в слож- ных ситуациях, совершенствование умений и навыков саморегуляции (см. Саморегуляция).

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ– общее название

ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использова-

ние средств деятельности основываются на работе П. п. п., особенно мышления.

П. п. п. взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления и во- ображения. Представления необходимы для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание вклю- чается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощуще- ния становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшают- ся память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли цен- трирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют на протекание ощуще- ний, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память – логической и управляемой, воображение – более глубоким и творческим.

Усложнение профессиональной деятельности усилило зависимость успе- ха в ней специалиста от уровня развития его П. п. п. Например, чем точ- нее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспро- изводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания, неумение переключать и распределять его, слабость памяти могут привести к ошиб- кам. Заботясь о самосовершенствовании у воинов ощущений, восприя- тий, положительных свойств внимания, представлений, памяти и других П. п. п., можно повлиять на их дальнейшую профессиональную готов- ность и подготовленность.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ– это целостные, временные и динамич- ные характеристики психической деятельности. П. с., закрепляясь, могут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних воздействий на поведение человека зависит от его П. с. К П. с. относятся: подъем, во- одушевление, бодрость, уверенность, решительность, тоска, печаль и др. По доминирующему влиянию на деятельность П. с. можно разбить на две группы: положительные (готовность к активным действиям, собранность и т. д.); отрицательные (боязнь, сомнения, раздраженность и т. д.).

П. с. в данное время и в данных конкретных обстоятельствах определяют- ся не только вышеперечисленным, но и прошлым опытом человека, всей практикой жизни, свойствами личности, сформированными до этого мо- ральными и физическими качествами.

П. с. вызываются значимыми для личности или же слабыми, но длительно действующими воздействиями, влияют на ход и достижение результатов деятельности, на формирование личности.

Большое положительное влияние на П. с. воинов оказывают успехи в дея- тельности, выдержка, такт командира, его доброжелательность, уваже- ние. Взаимоотношения, общение, социально-психологическая атмосфера

в воинском коллективе всегда оказывают влияние на П. с. военнослужа- щих. Зная суть, особенности и причины возникновения психических со- стояний у воинов, командир эффективнее управляет их деятельностью и поведением.

Если же офицер испытывает П. с. фрустрации, то он оказывает деструк- тивное влияние на ход выполнения учебных и боевых задач.

ПСИХИЧЕСКОЕ ИНТЕГРИРОВАНИЕ– достижение субъектом логико- смысловой упорядоченности прогнозируемой динамики профессиональ- ной ситуации за счет мысленного конструирования системы коммуникативно-деятельного взаимодействия (себя и исполнителей), вы- страивания системы сложных взаимно обусловленных межсобытийных связей типа «причина – следствие», «цель – средство», структурирова- ния элементов целостного деятельного контекста в единую функциональ- ную систему и ее регулирование.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО– общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает основание для психиатрическо- го (психотерапевтического) вмешательства.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЦЕНТРИРОВАНИЕ– постановка субъектом деятель- ности себя в центр профессионально обусловленной ситуации и принятие ответственности за решение обусловленной ею задачи на себя; отражая тенденцию к целостной организации деятельности и самоактуализации, выражается во внутренне мотивированном объединении элементов дея- тельного контекста в пространственно-временном и ценностно-смысловом аспектах «вокруг себя».

ПСИХОАНАЛИЗ(от греч. душа и разложение) – направление в психо- логии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

П., согласно 3. Фрейду, это: 1) процедура исследования психических про- цессов, которые почти недостижимы никаким другим способом; 2) метод (основанный на таком исследовании) лечения невротических нарушений и 3) сумма психологической информации, постепенно собираемой в но- вую научную дисциплину. П. поставил проблему смысловой и энергетиче- ской характеристик психики, ее структуры и динамики. Он распростра- нился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, на явления морали, религии, культуры, искусства, науки, обще- ственной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и по- лового влечения.

Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека – в об- молвках, описках, сновидениях и т. д. Методы выявления неосознаваемо-

го – свободные ассоциации, толкование сновидений, изучение невроти- ческих симптомов и др. Центральное положение П. – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознава- емым (где главное – сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Личность в структурном отношении в П. состоит из «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

«Оно» – бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексу- альные и агрессивные побуждения) – играет главную роль, определяю- щую поведение и состояние человека. Неудовлетворенные сексуальные влечения под влиянием «Сверх-Я» вытесняются из области сознания «Я» в область бессознательного. В результате возникает напряжение, вну- тренний конфликт, защита от которого возможна путем компенсации (возмещения отсутствия или слабости каких-либо физических или психи- ческих качеств), рационализации (оправдание подсознательных побужде- ний), идентификаций себя с другим лицом, обладающим качеством, от- сутствующим у субъекта, проекции (приписывания другим своих жела- ний, опасений, страхов), регрессии (возврат к пройденным стадиям раз- вития), сублимации (переключения энергии). Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества (см. Защитные механизмы). Весь период роста и развития ребенка предстает с точки зрения П. как эмо- циональный конфликт между неосознанными влечениями и возможно- стями их удовлетворения. Дезорганизация социальной жизни представля- ет собой следствие дезорганизации жизни отдельного человека в силу его неприспособленности и сложности современной цивилизации. Различные культуры являются «невротическими» или «шизоидными». В этих усло- виях психотерапия призвана выявлять и помогать понять причины эмо- ций, травмирующих личность, вызвать к ним самосохранительное отно- шение. 3. Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллек- тивный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спа- сительное средство от индивидуальных форм невротизации.

П. изучают в теологических семинариях, это элемент пасторской психоло- гии и религиозной психотерапии, особенно в индивидуальных беседах с верующими.

ПСИХОГЕНЕТИКА– область знаний, находящихся на пересечении гене- тики и психологии и изучающая взаимодействие генетических (наслед- ственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и не- которых поведенческих свойств человека.

Свое начало П. берет в работах Ф. Гальтона «Наследственность таланта» (1809) и др.

Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соот- ношениям и изменчивости интеллекта, отдельных познавательных функ- ций и способностей, динамических характеристик психических процессов, в частности относящихся к сфере темперамента. Значительно меньше ра- бот касается двигательных особенностей человека. В последние годы ин- тенсивно формируются две новых отрасли П.: генетическая психофизио- логия и генетика индивидуальных различий.

Основные методы П.: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и близнецовый метод.

ПСИХОДИАГНОСТИКА(как практическая деятельность) – комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально- психологических особенностей личности, социально-психологических ха- рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности в целях: прогноза дальнейшего развития объекта обследо- вания; поиска наиболее эффективных способов работы с ним; разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности. Оформление П. в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е гг. XX в. Значительный вклад в становление П. внес- ли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттела, Г. Эббингауза, А. Бине и др. Появле- ние и совершенствование математико-статистического аппарата и пре- жде всего корреляционного и факторного анализов, использование возможностей психометрии оказали влияние на практическую эффек- тивность П.

ПСИХОДИАГНОСТИКА БОЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ –

совокупность взаимосвязанных процедур по выявлению фактов наличия психотравм, их идентификации и оценке, принятию решения по объему, срокам, средствам и способам психокоррекционного воздействия на во- еннослужащих в целях их быстрого возвращения в строй.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА– средства, с помощью кото- рых осуществляется психодиагностическая деятельность: средства изме- рения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психо- диагностики; средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога; средства описания психодиагно- стического процесса и построения психодиагностического заключения.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ– графическое представле- ние результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной

кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– теория и практика пси- хотерапевтической работы, вытекающие из психоанализа. Акцентирует свое внимание на воздействии прошлого опыта на формирование такой определенной манеры поведения через особые когнитивные способности, межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению (см. Трансфер), которая приобрела постоянную повторяемость и таким обра- зом влияет на здоровье пациента.

Несознаваемые невротические конфликты, возникшие в детстве, и их по- следствия в жизни взрослого человека проявляются как манера поведе- ния, чувствования, мышления, фантазирования и действий пациента. В ходе психотерапевтической работы эти конфликты выходят на поверх- ность психики и многие их последствия становятся очевидными. Основ- ная задача П. п. («разговорного лечения») – сделать находящееся вне со- знания доступным сознательной проработке через понимание стилей по- ведения, сформировавшихся в детстве.

ПСИХОДРАМА– специфический психотерапевтический метод, создан- ный Я. Л. Морено (1893–1974) (США). В П. синтезируются драматиче- ские средства и достижения современной психологии. Целью П. является поиск эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней от экзистенциального до обыденного, бытового.

П. – метод психотерапии, в ходе которого клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как-будто они происходят в дан- ный момент. Действия структурируются, способствуя прояснению и кон- кретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аф- фективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы.

Действия, физические движения, на которых построена П., увеличивают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

П. может существенно помочь клиентам, имеющим трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, т. к. действие в нем идет впереди слов. В психодраматической ситуации клиент одновременно и глав- ный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. П. применяется при неврозах, психосоматических заболеваниях, при обо- стрении психопатий и отклоняющемся поведении подростков для устра- нения неадекватных эмоциональных реакций и отработки социальной перцепции. В П. есть место для рационального и воображаемого, спон-

танного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьез- ности и игры, эмоций и мышления, интропсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психической поддержки и обучения, для духовного и эстетического.

ПСИХОЗЫ– группа расстройств, характеризующихся грубой дезинтегра- цией психики, неадекватностью психических реакций и отражательной де- ятельности. Симптомы: галлюцинации, бред, некритичность, неспособ- ность осмыслить происходящее, нарушение способности произвольно ру- ководить собой, нарушения памяти, мышления, изменение эмоциональ- ной сферы и т. п. По причинам возникновения П. подразделяются на: ин- фекционные, травматические, интоксикационные, возникающие при ор- ганических поражениях головного мозга, при внутренних заболеваниях, психогенные и др. В боевых условиях П. могут развиваться как следствие боевой психической травмы. Лечение П. осуществляется в психиатриче- ских учреждениях. Прогноз для возвращения военнослужащих с проявив- шимися П. неблагоприятен.

ПСИХОКИНЕТИКА– научно-практическая область, изучающая и ис- пользующая на практике закономерности связи тех или иных кинетик чело- века с его психикой. Возможно выделить три направления анализа этой связи:

1) кинетика как средство диагностики состояний и свойств психики, в этом случае кинетика рассматривается как особый язык человека – кинетиче- ский язык;

2) кинетика как средство изменения собственной психики человека – как инструмент самовоспитания;

3) кинетика как средство возможного воздействия на других людей, в частности как средство формирования мнения о носителях данной ки- нетики.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ– деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным крите- риям не соответствуют принятой модели. Методы П. многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадле- жит психолог. Так, например, в рамках поведенческого подхода откло- нения трактуются соответственно принципам бихевиоризма и П. связы- вается с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Экзистально-гуманистические методы П. основаны на фило- софии экзистенциализма (см. Экзистенция), подчеркивающей важность проблемы человеческого становления и ответственность человека за свое становление. Психоаналитические методы П., по 3. Фрейду, сво- дятся к катарсису (см. Катарсис), т. е. очищению, переживанию заново

травматических событий детства, к реагированию тех чувств, которые подавлялись.

Для К. Г. Юнга основным выступал метод активного воображения, пред- полагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессо- знательного.

У К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути.

Г. С. Салливен основное внимание уделял общей эмоции, возникающей между психологом и клиентом.

Психодрама (см. Психодрама) как метод П. осуществляется в работе пси- холога с группой путем рассказа в театрализованной форме участником группы о событиях своей жизни. Нужны импровизация и доброжелатель- ность группы (см. Гештальттерапия).

Психодрама выделяет элементы реальности социального мира и стремит- ся восстановить их как в сознательном, так и бессознательном, придавая им рациональную форму.

Д. Киппер отмечает, что психодраме Морено недоставало масштабности и размаха общей теории личности. Первоэлементом ролевой игры явля- ется поведение, воспроизводящее или представляющее некое другое по- ведение. Психолог показывает терапевтическую ценность клинических ролевых игр, имитационного моделирования поведения – воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Психодрама, считает Д. Киппер, располагается где-то между современной терапией катарсиса и поведенческой терапией, поскольку признает важность как катарсиса, так и переобучения.

ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО– совокупность представлений, пра- вил оперирования ими и стратегий поведения, которые конкретный испы- туемый склонен проявлять в психологическом эксперименте, в частности, в ходе психодиагностического обследования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ– одноразовое подрывное действие в рамках психологической войны против войск или населения противника в целях их деморализации, дискредитации проводимых военно- политических мероприятий, формирования выгодного общественного мнения и возбуждения недоверия в отношении политического и военного руководства,

Как правило П. а. являются компонентами подготовки и осуществления

психологических операций.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА –

доминирующие отношения, мысли, чувства, настроения, переживания, потребности, интересы, оценки и взаимооценки военнослужащих.

Базой для формирования П. а. в. к. являются его деятельность, весь про- цесс обучения и воспитания, быт и досуг. П. а. в. к. зависит от хода и ре- зультатов деятельности воинов, от опыта и умения командиров обеспечи- вать их успехи, предотвращать неудачи и конфликты. В общей деятельности воинов возникают и крепнут мотивы активных действий, на- правленных на достижение высоких результатов в учебной и боевой дея- тельности.

Атмосфера сотрудничества в группе основывается на ответственном и инициативном отношении воинов к учебной деятельности, к овладению воинским мастерством.

Положительная П. а. в.к. благоприятствует формированию у воинов необ- ходимых профессиональных, психологических и нравственных качеств, эмоционально-волевой устойчивости и готовности к воинской деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНАсистема мероприятий, проводимых госу- дарством против других стран в целях подрыва морально-политического и психологического состояния их населения и вооруженных сил, вмеша- тельства во внутренние дела, разжигания вражды между народами. Для этих целей в вооруженных силах создается специальный аппарат, ко- торый планирует и осуществляет психологические акции и психологи- ческие операции. Подрывные психологические акции направляются на ослабление обороноспособности той или иной страны, вызов недо- вольства, беспорядков и недоверия к правительству, создание благопри- ятных условий для хода и исхода вооруженной борьбы. Основные методы П. в. – дезинформация, угрозы, шантаж, ложь и т. д.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БОЯ– 1. Мысленный аналог (карта, схема, матрица) психических явлений, имеющих место в реальном бою. Включает психические явления, проявляющиеся при взаимодействии элементов П.м.б.: предмета вооруженного противоборства; индивидуаль- ных и групповых субъектов противоборства с сформировавшимися у них образами противоборства, индивидуально-психологическими и личност- ными качествами и состояниями; групповыми психологическими характе- ристиками (совместимость, сплоченность, руководство, коллективизм); средств противоборства; способов противоборства; боевой, социальной и эколого-эргономической среды.

Психические явления боя детермируются факторами: боевыми, эколого- эргономическими, социальными, психофизиологическими, психологиче- скими (первичными и вторичными).

П.м.б. характеризуется структурным и функциональным подобием психо- логической реальности боя (А.Г. Караяни).

2. Субъективный образ предстоящих боевых действий, создаваемый сред- ствами психологической подготовки.

П. м. б. создается с целью вызвать у военнослужащих, в воинских коллек- тивах такие психические состояния, психологические явления, которые реально возникают в бою и подготовить воинов к их переживанию.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ– комплекс согласованных по зада- чам, месту и времени мероприятий, осуществляемых специальными вой- сковыми формированиями во взаимодействии с органами военного управ- ления, направленных на ослабление боевого духа, изменение образа мышления, настроения и поведения военнослужащих и населения про- тивника, а также способствующих успешному ведению боевых действий своими войсками.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОЯ– процесс формирования, развития и укрепления психологической готовности и психологиче- ской устойчивости воина к активной деятельности в экстремальных боевых ситуациях современной войны; психологическое подавление про- тивника; психологическая подготовка социальной среды.

П. п. – это воздействие на личность, группу в целях настройки на ее вы- полнение и создание субъективных условий для эффективного использо- вания и проявления знаний, навыков, умений, способностей, других ка- честв в процессе предстоящей деятельности. П. п. должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности. П. п. к выполне- нию конкретной задачи предполагает в сложившейся ситуации активиза- цию способностей и возможностей человека, мобилизацию его духовных, нравственных и физических сил, всего творческого потенциала. Выделя- ют общую, специальную и деловую психологическую подготовку.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОД ДЕРЖКА– один из компонентов психоло- гической помощи военнослужащим в боевой обстановке, представляю- щий совокупность психологических, организационных и медицинских ме- роприятий, направленных на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

Психологическая поддержка представляет собой воздействие на воинов, попавших в затруднительную ситуацию, со стороны командиров, сослу- живцев, военных психологов в целях повышения адекватности их самоо- пределения в ситуации боя, в своих обязанностях, в системе взаимодей- ствия с товарищами, в своей собственной личности и создания дополнительных источников их боевой активности.

П. п. может быть: а) вербальной (обращение, приказ, постановка кон- кретной задачи и др.); б) невербальной: собственный пример; включение военнослужащего в систему мобилизующего и непрерывного контроли- руемого взаимодействия (назначение наставников из числа опытных во-

инов, включение воина в «тройки», «пятерки» военнослужащих и др.); эмоциональный контакт (сочувствие, предложение сигарет и т. д.); под- держка боевых действий воина огнем и тактическими действиями сослу- живцев; побуждение к выполнению приемов психической саморегуля- ции (форсированного дыхания, мышечной релаксации), тактичная под- держка (дружеское прикосновение, «тормошение») и др.; выдача вои- нам медикаментозных (стимулирующих или седативных) препаратов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ– область практического применения психологии, ориентированная на предупреждение, смягчение или прео- доление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта пси- хологического воздействия выделяются индивидуальная, семейная и груп- повая формы оказания психологической помощи. Возможна психопрофи- лактическая или психокоррекционная направленность П. п. Основными видами П. п. являются психологическое консультирование, психоте- рапия, психокоррекция, психореабилитация, психологическая под- дрержка.

Частным случаем П. п. является психотерапия (см. Психотерапия). П. п. необходима специалистам, работающим в экстремальных условиях, а так- же людям, страдающим психическими расстройствами. Значимость П. п. постоянно возрастает, она становится существенной частью психологиче- ской службы.

Автор книги «Что такое психология» Ж. Годфруа пишет, что фактически в психологической помощи или поддержке нуждаются 3-4% американ- цев. Поведение будет считаться ненормальным в том случае, если оно бу- дет представляться опасным для самого человека или для окружающих. Одним из критериев аномальности может служить тот факт, что расшиф- ровка окружающего мира головным мозгом проходит у данного человека не так, как у других. Понятие нормы весьма неоднозначно, по утвержде- нию Ж. Годфруа, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между приемлемым и неприемлемым нет. Не существует и иде- альной нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Про- сто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у осталь- ных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы адаптировать- ся. Споры начинаются тогда, когда нужно решать, какой должна быть эта поддержка – социальной, психологической или медицинской. Бихевиоризм рассматривает аномальные формы поведения подобно всем другим формам, исключительно как результат научения, считает их можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами науки, выполненными в лабораторных условиях.

Для представителей гуманистической психологии неадаптивное поведе- ние есть результат нарушения соответствия между реальным «Я» и жиз-

ненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальным пред- ставлением о самом себе – с другой.

Психоанализ дает возможность человеку понять подсознательные корни своих проблем и тем самым высвободить связанные с ними эмоции и чув- ства.

Наши рекомендации