Идентификация действенная групповая эмоциональ-

НАЯ– эмоциональное переживание, при котором эмоциональные со- стояния одного участника группы, вызванные негативными факторами, даны как мотивы поведения для других участников.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ– процесс вы-

яснения психологом того, какие психологические проблемы имеет чело- век, каковы действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ– единство поведения и самосознания ин- дивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА– термин, которым обозначали идейно- политическое и морально-психологическое воздействие на личный состав и население воюющих стран в целях подрыва их морального духа.

И. б. рассматривалась как важный компонент подготовки и проведения военных операций, в котором решающее значение придавалось идеологи- ческому содержанию проводимых мероприятий.

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА– «мысленное проигрывание» своих дей- ствий в разных ситуациях. Причем мысленный образ движений обязательно связан с мышечно-суставным чувством, т.е. с физическими движениями. Ис- следования показывают, что с помощью И. т. можно формировать различные навыки профессиональной деятельности военнослужащих (навыки стрельбы из стрелкового оружия, рукопашного боя и др.) и тренировать физические (силу, ловкость и др.) и психические функции (восприятие, память, внимание и др.). И. т. выступает основой для создания конкретных методик психофизио- логической подготовки военнослужащих к боевым действиям, оказания пси- хологической помощи и реабилитации участников боевых действий.

ИДИОСИНКРАЗИЧЕСКИЙ КРЕДИТ– своеобразное разрешение груп- пы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от группо- вых норм (девиантное) поведение.

ИЗБЕГАНИЕ– способ разрешения конфликта, при котором человек (группа) не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработ- ки приемлемого решения проблемы или просто уклоняется от разреше- ния конфликта. Избегание характеризуется отсутствием стремления к до- стижению собственной цели в процессе конфликтного противоборства. И. эффективно в случаях, когда оппонент превосходит в возможностях, а перспективы достойного компромисса исключены.

ИЗМЕРЕНИЕ– процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

ИЛЛЮЗИЯ ВОСПРИЯТИЯ(от лат. – ошибка, заблуждение) – неадек- ватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Выделяют И. оптико-геометрические (кажущееся искажение метричных соотношений между объектами), яркостного контраста (кажущееся изменении яркости объектов на фоне и в сочетании с другими), видимого движения (автоки- нетическое, стробоскопическое, индуцированное движение) и др. Причинами И. в. выступают как свойства самих объектов, так и психоло- гические характеристики людей (установки, смысловые образования,

«картина мира», состояния, характер, внушаемость и др. На практиче- ском использовании И. в. основана маскировка.

ИМИДЖ– стереотипизированный образ конкретного объекта, суще- ствующий в массовом сознании. Как правило, понятие И. относится к кон- кретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т. д.

В основе И. лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т. п. И. формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. При формировании И. реальные качества челове- ка тесно переплетаются с приписываемыми им окружающими.

ИМИДЖЕОЛОГ– специалист, занимающийся научной разработкой те- ории и практики имиджелогии, в отличие от имиджмейкера – практика, занимающегося непосредственным формированием имиджа объекта (че- ловека, предмета, явления).

ИМИДЖМЕЙКЕР(от англ. создатель имиджа) – в имиджелогии и в имиджмейкинге обозначают лиц, профессионально занимающихся формированием или коррекцией имиджа человека, предмета или явления. Профессиональный И. должен являться неотъемлемым элементом имид- жмейкинга – технологического процесса, представляющего собой сово- купность элементов и операций, предназначенный для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека, предмета, явления). Профессиональный И. должен обладать знаниями в областях психологии и прежде всего – в сфере восприятия, коммуникации, сферах психики (сознания, подсознания), нейролингвистического программирования, психотерапии, психоанализа, педагогики, дизайна, лингвистики, менед- жмента и т. п.




Поскольку пока на государственном уровне не осуществляется подготов- ка И., в частности в России, то приемлемыми на роль И. можно признать профессиональных психологов, специалистов по рекламе и ряд других. Нередко в качестве И. выступают любители (интуитивные имиджмейке- ры). К такого рода И. можно отнести родителей, воспитателей, секрета- рей, референтов и др.

Критерием эффективной работы И. является достижение конечной цели формирования имиджа – образование аттракции (см. Аттрак- ция). Например, если при формировании имиджа кандидата в … изби- ратели проголосовали за тот прототип имиджа, с которым работал дан- ный И.

Если И., поработав с клиентом, изменив те или иные его характеристи- ки, вызвал изменение только в самоощущении клиента, но не измене- ние мнения о нем других людей, то такой И. выступает в роли педагога, воспитателя, но не И., ибо имидж – это мнение об объекте, возникаю- щее в психике определенной или неопределенной группы, модель на основе образа, сформированного у них в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик объекта, либо косвенно- го – на основе восприятия уже оцененного кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей, а некое суждение об этом образе, некое мнение о нем, но не просто самоощу- щение.

В связи с этим в практике нередко возникает вопрос: кому нужен и кому не нужен И.? И. не нужен тому, чей имидж высок и вполне устраивает и И., и клиента.

В случае необходимости изменить имидж конкретного человека И. пре- жде всего должен выступать в качестве психотерапевта, психоаналитика, обладая при этом и знаниями по технике убеждения (а не только по техни- ке доказывания своей правоты, ибо доказать – не значит убедить).

ИМИТАТОР– техническое средство подготовки специалистов, реализу- ющее динамическую модель процесса, отдельного свойства или функцио- нальной части изучаемого объекта. Предназначено для формирования и совершенствования профессиональных навыков и умений восприятия информационной модели, анализа информации и принятия решения.

ИМИТАЦИЯ(от лат. – подражание) – способ маскировки, осуществляе- мый с помощью имитационных средств в сочетании с другими способами маскировки, а также воспроизведение на тактических занятиях, учениях, маневрах внешней картины современного боя.

И. может рассматриваться также как средство моделирования реальной боевой обстановки при решении различных задач морально- психологической подготовки личного состава к боевым действиям.

ИМПРЕССИНГ– явление, связанное с исключительной ролью некото- рых впечатлений, запоминающихся в памяти субъекта и служащих толч- ком к последующей, иногда внезапной, перестройке его ментального опы- та. Следствием импрессинговых впечатлений является формирование но- вой познавательной склонности, качественно новой формы осознания определенной проблемной области и т. д.

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– сдерживание, торможение действий ин- дивида под влиянием присутствия других.

ИНДИВИД(от лат. неделимое) – человек как единичное природное су- щество, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обу- словленных черт. Само понятие И. отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом. Понятие И. не следует смешивать с понятием «индивидуальность», с помощью кото- рого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех дру- гих людей как личность и как И.

Индивидные свойства не формируются личностно, сами по себе они не характеризуют человека как гражданина или специалиста. Однако индивидные свойства человека не являются нейтральными к личност- ным и профессиональным качествам, поскольку они составляют при- родную основу развития человека как личности. Поэтому индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осу- ществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании воен- нослужащих.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА– метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на осно- ве прямого словесного контакта с ним. В зависимости от целей использо- вания данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностиче- ской, экспериментальной, профилактической и т. д.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– направление в психологической науке. Как понятие И. п. используется в трех смыслах: а) в конце XIX в. этим термином обозначали направление в психологии, которое позже по- лучило название дифференциальной психологии; б) исследования, на- правленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдаю- щихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей и т. д.; в) одно из направлений глубинной психологии (см. Глу-

бинная психология), которое было основано А. Адлером (1870–1937) вследствие его критического пересмотра психоанализа 3. Фрейда. Исход- ным пунктом этого направления является положение об органической не- полноценности некоторых индивидов, что субъективно переживается ими как чувство (а при невротических обострениях – как комплекс) неполно- ценности. Эти чувства и состояния индивид стремится преодолеть с помо- щью разнообразных компенсаторных механизмов, что порождает стрем- ление к личной власти, превосходству над другими. Задача психотерапии

– помочь невротику. Психическое развитие рассматривается И. п. как ре- ализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой за- кладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС– расстройство

духовных и эмоциональных состояний, их переломное отрицательное обо- стрение. И. п. к. может быть вызван недостижением важных жизненных целей, войной, катастрофой, тяжелой болезнью, гибелью близких людей и т. д. И. п. к. может закончиться как ростом, так и снижением сопротив- ляемости личности крайне неблагоприятным условиям и воздействиям. Психолог, медик могут оказать помощь и поддержку человеку, находяще- муся в состоянии И. п. к., применив знания о защитных психологических механизмах, сознании, самосознании и путем увеличения адаптивных воз- можностей личности (см. Стресс, Суицид).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМОДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ– самостоя-

тельное нормативное регулирование воином каждого своего поступка.

Наши рекомендации