Психологическая готовность к саморазвитию в период поздней юности
Ценностные ориентации нынешних молодых людей должна быть во многом ориентированы на их самоопределение и саморазвитие. На этапах социального и экономического развития в современном мире к молодым девушкам и юношам предъявляется множество требований: они должны быть подготовленными, осведомлёнными и творческими. Соответствовать данным характеристикам трудно без готовности к саморазвитию, а именно, без психологической готовности.
Из всего выше изложенного можно отметить, что, несмотря на огромное беспокойство и внимание к проблеме саморазвития личности в поздней юности, тема саморазвития нуждаются в серьезной разработке, а именно, проблема формирования психологической готовности к саморазвитию.
Проблема современного социума в молодых людях, которые не могут все делать независимо от мнения окружающих, не умея, показывать свою неповторимость, также в наше время направленностью нынешней образовательной системы большей частью направлена на молодых людей исполнительских качеств, чем личностей с творческими качествами
В тоже время не учитывается то, что способность к творчеству – это индивидуально - типологические особенности человека, способствующие успешности и легкости выполнения деятельности, продуцирование новых идей и нахождение нетрадиционных способов решения задач (П. Торренсу, Б.М. Теплов и В.Н. Дружинин). (Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности. – СПб., 2001. – 374 с.)
Также творческий компонент, в позднем юношеском возрасте является качеством активности личности, который включает его готовность и способность к самоизменению, которая проявляется в социальной активности. (Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана. ООО «Издательство АСТ», 2015. – 589 с.).
Сложно предельно учитывать индивидуально – личностные особенности любого при организации общего образовательного процесса и особенность традиционной системы образования, которая подготовлена для среднестатического учащегося и создающая серьезные трудности преподавателям при осуществлении индивидуализации образования молодого поколения.
При исследовании готовности к саморазвитию молодого поколения нужно учитывать: специфику временной перспективы, толерантность к неопределенности, рефлексивность, мировоззренческую активность, ценность саморазвития, направленность личности на него, автономность, самодетерминация, локус контроля, опыт осуществления саморазвития и его осмысления. (Плотницкая М. Р., Фризен М. А., Шучковская Е. С. Психологическая готовность личности к саморазвитию: осмысление и исследование / М. Р. Плотницкая, М. А. Фризен, Е. С. Шучковская // European Social Science Journal. - 2015. № 9. - С. 154-161).
В своих исследованиях В.Г. Маралов выделяет три ключевых этапа саморазвития личности:
1) выявление личностных смыслов в процессе саморазвития (самопознание);
2) осознание необходимости заниматься саморазвитием (мотивация к саморазвитию и целеполагание);
3) самостоятельное планирование саморазвивающей деятельности (самоорганизация и самореализация).
К проблеме саморазвития, существующей в отечественной психологии, мы рассмотрели особенно важные особенности. В границах системного подхода, личностное саморазвитие изучается как целостное системное образование, которое складывается из связанных между собой функциональных элементов, которые в свою часть, не сводятся к аддитивному сбору элементов ( А.Г.Асмолов, Б.Ф. Ломов). (10. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367с.
11. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. – 1975. – № 2. – C. 20-38.)
С позиции деятельностного подхода личностное саморазвитие объясняется как одно из выявлений деятельностной основы личности, направленное на преображение самого субъекта. (А. Н. Леонтьев и др). (Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 2005. – 304 с.).
В основном в позднем юношеском возрасте юноши и девушки самостоятельно принимает и реализует важные решения, раскрывая себя в профессиональной и социальной сфере, в творчестве, осуществляют профессиональное, выбирая цель в жизни. Они проектируют жизненные планы, овладевая комплектом социальных ролей самодостаточного человека, проявляя активность в общественной сфере. В этом возрасте возможен выбор партнера, создание собственной семьи.
С позиции субъектного подхода, личностное саморазвитие – это ориентировка на качественное изменение личности, которое является автором собственных преобразований, изменений и форм развития ( М. В. Ермолаева, Г. А. Цукерман). (Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека: учебное пособие. – Москва; Воронеж, 2006. – 200 с. 2. Цукерман Г. А. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: учебное пособие. – М.: Интерпракс, – 1995. – 286 с.)
Категория «саморазвитие» в последнее время оказывается в облости акмеологии, где внимание также переносится с ситуации развития индивида как социального субъекта и формирования его человеческого потенциала на ситуацию саморазвития, которое учитывается, с одной стороны, как признак личностной зрелости личности, а с другой - как средство ее достижения.
А. А. Реан считает саморазвитие одной из главных черт составляющую социальную зрелую личность, которая выступает активным субъектом саморазвития. (Реан А. А. Акмеология личности // Психол. журн. 2000. № 3. С. 88-95.)
Также в границах акмеологического подхода, под личностным саморазвитием понимаем приобретение наивысших стандартов в профессиональном развитии ( А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, и др.) (Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 364с.8; Маркова А. К. Психология профессионального развития учителя: учебное пособие. – М.: Знание, 1998. – 308 с.)
Для раскрытия структуру и сущность процесса личностного саморазвития самым соответствующим является синергетический подход, в котором этот процесс изучается как нелинейная, открытая и неравновесная система, стремящаяся к самоизменению. Этот подход отражается в работах И. А. Шаршова, Э. Ф. Зеера и др. (Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. – Белгород, 2005. – 25 с.; Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. – М.: Изд-во «Академия», 2006. – 240 с.)
Говоря о позднем юношеском возрасте необходимо отметить его основные особенности, характеристики. Это период бурного и плодотворного развития информативных процессов. В этот период уже есть возможность и способность классифицировать разные этические ценности, делать выбор между моральными нормами. Центральным личностным новообразованием периода поздней юности является профессиональное становление личности.
Проблемы психологической готовности к личностному саморазвитию в позднем юношеском возрасте является актуальным и перспективным направление научной деятельности.
В позднем юношеском возрасте, текущая проблема лишь в какой – то мере исследована в теории и на практике. Так же необходимо отметить, что свежие научные работы говорят о необходимости психологической диагностики юношей, на предмет их готовности к личностному саморазвитию. [Гаранина Ж.Г. личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социальной сферы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3].
Из этого следует, что саморазвитие является важным внутренним механизмом развития личности. Важность саморазвития личности в период позднего юношеского возраста формируется его регулирующей функцией. Юноша или девушка принимают какое - либо решение на основе субъективного отношения к различным сферам социума, в котором они живут.
В структуре психологической готовности выделяются когнитивный и практический компоненты. Когнитивный компонент психологической осведомленности, показан системой психологических знаний, гарантирует самоактулизацию таких рефлексивно – когнитивных резервов саморазвития, как самопознание и самоанализ, приводящих к усилению степени осознания своих личностных и профессиональных сторон, развитию целостной профессиональной и личностной «Я - концепции». Прикладной элемент психологической грамотности составляет важную основу для реализации личностно - профессионального саморазвития профессиональной личности. Саморазвитие связано с возможностью грамотно осуществлять полученные психологические знания при взаимодействии в социуме и совершать самовоздействие, что дает личности возможность воспользоваться накопленными практически психологическими знаниями и умениями для расширения запаса имеющихся ресурсов, помогающих саморазвитию.
Готовность к саморазвитию, может рассматриваться, как когнитивная готовность расценивать ситуацию с точки зрения объективной возможности для саморазвития, как готовность анализировать ситуации неопределенности, неочевидности как содержащие альтернативу и поэтому имеющие потенциал к самоизменению личности, приобретению нового опыта.
Юноши и девушки, в большинстве случаев, с высоким уровнем интеллекта имеют более определенную мотивацию, включающую все компоненты учения, а также к осознанному стремлению овладеть определенными навыками, представлениями и знаниями, что способствуют на развитие особенностей психических процессов: памяти, мышления, воображения, которые способствует построению будущего в мечтах у юношей, внимания и речи.
( Волков Б. С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с.)
Психологическая готовность может развиваться в результате, как внешних воздействий, так и собственных усилий личности, направленной на совершенствование процесса коммуникативных навыков, на осуществление связанных целей интерсубъективного или делового взаимодействия. Эксперт, обладающий высоким уровнем психологической компетентности, обязан постоянно работать над собой, развивать свои коммуникативные способности, анализировать и контролировать собственное социальное поведение. Кроме того, одним из практических компонентов психологической готовности является умение координировать собственное психическое состояние, что предопределяет наличие сформированных способностей самоуправления, и самоорганизации являются необходимой частью процесса саморазвития личности. (Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности "Психология". Автореферат диссертации. Н. Новгород, 2009. 26 с.)