Состояние и перспективы современной
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Направление подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовкиЗаочная форма обучения
Квалификация (степень) выпускникамагистр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Г. Кострома 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Состояние и перспективы современной социальной психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» в первом семестре обучения. Курс имеет теоретико-практическую ориентацию и предполагает лекции и интерактивные занятия. Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1.Цели и задачи освоения дисциплины
Цель курсазаключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Задачи курса:
- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;
- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;
-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;
-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;
- сформировать способность на начальном уровне создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
1.2.Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, читается в первом семестре и заканчивается зачетом во втором. Курс является начальным для формирования профессиональных компетенций: ПК-2, ПК-7. Совместно с ним на этом уровне ПК-2 формируется в дисциплинах: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», а ПК-7 на начальном уровне обеспечивают дисциплины: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Качественные методы исследования: феноменологическое интервью».
Средний уровень профессиональной компетенции ПК-2 связан с дисциплинами «Методологические проблемы психологии» в первом семестре, «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» во втором семестре, «Деформация и девиация личности и поведения» в 3 семестре. На высшем уровне компетенции ПК-2 формируется в курсах: «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре и «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре.
Профессиональная компетенция ПК-7 на среднем уровне формируется курсами «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология социального влияния» в 4 семестре. На итоговом уровне компетенция ПК-7 формируется в ходе производственных практик и дисциплиной «Психологические исследования рекламы и PR» в 4 семестре.
1.3.Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
-содержание основных школ и теорий социальной психологии личности и дискуссионный характер диалога между ними;
-методологические принципы отечественной социальной психологии;
-насущные проблемы сегодняшнего этапа развития мировой и отечественной социальной психологии;
-достижения и просчеты практической работы социальных психологов.
Уметь:
-анализировать связь положений науки и социальной практики;
-выделять социально-психологические явления в историческом контексте;
-осуществлять перенос теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;
- осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;
-делать прогнозы о перспективности и возможностях отдельных направлений прикладных исследований.
-находить соответствующую литературу по изучаемому вопросу.
Владеть:
-основными методами социально-психологического исследования и этическими проблемами их применения;
-навыками работы с научной литературой по изучаемым проблемам;
-навыками создания программы, направленной на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций ПК-2, ПК-7. Ожидаемые результаты освоения дисциплины непосредственно связаны с компетентностной моделью выпускника. Предполагается, что магистрант будет обладать:
-в научно-исследовательской деятельности:
- способностью осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-2).
-в практической деятельности:
- способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7).
Краткое содержание дисциплины:
Раздел 1. Современная социальная психология
Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии.
Тема 2. Психология социального познания.
Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии
Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений.
Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология.
Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические (лабораторные) занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | Зачет во 2 семестре |
2.2.Объем контактной работы на 1 студента
Виды учебных занятий | Количество часов |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные занятия | - |
Консультации | 0,6 |
Зачет / зачеты | 0,25 |
Экзамен / экзамены | - |
Курсовые работы | - |
Всего | 12,85 |
2.3. Тематический план
№ | Название раздела, темы | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы текущего контроля | |||
Лекции | Практические (16) | Лабораторные (нет) | ||||||
Раздел 1. Современная социальная психология | ||||||||
Современное определение предмета социальной психологии | - | - | Групповая дискуссия по предложенным вопросам | |||||
Психология социального познания | - | - | Групповая дискуссия по предложенным вопросам | |||||
Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии | ||||||||
Социальная психология в контексте социальных изменений | - | - | Коллоквиум по новой научной парадигме | |||||
Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология | - | Обсуждение индивидуальных статей по теме | ||||||
Новые направления в социально-психологических исследованиях | - | Презентация новой книги по теме | ||||||
ИТОГО | - | |||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Компетенции \ этапы, уровни | Начальный этап / базовый уровень | Основной этап / средний уровень | Завершающий этап / итоговый уровень |
В научно-исследовательской деятельности способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-2). | Состояние и перспективы современной социальной психологии Планирование теоретического и эмпирического исследования Качественные и количественные методы исследований в психологии | Методологические проблемы психологии Актуальные проблемы теории и практики современной психологии Деформации и девиации личности и поведения | Актуальные проблемы психологии человека Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога |
Компетенции \ этапы, уровни | Начальный этап / базовый уровень | Основной этап / средний уровень | Завершающий этап / итоговый уровень |
В практической деятельности способность программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7). | Состояние и перспективы современной социальной психологии Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы Качественные методы исследования: феноменологическое интервью | Проектирование развития одаренных детей Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования Психология социального влияния | Производственная практика Психологические исследования рекламы и PR |
Шкала оценивания
При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Прогнозирование развития психологической культуры общества» используется 4-балльная шкала.
Шкала соотносится с целями дисциплины и предполагаемыми результатами ее освоения, то есть оценивается тот уровень освоения компетенции, который заявлен в рамках обучения по данной дисциплине.
Зачет ставится автоматически без ответа на вопросы к зачету, если в течение сессии на всех занятиях магистрант демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Зачет ставится во время зачетного мероприятия (ответов на вопросы к зачету), если магистант демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Зачет (условно) ставится, если магистрант демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий магистрант показывает владение менее 50% приведенных показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, магистрант испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Зачет не ставится, если магистрант демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
4.4.Типовые контрольные задания
В отношении компетенции: способность и готовность к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2).
Критерии \ Уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный | Примеры заданий для проверки знаний. 1.- Что такое научная парадигма? Дайте определение. 2.- Почему методологические принципы экспериментальной психологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой объяснения? Какова эволюция парадигмы объяснения? 3.- Существуют ли различия в методах исследования в парадигмах объяснения, понимания, «раскрытия»? Какие? | ||
Инструментальный | Примеры заданий для оценки сформированности умений. 1.-Выберите правильный вариант ответа. Создателями теории социальных представлений являются: а) К. Герген; б) Д. Хоманс; в) С. Московичи и Э. Дюркгейм; г) С. Московичи; д) М. Шериф; е) Г. Келли и Р. Мертон. 2.-Выберите правильный вариант ответа. «Европейский» вклад в новую научную парадигму в современной социальной психологии сделали: а) теория социальной идентичности А. Тэшфела; б) теория социальных представлений С. Московичи; в) этогеника Р.Харре; г) социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена); д) социобихевиоральный подход А. Бандуры; е) программированное обучение Скиннера. 3. Найдите в психологической литературе примеры, доказывающие тезис об «изначальной» практичности социально-психологического знания. |
В отношении компетенции: способность и готовность к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7).
Критерии \ Уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный | Примеры заданий для проверки знаний. 1.-Почему социальное знание является продуктом совместной деятельности людей? 2.-Почему с позиции новой научной парадигмы социально-психологического знания новой функцией социальной психологии является не функция прогнозирования поведения, а функция «катализатора социальной восприимчивости и чувствительности» (по К. Гергену)? 3.-Выберите теоретические направления, на ваш взгляд, наиболее подходящие для целей обучения приемам и техникам самопрезентации. | ||
Инструментальный | Примеры заданий для оценки сформированности умений 1.-Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме 4. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. 2.-Подготовьте презентацию содержания новой книги по социальной психологии из предложенного списка по теме 5. 3.-Проведите сравнительный анализ основных исследований самопрезентации, укажите наиболее интересные результаты каждого исследования. |
Вопросы к зачету
1. Современное определение предмета социальной психологии Этапы развития социальной психологии в СССР и в России.
2. Эволюция парадигмы в социальной психологии. Усиление роли социального контекста. Социальная психология и социальные изменения.
3. Теоретические источники психологии социального познания.
4. Теория социальных представлений (С. Московичи, Д. Жоделе). Структура социальных представлений.
5. Формирование и изменение социальных представлений.
6. Социальные схемы, скрипты и сценарии (М. Аугостинус, С. Фиск).
7. Социальная психология эмоций. Когниции и эмоции.
8. Атрибутивные процессы и теория социальной атрибуции.
9. Психология социальной установки.
10. Проблемы социального конструирования. Движение социального конструктивизма К. Гергена.
11. Новые акценты в социальном познании. Специфика процесса социальной категоризации.
12. Психология межгрупповых отношений.
13. Социальная идентичность личности и ее структура. Виды социальной идентичности: эмпирические исследования.
14. Проблемы социального дискурса. Изменение роли языка в социальной психологии.
15. Социальный психоанализ в России.
16. Социально-психологическая безопасность личности
17. Социальная психология болезни и здоровья.
18. Социальная психология справедливости.
19. Социальная психология восприятия и внешнего облика личности.
20. Социальная психология пространства.
21. Социальная психология времени.
22. Социальная психология экономического поведения и деловой активности.
23. Социально-психологические проблемы нравственности и духовности.
24. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе.
Примеры практических заданий
1. Найдите в психологической литературе примеры, доказывающие тезис об «изначальной» практичности социально-психологического знания.
2. Почему методологические принципы экспериментальной психологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой объяснения? Какова эволюция парадигмы объяснения?
3. Существуют ли различия в методах исследования в парадигмах объяснения, понимания, «раскрытия»? Какие?
4. Выберите правильный вариант ответа. «Европейский» вклад в новую научную парадигму в современной социальной психологии сделали: а) теория социальной идентичности А. Тэшфела; б) теория социальных представлений С. Московичи; в) этогеника Р.Харре; г) социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена); д) социобихевиоральный подход А. Бандуры; е) программированное обучение Скиннера.
5. Почему с позиции новой научной парадигмы социально-психологического знания новой функцией социальной психологии является не функция прогнозирования поведения, а функция «катализатора социальной восприимчивости и чувствительности» (по К. Гергену)?
6. Почему социальное знание является продуктом совместной деятельности людей?
7. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме 4. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье.
8. Подготовьте презентацию содержания новой книги по социальной психологии из предложенного списка по теме 5.
9. Опишите ситуацию, в которой другому человеку или группе удалось убедить или повлиять на вас определенным образом, склонив к поведению или мнению, о котором вам впоследствии пришлось сожалеть. Проанализируйте эту ситуацию с учетом факторов, связанных с чрезмерной податливостью к убеждению. Другими словами, Почему вы поддались социальному влиянию?
10. Выберите теоретические направления, на ваш взгляд, наиболее подходящие для целей обучения приемам и техникам самопрезентации.
11. Проведите сравнительный анализ основных исследований самопрезентации, укажите наиболее интересные результаты каждого исследования.
12. Придумайте пример неформальной нормы (например, существующий в кругу ваших друзей) и соответствующей санкции за ее несоблюдение. Придумайте пример девиации, которая не противоречит общественным правилам, законам и за нее не могут последовать какие-либо очевидные негативные санкции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Планы практических занятий
Основная
Овсянникова Е.А. Социальная психология: учебное пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова – 2-е изд., перераб. – М. : Флинта, 2015. – 163 с. (ЭБС Университетская библиотека online).
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279866; дата обращения: 14.05.2016.
Юревич А.В. Психология социальных явлений. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. -352 с. ЭБС Университетская библиотека online.
Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271671;дата обращения
Дополнительная
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электрон. науч. журн. - 2009. - N 1 (3). Режим доступа: http://psystudy.ru
Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособ. для студентов вузов. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 303 с.
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособ. для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 286 с.
Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине ХХ столетия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 534 с. ЭБС Университетская библиотека online.
Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=430524
Айзенбах И., Эртель М.Бессознательное в организации. Психоанализ социальных систем. Антология / перевод А. Логинов. - М. : Verte, 2009.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М. : «Академия-Центр», 1995. - 323 с.
Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. - М. : Аспект Пресс, 2008.
Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии: дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 327 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=307551
Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб. : Питер, 2003. - 507 с.
Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - М. : Смысл, 1996. - 373 с.
Воловикова М. И., Мустафина Л.Ш. Представления о совести в российском менталитете. – М. : Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2016. – 144 с.
Гребенщикова Т.А., Зачесова И.А. Психология повседневного дискурса: Интенциональный аспект. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 208 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271646
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-пресс-Ц, 2000.
Гулевич О. А. Социальная психология справедливости. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 284 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=86283.
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 496 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=220990.
Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. -560 с.
ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=862887
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.
Клецина И. С. Психология гендерных отношений. - СПб. : Алетейя, 2004. -408 с.
Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 571 с.
Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. - 212 с.
Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 794 с.
Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. М. Жукова. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 256 с.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2008.
Минаева Н. С. Пивоваров Д. В., Бондар Э. Л. Методы социальной психологии / под общ. ред. Н. С. Минаевой. - М. : Академический Проект, 2007. - 351 с.
Московичи С. Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер, 2007.
Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / Акад. Пед. И соц. Наук. - М. : Инт-т практ. психол., 1998. - 368 с.
Нестик Т. А. Социальная психология времени. – М. : Ин-т психологии РАН, 2014. – 496 с.
Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271656.
Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. Учеб. пособие. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 344 с.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / пер. с англ. – СПб. : Питер, 2000. - 522 с.
Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУП, 2003. - 615 с.
Перелыгина Е. Б., Зотова О. Ю. Методологические основы безопасности личности: социально-психологические аспекты. - М. : Изд-во «Альтекс», 2009.
Петренко В. Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 75 - 81.
Попов В. Д., Федоркина А. П., Степнова Л. А., Горобец Т. Н. Основы социального психоанализа / под общ. ред. В. Д. Попова., Рос Акад. Гос. Службы при Президенте РФ. - М. : РАГС, 1996. - 192 с.
Практикум по социальной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.
Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2000. – 480 с.
Психологические исследования нравственности. – М. : Ин-т психологии РАН, 2014. – 416 с.
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / пер. с англ. В.В. Румынского / под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 429 с.
Самойлова И. Г., Усков М. А. Методы социально-психологических исследований (психосемнтические методы в исследовании экономической социализации) : учеб.-метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 54 с.
Семенова Т.В. Социальная психология комического: учебное пособие, 2-изд. – Самара: ПГСГА, 2014. – 384 с.
Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби: Проспект, 2006. - 336 с.
Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное: социологический и социально-психологический аспекты. - СПб. : Питер, 2005. - 267 с.
Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Сухова. – 7-е изд. перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 615 с.
Социальная психология: учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М. : Академия, 2003. - 600 с.
Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 475 с
Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А. Л. Свенцицкий - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М. : Аспект Пресс, 2002.
Социальная психология: практикум. Учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. Т. В. Фоломеевой. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 480 с
Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. - М. : Гардарика, 1999. - 395 с.
Социальная психология. Словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 368 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: учеб. пособ. для студ. вузов. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 208 с.
Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. - М. : Аспект Пресс, 2004.
Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 412 с.
Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 384 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=212995
Триандис Г. Культура и социальное поведение. - М. : Форум, 2007.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.
Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 622 с.
Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.
Якимова Е. В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М. : ИНИОН, 1995. - 115 с.
Якоб Л. М. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М. : Академический проект, 2004. - 320 с.
5.4.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1.http://www.ipd.ru/
Институт развития личности РАО
2.http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html
Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ
3.http://www.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование»
4.http://www.gumfak.ru/
Электронная гуманитарная библиотека
5.http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
6.http://dictionary.fio.ru
Психологический энциклопедический словарь
7.http://www.magister.msk.ru/library/
Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов
8. www.flogiston.ru
Психологический портал
9. www.koob.ru_socialpsychology
Электронная библиотека по социальной психологии
10.soclib.ru
Электронная библиотека
11. psylib.org.na
12. azps.ru
13. http://e.lanbook.com
Электронно-библиотечная система изд-ва «Лань»:
5.5.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Аудитория для лекций и практических занятий. Мультимедийная техника – для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины «Состояние и перспективы» рассчитана на профессиональную подготовку магистров по направлению «Психология». Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, читается в первом семестре. Курс на начальном уровне формирует профессиональные компетенции: ПК-2, ПК-7.
Совместно с ним на этом уровне ПК-2 формируется в дисциплинах: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», а ПК-7 на начальном уровне обеспечивают дисциплины: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Качественные методы исследования: феноменологическое интервью».
Средний уровень компетенции ПК-2 связан с дисциплинами «Методологические проблемы психологии» в первом семестре, «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» во втором семестре, «Деформация и девиация личности и поведения» в 3 семестре. На высшем уровне компетенция ПК-2 формируется в курсах: «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре и «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре.
Профессиональная компетенция ПК-7 на среднем уровне формируется курсами «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология социального влияния» в 4 семестре. На итоговом уровне компетенция ПК-7 формируется в ходе производственных практик и дисциплиной «Психологические исследования рекламы и PR» в 4 семестре.
Цель курса заключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Задачи курса:
- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;
- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;
-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;
-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;
- сформировать способность на начальном уровне создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Краткое содержание дисциплины:
Раздел 1. Современная социальная психология
Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии.
Тема 2. Психология социального познания.
Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии
Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений.
Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология.
Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований.
Дисциплина изучается в объеме 72 часов, из них 12 аудиторных в 1-м семестре. Итоговая форма отчетности – зачет во 2-м семестре.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Направление подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовкиЗаочная форма обучения
Квалификация (степень) выпускникамагистр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Г. Кострома 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Состояние и перспективы современной социальной психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» в первом семестре обучения. Курс имеет теоретико-практическую ориентацию и предполагает лекции и интерактивные занятия. Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1.Цели и задачи освоения дисциплины
Цель курсазаключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Задачи курса:
- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;
- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;
-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;
-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического и