Какие взаимоотношения членов коллектива отличают коллектив от диффузной группы?
а) взаимная требовательность;
б) сопереживание, чувство долга и ответственности;
в) сплоченность, контактность, независимость ее членов;
г) чувство симпатии, дружба ее членов.
15. Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения позиций, оценки и взглядов, – это ...
а) конформность;
б) сплоченность;
в) групповая совместимость;
г) действенная эмпатия.
16. Внутригрупповая внушаемость – это ...
а) сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности;
б) неосознанная установка, выражающаяся в непроизвольно возникшей податливости индивида к мнению и позиции группы в целом;
в) преднамеренное стремление принять мнение и позицию членов группы во избежание конфликта с нею (внешнее согласие, на внутреннее расхождение);
г) эмоциональное приобщение личности каждого к коллективу как целому, с которым личность сознательно или неосознанно себя идентифицирует.
17. Эмоциональное приобщение личности каждого к коллективу как целому, с которым личность сознательно или неосознанно себя идентифицирует носит название …
а) внутригрупповая внушаемость;
б) действенная эмпатия;
в) сплоченность;
г) внушаемость.
18. Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом, - это …
а) внутригрупповая внушаемость;
б) действенная эмпатия;
в) сплоченность как ценностно-ориентировочное единство;
г) правильного варианта ответа нет.
19.Группа, в которой межличностные отношения существуют, но не опосредствуются содержанием групповой деятельности, это -
а) корпорация;
б) ассоциация;
в) диффузная группа;
г) коллектив.
Какие из перечисленных групп являются контактными группами?
а) классный ученический коллектив;
б) педагогический коллектив школы;
в) дошкольники;
г) подростки.
21. Метод изучения межличностных отношений в малых группах - …
а) референтометрия;
б) социометрия;
в) метод интроспекции;
г) лабораторный эксперимент.
22. Конгломерат – это …
а) асоциальная по своим установкам группа;
б) условная группа;
в) группировка сторонников лидера группы;
г) отдельно стоящая группа от основной группы.
23. Группа людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями, - это …
а) референтная группа;
б) условная группа;
в) контактная группа;
г) ассоциация.
24. Неорганизованная или случайно организованная группа - это...
а) номинальная группа;
б) корпорация;
в) ассоциация;
г) диффузная группа.
25. Общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям деятельности, – это …
а) уважение;
б) авторитет;
в) признание;
г) лидерство.
26. Метод изучения межличностных отношений в малых группах – метод социометрии был предложен …
а) А.С. Макаренко;
б) Дж. Морено;
в) С. Холлом;
г) У. Джеймсом.
27. Выявление круга лиц, значимых для индивида в отношении оценки качества его личности, способов его поведения, мнений и ориентаций осуществляется посредством метода …
а) включенного наблюдения;
б) референтометрии;
в) естественного эксперимента;
г) анкетирования.
28. Экспериментальные исследования показали, что внушаемость в коллективе …
а) такая же, как и в диффузной группе;
б) гораздо ниже, чем в диффузной группе;
в) гораздо выше, чем в диффузной группе;
г) ниже, чем в ассоциации, но выше, чем в диффузной группе.
29. Третий слой межличностных отношений в коллективе образует совокупность групповых характеристик, …
а) определяемых основной функцией коллектива;
б) каркас специфических характеристик данного коллектива: мотивы и цели его совместной деятельности;
в) каркас специфических характеристик данного коллектива: работоспособность, устойчивость к разрушающим факторам, связь с другими коллективами;
г) все варианты ответа правильные.
30. Проблемой изучения коллектива в отечественной науке занимались …
а) П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев;
б) Н.К. Крупская, А.С. Макаренко;
в) Б.М. Теплов, В.В. Давыдов, С.П. Баранов;
г) Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская, В.С. Мухина.
Ответы
1в.2б.3а.4абг.5б.6б.7г.8в.9г.10а.11вбг(а).12а.13б.14аб.15б.16б.17б.18в.19в.20аб.21б.22г.23в.24а.25б.26б.27б.28б.29г.30б.
Тема: «Внимание»
Тест №1.
1. Внимание – это ...
а) внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности;
б) это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность;
в) это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности;
г) это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних раздражителей на соответствующие рецепторы.
2. Концентрация внимания – это ...
а) удержание в поле зрения определенного числа одновременно отражаемых объектов;
б) длительность сохранения интенсивного внимания на объекте;
в) отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, углубление в деятельность, торможение побочной деятельности;
г) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.
3. Колебание внимания – это ...
а) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания;
б) свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности;
в) длительность сохранения интенсивного внимания на объекте;
г) непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы.
4. Произвольное внимание – это …
а) сосредоточение сознания на объекте в силу особенности его раздражителя;
б) сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности;
в) сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение;
г) длительное сохранение интенсивного внимания на объекте.
5. Непроизвольное внимание – это ...
а) сосредоточение сознания на объекте в силу особенностей его раздражителя;
б) сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности;
в) сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение;
г) длительное сохранение интенсивного внимания на объекте.
6. Ученик читает наизусть стихотворение и одновременно на бумаге решает примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 2-х десятков. Какое свойство внимания здесь имеет место?
а) концентрация;
б) распределение;
в) устойчивость;
г) переключение.
7. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – это ...
а) концентрация внимания;
б) переключение внимания;
в) рассеянность внимания;
г) объем внимания.
8. Длительность интенсивного сосредоточения внимания зависит от ...
а) характера и содержания деятельности;
б) отношения к объекту внимания;
в) степени интереса к объекту или деятельности;
г) все варианты ответа правильные.
9. Непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы, – это …
а) отвлечение;
б) распределение;
в) концентрация;
г) рассеянность.
10. Причинами возникновения, пробуждения непроизвольного внимания могут быть: …
а) степень интенсивности раздражителя;
б) новизна раздражителя;
в) соответствие раздражителя потребностям человека, влияние прежнего опыта, общая направленность личности человека;
г) все варианты ответа правильные.
11. Отвлечение – это …
а) одновременное выполнение двух и более видов деятельности ;
б) неумение сосредоточиться на предмете (объекте), непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты;
в) быстрый переход от одной деятельности к другой;
г) следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он кроме своей работы ничего не замечает и порой не реагирует на другие раздражители.
12. Одновременное удержание определенного числа отражаемых объектов в поле зрения – это …
а) концентрация внимания;
б) распределение внимания;
в) рассеивание внимания;
г) объем внимания.
13. Свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности, - это …
а) концентрация внимания;
б) распределение внимания;
в) рассеивание внимания;
г) объем внимания.
14. Распределение внимания – это …
а) перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи;
б) одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними;
в) частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты;
г) одновременное удержание определенного числа отражаемых объектов в поле зрения.
15. Кому принадлежит следующее высказывание, характеризующее физиологический механизм внимания:
«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью»?
а) А.А.Ухтомскому;
б) П.Я.Гальперину;
в) И.П.Павлову;
г) И.М.Сеченову.
16. В регуляции высших форм внимания большую роль играют доли …
а) височные;
б) затылочные;
в) лобные;
г) теменные.